Принятие решения - это сложное противоречивое действие, связанное с серьезными раздумьями, которые имеют место время от времени и приводят человека к действию (а иногда и нет). Одни, принимая решение, двигаются постепенно, шаг за шагом, обдумывая каждое действие. Другие ищут альтернативные решения, пытаются изменить окружающую среду. Таким образом, процесс принятия решения должен развиваться с учетом новой информации и новых условий. Попытаемся проанализировать предпосылки принятия решения с точки зрения философии и практики.
В реальной жизни очень трудно выбрать какое-то одно решение, так как этот процесс напоминает постоянно продолжающуюся сетку или «дерево решений». Выбор должен происходить при предварительном рассмотрении решений, в тесной связи с различными вариантами новых направлений решений, продолжается по различным путям. В качестве помощи социальным работникам в принятии этических решений желательно действовать по предлагаемой ниже модели. Подобное моделирование позволяет, в реальной жизни, обращать внимание на максимальное количество проблем, разрабатывать проект действий. Необходимо помнить, что каждое решение предшествует и следует из других решений, многие из которых могут подсказывать новые решения. Цель моделирования заключается в том, что это наиболее реальный способ помощи в принятии решения и понимании реальной жизни.
|
|
Процесс принятия решения может происходить в течение секунды или же, наоборот, длиться очень долгое время. В любом случае моделирование принятия решения включает следующие элементы [26]:
1) определение проблемы или вопроса, которые требуют решения;
2) постановка цели;
3) определение альтернативных стратегий и мишеней;
4) оценка и взвешивание возможных результатов по каждой позиции в результате достижения цели;
5) отбор лучших или наиболее подходящих условий (возможностей);
6) инструментальный отбор;
7) развитие результатов решения и действий.
Эта базовая модель принятия решения не ограничивается только этическими проблемами, так как этический аспект является частью каждого из перечисленных элементов. Суть такого метода заключается в том, что социальные работники могут иметь рациональный план, который помогает принимать решение в сложной ситуации. Социальные работники делают акцент на «сознательном использовании себя», на осведомленности себя и других, на принятии решения и начале действий только после осторожного обсуждения возможных иррациональных, импульсивных и не планируемых последствий.
До того как иллюстрировать процесс принятия решения, мы должны обратить внимание на дополнительные особенности, которые зависят от принятия этических решений. Как уже говорилось выше, специалисты часто оказываются в ситуации, когда информации недостаточно. Такое отсутствие информации ограничивает возможности рационального моделирования ситуации. При этом процесс принятия решения не всегда прост и прямолинеен, а подвержен постоянному сомнению. Например, как показывают исследования, дополнительные возможности могут быть найдены во время работы, а иногда необходимо вернуться к исходной позиции. Отметим и то, что важно знать о ценности каждого из элементов при принятии решения.
|
|
Давайте попробуем рассмотреть следующую ситуацию и принять решение.
Дина Р. – 12-летняя девочка, ученица 6-го класса, беременна (срок - 10 недель). Она хорошая ученица и никогда ранее не создавала проблем в школе, не обращалась за помощью к школьному социальному работнику. Девочку направили к школьному врачу в связи с ее беременностью. Из разговора социального работника с Диной выяснилось, что девочка не хочет делать аборт. Она ждет от социального работника, чтобы тот помог ей доходить срок до конца, без помощи родителей, так как те не в курсе ее решения рожать.
При разрешении этой ситуации необходимо учитывать следующие условия.
1. Профессиональный опыт работы подсказывает, что решение девочки не реально, так в 12 лет она не может обходиться без поддержки родителей. Также практический опыт подсказывает, что помощь Дине может заключаться в обсуждении сложившейся ситуации с родителями. И пока еще сроки позволяют сделать аборт, необходимо срочно поговорить с родителями, в противном случае стратегия поведения (работы) должна быть другой. Позволительно ли в подобной критической ситуации вмешиваться в решение клиента против его воли?
2. Беременность для 12-летней девочки может нанести вред эмоциональному и психическому развитию, так как есть серьезные препятствия ее будущему: общественному, образовательному и жизненному потенциалам. Позволяет ли это не считаться с желанием Дины?
3. Способна ли 12-летняя девочка компетентно решать - иметь или нет ребенка? Или беременность девочки говорит о ее зрелости для решения подобного вопроса? Может ли специалист поднимать этот вопрос, если Дина решила бы сделать аборт?
4. Может и должен ли социальный работник навязывать решение клиенту? Должен ли социальный работник настаивать на аборте? Если «да», то в каких случаях? На чем может основываться социальный работник при решении этой этической дилеммы?
В данной ситуации возникают и другие этические вопросы: при каких обстоятельствах девочка забеременела; кто отец ребенка и каковы его мнение и планы в отношении будущего ребенка.
Принятие решения не включает в себя автоматическое следование правилам. Специалист должен взвешивать все «за» и «против» предлагаемого решения. От мастерства специалиста зависят стратегия и возможные результаты.