В основе организации многостаночного обслуживания (МСО) лежит использование времени машинно-автоматической работы одних единиц оборудования для переходов и выполнения ручных и машинно-ручных работ на другом обслуживаемом оборудовании.
Техническими предпосылками развития многостаночного обслуживания являются повышение уровня автоматизации используемого оборудования, улучшение системы управления им, в результате которых уменьшается доля ручного труда по обслуживанию оборудования и увеличивается доля автоматической его работы.
Экономическая целесообразность МСО заключается в возможности обеспечения полной занятости и рабочих-станочников и обслуживаемого ими оборудования.
Организационными предпосылками введения многостаночного обслуживания являются: рациональная планировка оборудования на рабочем месте, обеспечивающая удобство его обслуживания; кратчайшие маршруты перехода от станка к станку; реализация наиболее эффективной системы обслуживания рабочих мест; изменение форм разделения и кооперации труда с целью выполнения большинства функций (по наладке, подналадке станка, передачи деталей, заточке инструмента и др.) вспомогательными рабочими.
МСО может быть индивидуальным и бригадным, а система обслуживания станков:
- циклической (маршрутной), когда рабочий последовательно переходит от станка к станку по установленному маршруту;
- нециклической (сторожевой), когда рабочий меняет маршруты обслуживания, подходя к тому станку, на котором в данный момент заканчивается работа;
- комбинированной, т.е. сочетающей маршрутный и сторожевой вид обслуживания.
Построение различных вариантов многостаночного обслуживания базируется на нижеприведенных расчетах.
• Оперативное время выполнения операции (Т ОП) представляет собой сумму машинно-свободного времени (Т МС i) и времени занятости рабочего (Т З i)
Т ОП = Т МС i + Т З i,, (7.2)
• Машинно-свободное время (Т МС i) – это время автоматической работы станка не перекрываемое временем занятости рабочего при работе на данном станке
Т МС i = Т ОП – Т З i, (7.3)
• Время занятости рабочего обслуживанием одного станка (Т З i) складывается из следующих элементов
Т З i = Т ВН + Т ВП + Т АН + Т ПЕР , (7.4)
где Т ВН – вспомогательное неперекрываемое время; Т ВП – вспомогательное перекрываемое время; Т АН – время активного наблюдения за работой станка; Т ПЕР – время на переход от станка к станку.
• Общее время занятости рабочего при обслуживании группы станков (Т ЗРМ) будет равно сумме времени занятости рабочего по каждому из обслуживаемых станков
(7.5)
где n – число обслуживаемых станков.
• Основное условие эффективной организации многостаночного рабочего места выражается соотношением
(7.6)
Если Т МС больше Т ЗРМ у рабочего возникает свободное время, при Т МС меньше Т ЗРМ образуются простои оборудования.
• Количество станков, объединенных в группу для МСО, определяется по одной из формул
– для станков – дублеров (с одинаковой продолжительностью операций)
(7.7)
– для станков с различной длительностью выполняемых операций
(7.8)
где Кд – коэффициент, учитывающий возможные отклонения от нормального хода технологического процесса (0,7 ≤ Кд ≤ 0,9).
• Цикл многостаночного обслуживания (Т Ц) – период времени, в течение которого рабочий регулярно выполняет весь комплекс работ по обслуживанию закрепленных за ним станков. Его величина определяется по одной из нижеприведенных формул.
– при обслуживании станков – дублеров
, (7.9)
– для станков с различной длительностью выполняемых операций длительность цикла определяется по оперативному времени наиболее длительной операции
Т ц = (Т МС i + Т З i) max, (7.10)
• Свободное время рабочего в течение цикла МСО
Т СВ = Т Ц – ∑ Т З i, (7.11)
• Простои станков в течение цикла МСО
Т ПРС = Т Ц – (Т МС i + Т З i), (7.12)
• Коэффициент занятости рабочего- многостаночника в течение цикла МСО
, (7.13)
• Коэффициент загрузки станков в течение цикла МСО
. (7.14)
Возможные варианты многостаночного обслуживания графически представлены на рис. 7.1.
Рис.7.1 Варианты графиков многостаночного обслуживания
При обслуживании станков-дублеров рабочий и оборудование загружены полностью и не имеют простоев (рис.7.1а). Для групп технологически разнородного оборудования, выполняющих операции неравной и некратной продолжительности возможны простои как оборудования, так и рабочих (рис.7.1 б, в).
Наиболее эффективной считается такая организация многостаночного обслуживания, при которой обеспечивается полная загрузка оборудования и полная занятость рабочего-многостаночника.