Сложность, объемность, противоречивость и несогласованность действующего законодательства порождает необходимость устранения тех недостатков, которые создают трудности, связанные с использованием законов и подзаконных актов, в конечном итоге снижающие эффективность правоприменительной практики. Средством приведения нормативных актов в согласованную систему является особая деятельность, именуемая систематизацией.
С и с т е м а т и з а ц и я н о р м а т и в н ы х а к т о в — это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.
Сущность систематизации нормативных актов заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.
Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядочении действующего законодательства и придании ему стабильности, внутренне согласованной нормативной системы.
Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях — и частные лица.
Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется тремя способами:
— путем издания сборника нормативных актов,
— путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,
— путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт. В результате систематизации реализуются основные задачи, устраняются противоречия между правовыми нормами, изменяются или устраняются устаревшие правовые предписания, создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития нормативные акты и сборники. Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, для ликвидации пробелов и разрешения юридических конфликтов.
П о с п о с о б у п р и в е д е н и я в с и с т е м у выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.
И н к о р п о р а ц и я — это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники законов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.
Инкорпорация бывает различных видов:
1. В зависимости от принципа объединения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).
2.В зависимости от объема различают генеральную (полную) и частичную (неполную) инкорпорации. Собрание законодательства является полным, когда включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа. Частичная инкорпорация имеет место в том случае, когда собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.
3. По источнику инкорпорация может быть официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется государственными органами или по их поручению. Неофициальная — проводится организациями и частными лицами по своему усмотрению.
Внешняя обработка законодательства при инкорпорации производится с соблюдением определенных правил:
— нормативные акты располагаются в определенном порядке: хронологическом или алфавитно-предметном;
— содержание нормативных актов не изменяется, но при этом сборник должен отразить изменения и дополнения, которые произвел законодательный орган;
— в акт инкорпорации не включаются нормы, которые отменены или утратили силу.
К о д и ф и к а ц и я —.это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнений действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов. Выделяют всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию.
Основными признаками кодификации являются: 1) это деятельность компетентных правотворческих органов; 2) в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, существенно отличающегося от раннее действующего акта; 3) кодификационный акт является сводным актом; 4) кодификационный акт является основным среди актов действующих в определенной сфере общественной жизни; 5) в результате кодификации создается нормативный акт, рассчитанный на длительное регулирование данных общественных отношений.
По содержанию выделяют различные формы кодифицированных актов: основы законодательства, кодексы, уставы, положёния, правила.
Основы законодательства устанавливают важнейшие положения (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
Кодексы содержат нормы права, направленные на регулирование качественно обособленных общественных отношений: гражданских, уголовных, семейных, трудовых и других.
Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и так далее.
Положения — это нормативные акты определенного действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений. Таково, например, положение о службе в органах внутренних дел.
Правила — это нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.
К о н с о л и д а ц и я – форма систематизации путем обьединения нормативно – правовых актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов- теряет самостоятельное значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности. Консолидация является промежуточным этапом систематизации, когда отсутствует возможность кодификации нормативных актов.