Позиция Исследователя

Но понимая все объективно, мы не могли не заметить свой субъективный взгляд на анализ, при проведении длительных дискуссий. Мы старались быть «нейтральными» и уважать выбор наших собеседников, мы не могли помочь им, но чуствовали некую дистанцию от них, и пытались наблюдая за ними, понять их. Они несомненно отличались от нас своими взглядами?и насколько тогда?

Не важно насколько сильно мы пытались их понять и глубоко проанализировать их позиции, это было сложно. Для нас было загадкой почему современные городские образованные женщины решают носить платок по собственной воле.

Мы применили ряд методов в процессе интерпретации результатов исследования, чтобы охватить разнообразные аспекты жизни женщин, носящих хиджаб. Мы наблюдали их в социуме, например поведение на улицах, в торговых центрах, показах мод, и в женских клубах в Анкаре и Стамбуле, а также на побережьях в курортах. Во время выходных мы занимались семьями женщин, покрывающих голову на летних курортах: плавали в женских бассейнах и подслушивали беседы вокруг нас о компьютерах, спорте и диетах. Но более комфортно, мы себя чувствовали себя, на балконе нашего номера, когда наблюдали за гуляющими женщинами с расстояния.

После нашего нахождения на курорте во время того, когда мы ждали свой автобус мы поняли что нуждаемся в одном и том же, это алкоголь. На курорте не было алкогольных напитков и это очень мешало вести свою повседневную жизнь. Мы сполна насладились вкусом дешевого вина и не чувствовали себя комфортно, даже если слово «комфорт» произносилось каждый день от других отдыхающих.

Аналогичные чувства мы испытывали при проведении интервью,которые мы провели с различными владельцами магазинов и дизайнерами во время показа мод. Мы почуствовали отчужденность как с их, так и с нашей стороны. Более успешными были с женщинами у них дома, поскольку они были более откровенны дома. Эти интервью продолжались между 2-4 часами дня и сопровождались чаепитием. Кроме того несколько собеседниц во время проведения беседы попытались поднять вопрос религии Ислам, о ее достоинствах и обвинили нас что на практике наша религия на проявляется, т.е. пока мы выполняли роль исследователей, они пытались взять на себя роль миссионеров. Пока мы пытались быть независимыми наблюдателями на значимых женских собраниях, таких как книжные собрания, религиозные дискуссии и др, мы встретились с неудобной ситуауцией потенциальной «вербовки». Следовательно мы не могли глубоко погрузиться в наше исследование хорошо.

Что еще мы узнали? Есть возможность несмотря на все получить хорошие результаты, путем затраты большего времени, увеличения количества испытуемых и наблюдением в разных местах в разных социальнах контекстах. На наш анализ потребовалось 4 года, привлечение больше 60 испытуемых в разных контекстах, что бы получить нужную информацию. Мы также обнаружили что опрос некоторых опрашиваемых на ранних этапах была особо плодотворным: анализ интервью и качественного наблюдения в домашних условиях, а также взаимосвязь испытуемого и его мимики и жестов, кинестетики дало обширный результат. Мы анализировали материалы, сравнивали его между собой и проверяли правильность его интерпретации.

Кроме того мы очень бережно относились к ведению научно-исследовательских переговоров с опрашиваемыми, мы преодолевали непонимание в умах закрытых женщин, подобно тому как мы преодолевали это в своем сознании. В данном контексте большую роль играло то, что мы были профессорами университета, и там хиджаб был официально запрещен, что помогло при приобретении доверия. Мы были должны ответить на все связанные с этой темой, вопросы, что бы отогнать подозрения своего неуважения к данной традиции. Мы гарантировали нашим опрашиваемым конфидециальность и анонимность, предлагали им копии интервью, которое они могли отредактировать при желании. Это помогало, но не всегда...тем не менее перед проведением интервью нам нужно было подготовить базис, решать что именно должно было быть включено в анализ. Важно было правильно подобрать выборку, которая наиболее отражала изучаемое население и подходила под теоритические задачи. Lee (1993) доказывает что люди участвующие при подобном исследовании, порой стремяться скрыть свои взгляды и мнения, и полученный метериал становиться все более ценным. Кроме того когда уже завершен выбор испытуемых и мест проведения наблюдения необходимо сравнить это с целями и задачами исследования, и вместить в теоритический конструкт нашего исследования. Важно понимать что не весь полученный материал может умещаться в данный конструкт и сложные образцы общественной организации не могут быть столь очевидны до начала исследования.

Но в то же время единственное упомянутое различие в литературе было то что женщины из селений носят хиджаб из привычки, а городские женщины в знак политических убеждений. И многие женщины следовали их примеру. Затем были сложности в том, что кроме женщин носящих тюрбан были еще и те кто носил черную чадру,одежда свободного покроя покрывающая тело от головы до ног. Мы долгл думали включать ли их в наше исследование, или оно делеки от анализируемых нами женщин. Подобные женщины обычно были связаны с религиозными сектами, которые были радикальны и скрытны по своему направлению. Получение доступа к подобным женщинам было очень затруднено и потенциально опасно. Поэтому мы и решили что женщины из среднего класса, носящие хиджаб более нам подходят, так как они связаны с политикой. Ниже мы хотим описать как мы проводили наше исследование.(Sanjek, 1990)

Мы начали с ключевой фигуры, которая была женой нашего университетского коллеги. Наш коллега весьма активно участвовал в политических делах партии Исламистов и вскоре после того как он занял место в парламенте, покинул университет. Он был ученым в области информационных технологий. Его жена же была из современной семьи, где не носили платки, и в детстве она носила даже шорты. В доме, где мы ее и посетили она была в футболке и плотных джинсах с длинными волосами. Она уже была знакома с некоторыми исследованиями одного из авторов и после того как мы объяснили ей свою заинтересованность в ней, она была очень прямодушной и рассказало много о манере одеваться и других привычках. Она подробно рассказала о других стилях в одежде и манере одеваться представительниц различных классов: студентов, преподавательского состава и женщин участвующих в общественной жизни, и женщин из высшего класса. Она пожелала представить нас своей подруге которая способствовала тому что несколько ее коллег тоже решили покрыть голову, так мы нашли еще 6 женщин пожелавших принять участие в исследовании. Тем не менее многие вещи получались не сразу, не всегда мы находили новых респондентов, например из числа студентов. Мы осуществляли это через тех с кем уже говорили, они помогали найти новых участников, убеждали их в нашей безопасности. Biernacki И Waldorf (1981) предлагают схему цепочки, когда во время начала проекта, контакты привлекают еще участников, и со временем это цепочка рестет, что гарантирует достаточный охват населения.

В следующей фазе поиска респондентов, мы попытались опросить студентов из университета. Не имея знакомых в других университетах мы начали с студенток нашего университета, покрыающих голову. Но когда мы вежливо объяснили цель исследования, то получили отказ. Разачарованные мы попросили наших студентов-ассистентов найти женщин, носящих хиджаб среди своих друзей или знакомых, к которым они имеют доступ, что бы запустить цепочку. У нас получилось найти несколько участников, но не много. Даже когда мы были готовы провести интерью, девушки студентки стеснялись и были весьма закрыты. Для нас была важна именно эта категория, потому что именно в университетские годы происходит включение в общественную жизнь, приобретение индивидуальных взглядов, и на религию в том числе. В это время принимается решение о покрытии головы платком. В связи с этим было трудно найти желающих говорить искренне и открыто, без страха и беспокойства.

Глубинное интервью и наблюдение за участниками, которые доверяют исследователям есть показатель эффективного взаимодействия Renzetti и Lee (1993) отмечают что создание доверительных отношений между исследователем и респондентом не простая задача, и существует много ситуаций в которых исследователь сталкивается с недоверием и враждебностью. В подобным, нашему случаю, ситуаций респонденты обычно относяться с скептицизмом и дают поверхностные ответы. Несколько исследователей также обратили внимание на то что в актуальных исследованиях участники склонны лгать в своих ответах(Bleek, 1987; Nachman, 1984). Поэтому порой чтобы минимизировать данную проблему, один из исследователей проверяет достоверность информации(Shahidian, 2001). Но в нашем случае проблемой было не то что нам лгали, а в том что мы просто не могли найти участников, согласившихся на интервью. И удачей было получение хоть каких то данных. Среди наших знакомых нам удалось выйти на девушку из другого университета, с последнего курса социологии, которая носила платок. Нам удалось объяснить ей при встрече свою заинтересованность, и в чем состоит наше исследование. Она была заинтересована и согласилась работать на нас, проводить интервью и собирать данные. Она далала для нас 20 интервью и все со студентками. Мы тесно с ней сотрудничали, потому что она добывала очень ценные данные и становилась самым главным учстником. Она и наша первая участница, которая познакомила нас с со своими друзьми завершали поле нашей деятельности. Мы также смогли поговорить с несколькими представительницами из высшего класса и феминистками, через мужа той же первой участницы. Они нас и навели на мысль о популярных местах посещения женщин, покрывающих голову, таких как курорты и побережья, магазины и др. Мы также опросили клерков и продавцов магазинов, изготовителей и разработчиков одежды. Мы узнали о популярной литературе, журналах, телевизионных каналах, которые пользовались успехом у наших исследуемых и провели подробный анализ и в этой области. Через осведомленность в этой области мы были способны понять и найти информацию об общественных, политических, культурных и идеологических интересах. Когда мы во время беседы ссылались на популярный роман или или телесериал то сразу вызывали улыбку, что помогало преодолеть чувство отчужденности.

Исходя из всего этого, получается что даже найдя только двух понимающих помощников, доверяющим нам и исследование трудных но актуальных вопросов стало возможным. Неоценимым оказалось и СМИ такие как: газеты, книги, реклама, телевидение и журналы, а также интернет сайты и интернет беседы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: