Техника систематизации: понятие и разновидность

Сложность, объемность, противоречивость и несогласованность действующего законодательства порождает необходимость устране­ния тех недостатков, которые создают трудности, связанные с ис­пользованием законов и подзаконных актов, в конечном итоге снижающие эффективность правоприменительной практики. Сред­ством приведения нормативных актов в согласованную систему является особая деятельность, именуемая систематизацией.

С и с т е м а т и з а ц и я н о р м а т и в н ы х а к т о в — это дея­тельность, направленная на совершенствование и упорядочение нор­мативных актов, приведение их в определенную систему.

Сущность систематизации нормативных актов заключается в уст­ранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.

Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядоче­нии действующего законодательства и придании ему стабильно­сти, внутренне согласованной нормативной системы.

Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях — и частные лица.

Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осу­ществляется тремя способами:

— путем издания сборника нормативных актов,

— путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,

— путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт. В результате систематизации реализуются основные задачи, устраняются противоречия между правовыми нормами, изменяются или устраняются уста­ревшие правовые предписания, создаются новые, более совер­шенные, отвечающие потребностям общественного развития нормативные акты и сборники. Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользо­вания им, для ликвидации пробелов и разрешения юридиче­ских конфликтов.

П о с п о с о б у п р и в е д е н и я в с и с т е м у выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, коди­фикацию и консолидацию.

И н к о р п о р а ц и я — это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники законов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.

Инкорпорация бывает различных видов:

1. В зависимости от принципа объединения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).

2.В зависимости от объема различают генеральную (полную) и частичную (неполную) инкорпорации. Собрание законодательст­ва является полным, когда включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа. Частичная инкорпорация имеет место в том случае, когда собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.

3. По источнику инкорпорация может быть официальной и не­официальной. Официальная инкорпорация осуществляется госу­дарственными органами или по их поручению. Неофициальная — проводится организациями и частными лицами по своему ус­мотрению.

Внешняя обработка законодательства при инкорпорации про­изводится с соблюдением определенных правил:

— нормативные акты располагаются в определенном порядке: хронологическом или алфавитно-предметном;

— содержание нормативных актов не изменяется, но при этом сборник должен отразить изменения и дополнения, которые про­извел законодательный орган;

— в акт инкорпорации не включаются нормы, которые отме­нены или утратили силу.

К о д и ф и к а ц и я —.это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнений действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов. Выделяют всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию.

Основными признаками кодификации являются: 1) это деятельность компетентных правотворческих органов; 2) в результате кодификации создается новый нормативно-правовой акт, существенно отличающегося от раннее действующего акта; 3) кодификационный акт является сводным актом; 4) кодификационный акт является основным среди актов действующих в определенной сфере общественной жизни; 5) в результате кодификации создается нормативный акт, рассчитанный на длительное регулирование данных общественных отношений.

По содержанию выделяют различные формы кодифицированных актов: осно­вы законодательства, кодексы, уставы, положёния, правила.

Основы законодательства устанавливают важнейшие положе­ния (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для коди­фикационной деятельности субъектов федерации.

Кодексы содержат нормы права, направленные на регулирова­ние качественно обособленных общественных отношений: граж­данских, уголовных, семейных, трудовых и других.

Уставы регулируют определенную сферу государственной дея­тельности, например, работу железнодорожного транспорта, внут­реннего водного транспорта, воинскую службу и так далее.

Положения — это нормативные акты определенного дейст­вия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений. Таково, например, положение о службе в органах внут­ренних дел.

Правила — это нормативные акты, определяющие порядок ор­ганизации какого-либо рода деятельности.

К о н с о л и д а ц и я – форма систематизации путем обьединения нормативно – правовых актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов- теряет самостоятельное значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности. Консолидация является промежуточным этапом систематизации, когда отсутствует возможность кодификации нормативных актов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: