Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у уча­щихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной де­ятельности изучение истории способствует закреплению умения раз­делять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причин­но-следственные связи, определять структуру объекта познания, зна­чимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает уме­ние различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбиниро­вать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагаю­щих стандартного применения одного из них, мотивированно отказы­ваться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Историческое образование играет важную роль в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информацион­но-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый ана­лиз текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказыва­ния, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информа­цию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспекты. На уроках истории учащиеся мо­гут овладеть монологической и диалогической речью, умениями всту­пать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Ин­тернет-ресурсы и другие базы данных; в соответствии с комму­никативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выби­рать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (поста­новка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), умению оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достиже­ниями, чертами своей личности.

Результаты обучения

Результаты изучения предмета История приведены в разделе «Тре­бования к уровню подготовки выпускников», который полностью соот­ветствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; овладение уча­щимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориен­тироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному мате­риалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержа­тельный компонент примерной программы построен с учетом двух­уровневой модели обязательного минимума содержания стандарта ис­торического образования — курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объек­том контроля и оценки знаний учащихся).

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступени основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выяв­лять, сравнивать, определять, объяснять).

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установка­ми учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежа­щие непосредственной проверке (в том числе для понимания истори­ческих причин и исторического значения событий и явлений совре­менной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культу­ры, национальной и религиозной принадлежности

Цели обучения:

Изучение истории на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмыс­ления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных уста­новок, идеологических доктрин;

2. развитие способности понимать историческую обусловленность
явлений и процессов современного мира, определять собственную
позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить
свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

3. освоение систематизированных знаний об истории человечества,
формирование целостного представления о месте и роли России
во всемирно-историческом процессе;

4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

5. формирование исторического мышления – способности рассмат­ривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки историче­ских событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: