Основные направления для принятия

Этических решений

При решении этических проблем необходимо учитывать и те позиции и установки, которые могут повлиять на дальнейшие действия социального работника. Например [26]:

1) философские ценности;

2) профессиональная этика;

3) практический опыт;

4) осведомленность и индивидуальный профессиональный опыт.

1) Философские ценности представлены в дескриптивной, нормативной и критической или метаэтике (относится к философскому учению, которое утверждает неизменность раз и навсегда данных и недоступных опыту начал мира или «духовного первоначала бытия»). Философы предлагают 2 подхода в вопросах этики - телеологический (цель) и деонтологический (долг). Сторонники телеологического подхода утверждают, что действия являются уже добром, не должны выбираться и ведут к определенному результату. Достижение «добра» должно быть критерием наилучшего решения и являться неким абсолютным стандартом и балансом зла. Телеологические теории утверждают полезность действия. Этический эгоизм при этом проповедует, что человек должен поступать с максимальной для себя пользой и неважно, как это скажется на окружающих. Этический утилитаризм предполагает, что наилучшим для большинства людей является то, что считается таковым.

Сторонники деонтологии считают, что действия могут быть «правильными» и «неправильными», независимо от последствий, к которым они ведут. Например, альтруизм присущ добру. Но как быть, если решение, основанное на альтруизме, может довести до бедствия того, кто это делает? Большинство деонтологов утверждают, что этические правила могут быть сформулированы и стоять над всеми обстоятельствами. Так, социальный работник не должен никогда врать клиенту и это правило никогда не должно быть нарушено, даже если эта правда «погубит» клиента.

Кант был первый современный философ, создавший деонтологическую концепцию в этической системе. Он проповедовал простой и бескомпромиссный путь, безусловные требования категориальных императивов, которые были морально необходимы и обязательны при всех обстоятельствах. Проблемы возникают тогда, когда один социальный работник следует деонтологической теории, а его коллега - телеологической.

2) Профессиональная этика: Одной из обязанностей социальных работников является развитие кодекса этики. Как говорилось ранее, профессиональная социальная работа основана на кодексе этики, который изменялся и переписывался в зависимости от изменений в самой профессии, в обществе, нужд и требований людей. Кодекс этики помогает специалисту состыковывать его профессиональную жизнь и принимаемые этические решения. При этом необходимо основываться на возможной экспертизе и разумном использовании профессиональных знаний. Тем не менее социальные работники часто оказываются в затруднительных ситуациях, принимая то или иное решение. Даже если кодекс содержит основные положения по этически сложным ситуациям, они обобщены, что в реальной жизни встречается редко. Кодекс этики можно назвать «промежуточным» этапом при решении этических дилемм. Большинство проблем требуют социетальных (общественных) решений.

3) Практический опыт: Кодекс этики - это общие предписания профессионального поведения для социальных работников, основа для практики, которой следуют ежедневно. Развитие практического опыта и мудрости должно происходить во взаимодействии с коллегами и в обсуждении ситуаций. Практический опыт, основанный на общих чертах, не может уберечь социальных работников от ошибочных действий.

Например, многие годы считалось, что дети при разводе родителей должны оставаться с матерью. Социальные работники, как правило, следовали этому принципу, независимо от конкретных ситуаций. Лишь недавно это положение было пересмотрено, так как изменилось общественное мнение по этому вопросу. Выбор наиболее благоприятных условий проживания для негритянских детей - еще один пример изменений, связанный с изменениями в большинстве обществ. В период сильной дискриминации в США дети чернокожих помещались только в приемные семьи афро-американских родителей. Если не находились подходящие приемные родители-негры, то социальные работники не предлагали других вариантов. Как результат этого, большинство негритянских детей, которым не могли найти приемных родителей, помещались в детские дома, даже если социальные работники знали, что это не самый лучший вариант для ребенка.

В 1950-е гг., когда социальная политика США изменилась, и социальная интеграция стала иметь большое значение, социальные работники пытались находить приемных родителей для детей независимо от их цвета кожи, основываясь лишь на благополучии ребенка. Тем не менее, негритянские дети до сих пор предпочитают жить с приемными родителями-неграми. Такое положение вызвано тем, что общество признает плюрализм, мультикультурное и мультитехническое развитие, где каждая этническая и культурная группа может развиваться и самореализовываться. Таким образом, сегодня социальные работники США пытаются найти для каждого негритянского ребенка семью по их желанию, соблюдая все этические положения, независимо от того, будет ли этот поиск трудным и длительным.

4) Осведомленность и индивидуальный профессиональный опыт. Большинство социальных работников верят и следуют правилам этического поведения во время работы. В противном случае возможно недовольство со стороны клиентов, коллег и общества. Важность профессиональной этики подтверждается в повседневных и драматических ситуациях. Социальные работники, сталкиваясь и обсуждая этические дилеммы с коллегами, накапливают и совершенствуют свой опыт и знания.

Например, некоторые социальные работники не видят опасности в том, что запись конфиденциального разговора читается многими коллегами в различных ситуациях, включая дату, номер комнаты и тему исследования (разговора). Эти записи могут также быть прочитаны специалистами, которые будут работать с этим клиентом или членами его семьи в будущем. Эта ситуация показывает, что социальный работник обязан: 1) соблюдать право клиента на конфиденциальность; 2) соблюдать профессиональные обязательства - запись процесса работы. Вопрос в том, как соблюдать эти обязанности. И только когда специалист осведомлен о возможных этических противоречиях, тогда возможно наиболее правильное решение проблемы. Большинство социальных работников придерживаются правил и стандартов профессии, но иногда идут против общепринятых норм, основываясь на своих собственных суждениях или неосведомленности в вопросах этических дилемм. Такие действия профессионалов приводят к серьезным нарушениям и подрывают основы социальной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: