Человек в мире природы. Проблема жизни и смерти в опыте человечества

Теория, объясняющая происхождение человека, получила название антропосоциогенеза. В ней рассматриваются как природные, так и социальные факторы, способствующие становлению и развитию человека. Антропогенез - это процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также становления как личности. Антропогенез рассматривается в единстве с социогенезом – процессом возникновения личности и общества. Но следует добавить, что и сегодня для науки возникновение человека представляет загадку, ибо ни учение Ч. Дарвина, ни другие концепции происхождения человека убедительно не доказаны.

Но важно также и то, что человек есть часть природы. Он обладает признаками и неживой, и живой природы.

Считается, что примерно в течение от 5 до 4 млн. лет назад продолжался биогенез – процесс формирования человекоподобных высших животных. Антропогенез продолжался от периода в 4 млн. лет до 250 тыс. лет назад. Человекоподобные животные от прямохождения перешли к «человеку умелому». Человек антропогенеза был «готов» жить в обществе по своим физическим и психическим качествам. Зарождается сознание. Период от 250 до 30-25 тыс. лет назад был назван социогенезом. В этот период человек от умелого перешел к стадиям разумности и интеллектуальности.

Человекоподобное существо в период биогенеза имело средний объем головного мозга 550 куб. см. Антропогенез увеличил объем мозга первых людей от 970 до 1100 куб. см. Современный человек, как считается, имеет средний объем головного мозга в 2200 куб. см.

Главный итог антропогенеза состоит в том, что обосновывается медленное, эволюционное усложнение человекоподобных существ и приобретение ими физических и психических качеств, которые стали присущи только человеку. Благодаря им человек возвысился над другими живыми организмами, оказался более развитым. Головной мозг человека приобрел сознание. Законы социально-исторического развития для человека стали главными в соотношении с законами биологической эволюции. Но это не означает, что биологические факторы полностью утратили свое значение - человек остается живым природным существом. Общие законы существования и функционирования неживой и живой материи присущи каждому индивиду.

Поэтому под природой человека понимается совокупность устойчивых свойств, характеризующих его как часть природы и существо разумное, наделенное сознанием. Она включает как положительные, так и негативные свойства. Еще в античности мыслители считали, что человеческое тело представляет вершину природного совершенства, но человек также неразумен и грешен, несовершенен. Свойства человека как части природы выражаются в суждении: он есть микрокосм, малый космос.

Одной из сторон человеческого существования, где проявляется действие биологических закономерностей, является продолжительность жизни индивида. Природа ставит неизбежный предел существованию всякого живого организма и программирует продолжительность его жизни. Подчинена этому закону конечности индивидуального бытия и жизнь человека. Продолжительность жизни человека зависит от конкретных природных и социальных условий. Она может служить обобщенным показателем, характеризующим уровень природности и цивилизованности человека, его меру интеграции в природные и социальные процессы.

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального, материального и духовного. В зависимости от её решения можно выделить две основные тенденции - биологизаторскую, в которой абсолютизируется значение природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру; и социологизаторскую, согласно которой все человеческие качества определяются обществом, социальной средой, окружающей человека. Эта проблема остается актуальной, и обсуждение ее различных аспектов стимулирует процесс самопознания человека, помогает решению многих теоретических и практических задач.

Более верным подходом в объяснении сущности человека и личности является обоснование единства природных и социальных признаков. При утрате одной из этих сторон человек как человек и человек как личность утрачивает свою определенность.

Биологические и социальные факторы находятся в неразрывной связи и не существуют изолировано. Биологическая природа человека составляет необходимую физическую базу и предпосылку формирования социальных качеств. Предпосылки же проявляются под воздействием социальных факторов. Сознание, духовный мир, способность к труду возникают у человека не из собственно его физической природы. В животном мире существуют и физически более мощные существа.

Человек приобрел способность к труду и речи в результате деятельного включения в мир общения и совместной жизнедеятельности людей. Социальность человека проявлялась в детерминированности его жизни и мышления социальной средой; в целенаправленной, целесообразной, активно-творческой и планируемой деятельности в различных сферах общественной жизни; усвоении определённой совокупности социальных ценностей, определяющих меру и характер социальности человека.

Для научного понимания человека фундаментальное значение имеет вопрос об источниках его активности, о силах, побуждающих к деятельности, в которой совершается процесс его самореализации, постоянного становления и развития. Определить эти источники - значит более глубоко понять сущность человека.

Обобщенно механизм человеческой активности можно представить таким образом:

1. Осмысление ценностей – всего того, что имеет значение или необходимо для жизнедеятельности человека;

2. Формирование потребности - способностей и стремления к достижению ценностей, того, что необходимо человеку;

3. Формирование интересов - осознанных потребностей, вектор которых прежде всего направлен от человека на объект интереса;

4. Становление мотивов как побуждений к деятельности на основе осмысления потребностей и интересов и их актуализации;

5. Определение ориентаций как интеллектуально-психологической склонности к мотивированной социальной активности, направленной на конкретную ценность, реальный поступок или действие;

6 Формирование установок – процесс конкретизации ориентаций на определенный вид социальной активности; состояние готовности, предрасположенность к ней;

7. Определение цели – выражение в форме мысли предположительного желаемого результата предпринимаемой на основе установки социальной активности;

8. Постановка задач – обдумывание планируемых действий и последовательности их осуществления по достижению цели;

9. Принятие решения - выбор способа и средств осуществления социальной активности в соответствии с задачами и целью;

10. Осуществление социальной активности в поведении, общении и деятельности посредством конкретных действий и процедур по выполнению решения и достижению цели.

Основным элементом представленного механизма человеческой активности выступают потребности. Именно они побуждают человека к определенным способам поведения, формам общения и видам деятельности, направляют их. По своему характеру потребности представляют сложный сплав биологического и социального, природного и культурно-исторического.

Естественные потребности отражают природное в человеке. Они означают каждодневное удовлетворение потребностей человека в воздухе, воде, пище, жилище, одежде и т. п. Они являются первичными потому, что постоянно поддерживают нормальное функционирование организма человека.

Социальные потребности характеризуют культуру человека как личности. Наиболее актуальными среди них выступают потребности к творчеству и созиданию, интеллектуальному и физическому совершенствованию, потребности экономической, политической, правовой, нравственной, духовной и других видов жизнедеятельности. Интегральной потребностью является продолжение рода.

Таким образом, то, что возникает из глубокого единства человека с природой в ходе исторического развития оказывается тем, что выделяет и глубоко отличает человека от его природных предков.

Сегодня философская антропология может объяснить сущность человека в виде совокупности устойчивых признаков человеческой деятельности:

· ее целенаправленность и целесообразность;

· творческий, созидательный характер;

· социальность, общественность;

· индивидуальность и коллективность;

· сознательность, рассудочность и разумность;

· универсальность, гармоничность, планируемость и управляемость и др.

Сущность человека не задана ему заранее, до его существования никакими внешними силами - ни природой, ни богом, ни внеземными цивилизациями, но обусловлена природными факторами. Она формируется в процессе его деятельности, а также в ходе поведения и общения, реализуется каждым индивидом в конкретной форме. Одно из противоречий человеческого бытия состоит в том, что его родовая сущность может реализоваться в отчужденной форме: созидание и творчество может превратиться в разрушение, коллективность реализоваться через эгоистическое властолюбие и террор, разумность может обернуться крайним фанатизмом и интеллектуальной ограниченностью, а универсальность и гармоничность - выродиться в «профессиональный кретинизм», бюрократизм, в односторонность и примитивность. Реальность этого противоречия подводит к необходимости выяснения вопроса о смысле жизни человека.

Человеку приходиться ежедневно, ежечасно решать проблему смысла жизни не на словах, а на деле. Смысл жизни и субъективен, и объективен. Человек изобретает его, и находит в мире, в объективной действительности. Он выступает для человека как настоятельное объективно-субъективное явление, которое требует своей реализации.

Теоретическое осознание проблемы смысла жизни происходит на разных уровнях человеческой жизни и средствами разных наук. Эта проблема рассматривается в социологии, психологии, этике, эстетике, философии. К концу ХХ века сложилось множество направлений, с разных точек зрения анализирующих вопросы смысла бытия человека, проблемы смерти и бессмертия.

Для примера, можно остановиться на созданной австрийским мыслителем В. Франклом теории логотерапии и экзистенциального анализа, специально исследующей данные вопросы. Она представляет сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы различения состояний личности в норме и патологии, на пути и способы коррекции аномалий в развитии личности. Логотерапия включает три части: учение о стремлении к смыслу жизни, учение о смысле жизни и учение о свободе воли.

Среди многих подходов к решению сложной проблемы смысла жизни человека можно выделить три главных:

а) смысл жизни человека означает повседневное удовлетворение человеком своих потребностей и интересов;

б) смысл жизни человека выражается в его устремлении к Богу, в попытке избавиться от греховности и преодолеть мирское, земное;

в) смысл жизни состоит в том, чтобы посадить дерево, воспитать ребенка и построить дом.

Третья точка зрения более полно и точно выражает смысл жизни человека. Она неявно включает в себя первую точку зрения, если обозначенную «триаду» пояснять индивидуально-житейски, на основе форм исторического опыта. Но важно отметить, что данная позиция содержит в себе и возвышенное, философски мудрое осмысление предназначения и устремлений человека.

Требование посадить дерево означает сохранение единства человека с природой, с естественной средой своей жизни, к которой он принадлежит. Императив «воспитай ребенка» выражает закономерность продолжения человеческого рода, воспроизводства человека как индивида и личности. Вне реализации данного императива смысл жизни теряет свою физически-личностную основу. Строительство дома символизирует воспроизводство культуры общества – той «второй природы», в которой и осуществляет свою жизнедеятельность человек.

Смысл жизни имеет объективную и субъективную стороны. Каждый человек - малая частица рода человеческого, звено, соединяющее прошлые и будущие поколения людей. Это объективная сторона, предъявляющая свои требования к индивиду: его жизнь должна соответствовать некоторым общим требованиям, выполнение которых способствует нормальному развитию человечества. Субъективная сторона смысла жизни связана с индивидуальностью каждого конкретного человека. Смысл жизни воспринимается, осмысливается и осуществляется человеком самостоятельно своими, добровольно определяемыми, средствами и методами. Однако субъективные решения могут быть ошибочными, особенно если они противоречат естественным требованиям жизни, прогресса и гуманизма. Смысл жизни человека обретает ценность в сравнении со смыслом жизни других людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: