Головку (табл. 6.4) применяют для обвязки устья при цементировании нефтяных и газовых скважин в одну и более ступеней с одновременным расхаживанием обсадных колонн, а также в случае манжетного цементирования. Она состоит (рис. 6.11) из корпуса 9, крышки 5, гайки 4, разделителя среды 11, манометра 10, указателя начала движения пробки 13, предохранительного переводника 1, фиксатора с шестигранной головкой 12.
Обвязывающие трубопроводы и арматура включают патрубки 2, быстроразъемные соединения 7, цементировочные 6, промывочные 8 и продавочные краны 5.
Головка имеет перепускное устройство, выравнивающее давление в полостях корпуса и ниже разделительной пробки, а также сигнальную систему начала движения цементировочных пробок.
Обвязка цементировочной головки обеспечивает промывку нагнетательных линий после закачивания тампонажного раствора без их предварительного отсоединения.
Таблица 6.4. Техническая характеристика головок ГЦУ
Головка | Диаметр обсадной колонны, мм | Высота головки, мм | Наибольшее рабочее давление, МПа |
ГЦУ-140/146 | 140—146 | ||
ГЦУ- 168 | |||
ЩУ-245 | |||
ГЦУ-273 | |||
ГЦУ-324 | |||
ГЦУ-340 |
Рис. 6.11. Головка цементировочная универсальная ГЦУ:
/ — предохранительный переводник; 2 — патрубок; 3 —крышка; 4 — гайка; 5 —прода-вочвый кран; 6 — цементировочный кран; 7 — быстроразъемное соединенна; 8 — промывочный кран; S — корпус; 10 — манометр; //—разделитель среды; 12 — фиксатор; 13 — указатель начала движения пробки
Перед цементированием в головке указатель начала движения пробки 13 устанавливают в горизонтальное положение, затем отвинтив гайки и сняв крышку 3, устанавливают внутри корпуса цементировочную пробку. После этого головку монтируют на верхней части цементируемой обсадной колонны и соединяют обвязывающие трубопроводы с нагнетательными линиями цементировочных агрегатов.
После опрессовки нагнетательной линии и кранов пробным давлением продавочной жидкостью, открываются цементировочные краны 6, и* в скважину закачивается расчетное количество тампонажного раствора. Затем закрывают цементировочные 6 и открывают промывочные краны 8 для промывки нагнетательной линии. В то же время, не останавливая промывку, гаечным ключом выводят фиксатор 12 из зацепления, и, открыв продавочный кран 5, пробка уходит за пределы нижних патрубков. Затем, после закрытия промывочных кранов и открытия
цементировочных закачивают продавочную жидкость через патрубки с максимальной подачей. После посадки пробки на кольцо «стоп» открываются промывочные краны, в результате избыточное давление продавочной жидкости резко снижается.
§ 15. БЛОК МАНИФОЛЬДА
В процессе гидравлического разрыва пласта и других операций используют несколько насосных агрегатов. Для упрощения обвязки агрегатов между собой и устьевой головкой при нагнетании жидкости в скважину применяют самоходный блок манифольда.
Блок манифольда можно также использовать при цементировании скважин.
Блок манифольда 1БМ-700 для умеренного климата и 1БМ-700С для умеренного и холодного климатов состоит из напорного и приемно-раздаточного коллекторов, комплекта труб с шарнирными соединениями и подъемной стрелы. Все это оборудование смонтировано на шасси трехосного грузового автомобиля ЗИЛ-131 повышенной проходимости (рис. 6.12).
Техническая характеристика блока манифольда
Напорный коллектор
Максимальное рабочее давление, МПа... 70
Условный проход, мм.......................................................... 100
Число присоединяемых линий................................................ 6
Число линий, сводимых к устью..............................
Условный проход присоединяемых линий, мм 50
Предохранительный клапан..........................;. Гвоздевого типа
Краны пробковые Условный проход на линиях, мм:
отводимых к устью......................................................... 40
контрольной (с зубчатым сектором)... 25
Раздающий коллектор
Максимальное давление, МПа.............................. 2,5
Условный проход, мм.......................................... 100
Число присоединяемых линий............................................... 10
Условный проход присоединяемых линий,
мм......................................................................................... 50
Максимальное давление, на которое отрегу
лирован предохранительный клапан, МПа 2,5
Вспомогательный трубопровод
Число труб.........................................................
Общая длина труб, мм......................................
Условный проход труб, мм............................................... 50
Число шарнирных колец для соединения труб 16
Подъемная стрела
Грузоподъемность, кг....................................... 400
Вылет стрелы, мм.................................................. 1600
Механизм подъема стрелы......................................... Ручная лебедка с ав
томатическим тормозом
Габаритные размеры, мм................................................. 7535X2500X2589
Масса, кг.................................................................. 8736
\
Напорный коллектор включает кованую коробку с шестью отводами для соединения с насосными или цементировочными агрегатами, центральную трубу с датчиками контрольно-измерительных приборов (манометра, плотномера и расходомера), два отвода для соединения с арматурой на устье скважины, пробковые краны и предохранительный клапан.
Клапанная коробка снабжена шестью обратными клапанами, автоматически закрывающими проход при снижении давления в выкидной линии одного из присоединительных агрегатов.
Раздающий коллектор служит для распределения рабочих жидкостей (промывочного раствора, воды, песчано-жидкостной смеси и т. д.) цементировочным и насосным агрегатам.
Комплект насосно-компрессорных труб диаметром 50 мм служит для соединения напорного коллектора с устьем скважины, а также подвода к раздающему коллектору продавоч-ного раствора, воды и других жидкостей.
Для механизации погрузки и выгрузки арматуры устья блок манифольда снабжен поворотной стрелой с ручным управлением.
УСТАНОВКИ НАСОСНЫЕ
Предназначены для нагнетания различных жидкостей в скважину при промывке ее от песчаных пробок, а также при проведении других промывочно-продавочных "работ при текущем и капитальном ремонтах скважин.
Установка насосная УН1Т-100Х200 (рис. 6.13 и табл. 6.5), смонтированная на тракторе Т-130.М.Г-1, заменила агрегат АзИнмаш-32М на базе трактора Т-100М.
Установка УН IT-100X200 состоит из узла отбора мощности, коробки передач КП-4-90, цепного редуктора, насоса НГТ-100, манифольда, вспомогательного трубопровода, поста управления, системы обогрева и продувки.
Рис. 6.13. Установка насосная УН1Т-100Х200:
/—вспомогательный трубопровод; 2 — монтажная база—трактор Т-130.М.Г-1; 3 — кабина с пестом управления; 4 - насос НП-100; 5 - манифольд; 6 - силовая передача привода насоса
Рис. 6.14. Кинематическая схема установки УН1Т-100Х200:
;_,уйчатая Mvdrra- 2-узел отбора мощности; 3- карданный вал; 4 — коробка пере-да^; 5-насос НП-100; 6 -цепной редуктор; 7-ведомый вал; S - вал промежуточный; 9 — ведущий вал
Узел отбора мощности 2 (рис. 6.14) обеспечивает передачу крутящего момента от верхнего вала коробки передач трактора ведущему валу коробки насосной установки. Он состоит из корпуса, в котором установлены на шарикоподшипниках приемный и ведомый валы, соединяющиеся между собой зубчатой муфтой 1. Ведомый вал посредством карданного вала 3 связан с ведущим валом коробки передач 4. Подшипники и зубья муфты включения смазываются разбрызгиванием из общей масляной ванны, карданные сочленения — консистентным маслом.
Коробка передач трехвальная, четырехскоростная включает ведущий 9, промежуточный 8 и ведомый 7 валы с шестернями и муфтами включения, а также валики переключения скоростей с вилками. Каждый из трех валов коробки установлен на конических роликоподшипниках. На ведущем валу 9 на шлицах закреплена шестерня постоянного зацепления, передающая вращение промежуточному валу. Промежуточный вал имеет шлицы по всей длине вала, па которых зафиксированы зубчатые колеса. Вращение промежуточного вала передается ведомому валу, на стальных термообработанных втулках которого вращаются зубчатые колеса с запрессованными в них биметаллическими втулками. Все зубчатые колеса коробки цилиндрические с косым зубом. Включение передач коробки производят при помощи зубчатых муфт, которые скользят по зубчатым ступеням, установленным на шлицах вала. Зубчатые муфты передвигаются посредством вилок, закрепленных на валиках переключения скоростей.
Подшипники валов и зубья шестерен коробки передач смазываются разбрызгиванием из общей масляной ванны.
Цепной редуктор 6 передает вращение от ведомого вала 7 коробки передач установки на вал силовой передачи насоса 5 НП-100. Звездочки редуктора насажены консольно на указанных валах, цепь натягивается специальным устройством, легко регулируемым с платформы установки. Насос НП-100 трех-плунжерный, горизонтальный, состоит из станины, приводной части шатунно-крейцкопфной группы, гидравлической части и системы смазки. Станина сварная, приводная, часть насоса включает вал силовой передачи и коренной вал. Вал силовой передачи выполнен заодно с шестернями и монтируется на радиальных роликоподшипниках в нижней части станины. Коренной вал установлен также на роликоподшипниках в сборе с двумя зубчатыми колесами, отлитыми заодно с эксцентриками. Крейцкопфы стальные, а их направляющие из антифрикционного чугуна. Крейцкопф связан с плунжером посредством штока с цилиндровой головкой. Шток уплотняется в станине резиновым сальником, подтягиваемым нажимной гайкой.
Гидравлическую часть насоса крепят к станине шпильками и центрируют штифтами. Корпусы уплотнения плунжеров при-
варивают к литой клапанной коробке. Плунжеры насоса направляются грундбуксами и уплотняются самоуплотняющейся манжетой. Доступ к клапанам предусмотрен через расточки под клапанные и цилиндровые крышки.
Снизу к клапанной коробке приварен приемный коллектор.
Зубчатые колеса и подшипники мотылевых головок шатунов смазывают разбрызгиванием из масляной ванны накоса. Опоры коренного вала, направляющая крейцкопфов и плунжеры смазываются принудительно от шестеренного насоса типа НШ-50У, получающего вращения от вала силовой передачи насоса.
Манифольд установки включает приемный и.нагнетательный трубопроводы. Приемный 100-мм рукав из прорезиненной ткани, оборудованный фильтром, соединен с приемным коллектором. Нагнетательный трубопровод комплектуют пробковым краном высокого давления, предохранительным клапаном многоразового действия типа КПМ-32-400, разделителем с компенсатором и манометром. На контрольной линии установлен секторный кран.
Вспомогательный трубопровод соединяет нагнетательный трубопровод установки с устьем скважины, он имеет четыре шарнирных колена и двадцать метров труб с быстросъемными соединениями.
В транспортном положении вспомогательный трубопровод укладывают на кронштейне, который крепят к передней части трактора.
Предпусковой обогрев масла коробки передач, отбора мощности, цепного редуктора и приводной части насоса, а также обогрев и продувка гидравлической части насоса и манифольда осуществляются выхлопными газами двигателя трактора при работе насоса на холостом режиме.
Обвязка системы обогрева и продувки позволяет осуществлять:
обогрев гидравлической части насоса;
продувку гидравлической части насоса, приемного и нагнетательного трубопроводов;
подвод тепла к механизмам и узлам установки через 50- и 100-мм рукава, присоединенные к манифольду установки.
Установка насосная УН1Т-100Х250 (см. табл. 6.5), смонтированная на тракторе Т-130.М.Г-1 в отличие от установки УН1Т-100Х200 имеет коробку передач типа КП-100. Кинематическая схема насосной установки (рис. 6.15) включает коробку отбора мощности 1 типа КОМ-ЧТЗ, насос 2 типа НП-100, цепной редуктор 3 и коробку передач 4 КП-100.
Установка насосная УН1Т-100Х200. Монтажной базой установки насосной УН1Т-100Х200 (АзИНмаш-35А) служит двухосный грузовой автомобиль ЗИЛ-130. 212
Установка состоит из насоса НП-160, силовой передачи, манифольда, вспомогательного трубопровода и системы дистанционного управления.
Привод насоса осуществляется от тягового двигателя автомобиля через коробку отбора мощности.
Коробка отбора мощности — трехзальная, односкоростиая, зубчатые колеса ее — цилиндрические, с косыми зубьями.
Приемный вал коробки отбора мощности получает вращение от промежуточного карданного вала автомобиля, связанного другим концом со вторичным валом коробки передач. От ведомого вала коробки отбора мощности вращение передается валу силовой передачи насоса посредством карданного сочленения.
Насос НП-160 трехплунжерный, горизонтальный, одинарного действия, расположен между кабиной и задним мостом автомашины.
Он унифицирован с насосом 1 НП-160 и отличается от последнего несколько увеличенным числом двойных ходов, а также конструкцией клапанов и приемного коллектора.
Число ходов насоса НП-160 изменяется переключением скоростей коробки передач автомобиля (скорость I не используется).
Диапазон давлений, принятый для агрегата, определен одним размером плунжера (диаметр и длина хода плунжера равны 125 мм).
Агрегатом управляют из кабины автомобиля, а также с поста управления на платформе агрегата.
С поста управляют фрикционной муфтой двигателя, системой подачи топлива и коробкой передач автомобиля. На щитке установлены тахометр, термометр для воды двигателя и манометр для системы смазки насосов.
Установка снабжена приемным и нагнетательным манифоль-дами, диаметры которых соответственно равны 100 и 50 мм.
Установка насосная УНБ1-100Х25, смонтированная на базе автомобиля высокой проходимости УРАЛ-4320, предназначена заменить установку УН 1-100x200.
Новая установка укомплектована трехплунжерным горизонтальным насосом Н5-160, дополнительно укомплектована мерным баком, двухскоростной коробкой передач, системой продувки и осушки.
Трехплунжерный насос Н5-160 (рис. 6.16) предназначен для нагнетания в нефтяные и газовые скважины промывочно-про-давочных жидкостей при соляно- и углекислотных обработках призабойной зоны пласта, промывках песчаных пробок и цементирования при капитальном ремонте.
Насос состоит из приводной 2 и гидравлической частей 1. Приводную часть монтируют на сварной станине с разъемом
по коренному валу, она снабжена устройством для крепления навесного редуктора 3. Коренной вал двухопорный с эксцентриками, кинематически связанными шатунами и крейцкопфами с плунжерами. В гидравлическую часть входят три гидроблока, каждый из которых крепят к станине. Гидроблок включает в себя клапанные узлы и плунжерные пары, ввертные клапаны и цилиндровые крышки и др. Имеются системы смазки подвижных элементов и гидрозащиты 4.