В Российской Федерации существуют три основные формы правотворчества: принятие нормативных актов органами государства, принятие нормативных актов непосредственно народом через референдум и заключение различного рода нормативных соглашений («договорное правотворчество»).
Принятие нормативных актов органами государства. Эта форма правотворческой деятельности является наиболее распространенным явлением в Российской Федерации. Правом издания нормативных актов обладают высший представительный орган федерации, представительные органы субъектов федерации и органы местного самоуправления. К числу правотворческих органов относятся Президент Российской Федерации, Правительство, министерства, государственные комитеты и ведомства федерации, соответствующие органы республик, главы администраций национально-государственных и административно-территориальных образований. К разновидностям государственного правотворчества относятся: законотворчество, делегированное правотворчество органов исполнительной власти, подзаконное правотворчество Президента и других государственных и муниципальных органов власти в регионах.
Принятие нормативных актов путем референдума связано с необходимостью придания высшей легитимности Конституции, конституционным поправкам и наиболее важным законам, о чем прямо сказано в конституциях многих стран.
Референдум как вид правотворчества представляет собой один из путей расширения демократии и привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. Путем участия в референдуме население непосредственно осуществляет акт законодательной власти, принимает правотворческое решение.
По своему характеру референдум может быть контрольным, плебисцитарным и консультативным.
Контрольный референдум — это всенародное согласование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закрепленной в Конституции.
Факультативный референдум — это голосование, проводимое по требованию определенного числа избирателей.
Плебисцитарный референдум — это референдум, результаты которого необязательны для исполнения в силу того, что имеют рекомендательный характер.
Заключение нормативных соглашений (договоров) как форма правотворчества представляет собой составление договоров нормативного содержания между различными субъектами права. Договора нормативного содержания многообразны: договор поставки, договор аренды, трудовой контракт, брачное соглашение и др.
Нормативные соглашения могут заключаться между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между самими субъектами федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, между супругами, между органами государственной власти и местного самоуправления.
Существуют различные виды соглашений:
1. По уровню, на котором они заключаются, соглашения могут, быть федеральными, республиканскими, отраслевыми и территориальными.
2. По сфере регулируемых отношений различаются генеральные, отраслевые и специальные соглашения.
Генеральные соглашения устанавливают общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики.
Отраслевые или тарифные соглашения определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты, социальные гарантии для работников отрасли.
Специальные соглашения ставят условия решения социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.
В зависимости от субъектов правотворческой деятельности различают несколько в и д о в п р а в о т в о р ч е с т в а:
— правотворчество государственных органов, которое осуществляется компетентными государственными органами, такими как: Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ и другие органы;
— правотворчество отдельных лиц: Президента РФ, министров, руководителей государственных комитетов и ведомств;
— правотворчество органов местного самоуправления;
— правотворчество администраций государственных объединений, предприятий и учреждений.