Ступени антропосоциогенеза. Концепция «трех скачков»

В современной науке общепринято, что непосредственным предшественником человека является австралопитек. Передвижение на двух ногах и свободные верхние конечности позволили австралопитекам широко использовать деревянные палки, камни и обломки костей животных для добывания пищи и защиты от хищников. Средний объем мозга австралопитековых 522 см3 (при размахе колебаний от 435 до 600 см3), он превосходил объем мозга современных человекообразных обезьян, но не намного (шимпанзе-394 см3). Но дело не только в объеме мозга. У австралопитековых не были развиты зоны мозга, связанные с такими человеческими качествами как способность к речевому общению и абстракции. Уровень развития психики и средств общения австралопитековых был выше уровня развития современных антропоидов, но различия между ними не выходили за рамки количественных изменений.

В антропологической и философской литературе долгое время господствовала концепция «двух скачков» (Я.Я. Рогинский, В.П. Якимов, Ю.И. Семенов), согласно которой в процессе перехода от обезьяны к человеку следует выделять два переломных момента. Первый скачок связан с появлением питекантропа, жившего на Земле около миллиона лет назад, а второй скачок связан с появлением «человека разумного».

Питекантроп считался древнейшим человеком. Его мозг был почти в два раза больше объема мозга австралопитековых, он составлял 900см3. У питекантропов была сложная общественная организация, а главное он обладал устойчивыми трудовыми навыками, о чем свидетельствует каменные орудия, которыми он пользовался. Так называемые шельские ручные рубила имели довольно сложную форму. Как показали исследования, для изготовления такого орудия требовалось произвести около 30 ударов, а это было возможно только в том случае, если у питекантропа имелось достаточно устойчивое представление о форме ожидаемого орудия.

Исследования эндокранных муляжей питекантропов показало, что наряду со значительным увеличением объема мозга произошло и принципиальное изменение его структуры. Значительное развитие получили участки коры больших полушарий, ответственные за воспроизводство и восприятия речи. Но как подчеркивают специалисты, речевая функция мозга у питекантропов была доступна в самых начальных её формах. Появление словесного языка уже позволяло архантропам осознавать некоторые хранящиеся в их памяти чувственные образы. Следовательно, только на уровне питекантропа начинается становление понятийного мышления и сознания.

Второй скачок связан с появлением человека современного типа, ископаемые предки которого, кроманьонцы, жили около 40 тыс. лет назад. Они имели огромный набор разнообразных орудий труда, сложную социальную организацию, родовую общину. Объем их мозга составил 1400 см3, он имел развитые речевые центры, что свидетельствует об оформлении членораздельной речи и развитии понятийного мышления и сознания. О достаточно высоком уровне понятийного мышления говорят памятники искусства верхнего палеолита - наскальные изображения животных, статуэтки из камня и кости, орнаментальные узоры на орудиях труда, Об этом свидетельствует и наличие религиозных представлений у кроманьонцев. Доказательством этого является ритуал погребения (умерших хоронили с оружием, украшениями, их тела покрывали охрой), а также наскальные рисунки, изображавшие колдовские образы.

Итак, долгое время создателем первых каменных орудий считается питекантроп. Однако, в 60-е годы ХХ века Л. Лики обнаружил в Олдовайском ущелье, расположенном в Восточной Африке, останки существа с объемом мозга на 150 см3 превышающий объем мозга австралопитековых. Рядом с ним были найдены каменные орудия, грубо оббитые гальки с одной или двух сторон. Творец галечных орудий стал рассматриваться антропологами как древнейший представитель человеческого рода и получил название «хомо хабилис» («человек умелый»). Поскольку абсолютный возраст хабилиса и олдовайской культуры составил 2,6 млн лет, был сделан вывод о том, что процесс антропогенеза в свете этих данных увеличился почти в три раза.

Но можно ли назвать хабилиса человеком? Ведь по своему биологическому развитию, анатомическому строению и внешнему виду он почти ничем не отличался от авторопитековых. А самое главное – он не обладал членораздельной речью, понятийным мышлением и сознанием. В коре его головного мозга отсутствовали речевые центры. У хабилиса не могло возникнуть сознание, поскольку материальной носитель сознания – головной мозг – по уровню развития почти ничем не отличался от мозга современных человекообразных обезьян.

Изготовление каменных орудий и использование их для обработки деревянных, позволяет сделать вывод, что хабилис уже переступил порог, отделяющий человека от животного, он начал трудиться. Но возможен ли труд до сознания? Это уже философский вопрос. К. Маркс писал, что труд в начальный период становления человеческого общества носил «примитивную, животнообразную, инстинктивную форму». Основываясь на этом высказывании, Б.Ф. Поршнев разработал концепцию, согласно которой именно «инстинктивный труд» предшествовал подлинно трудовой человеческой деятельности. Но понятие «инстинктивный труд» противоречиво в своем основании. Инстинкты – это врожденное, наследственно закрепленные формы поведения, а понятие «труд», напротив, призвано выразить формы деятельности, основанные на научении. Поэтому ни инстинктами, ни условными рефлексами объяснить появление трудовой деятельности невозможно.

Некоторые наши философы считают, что труд может быть только сознательным, что труд и сознание являются ровесниками и появляются одновременно. Но тогда нужно отказаться от трудовой теории происхождения человека и невозможно объяснить появление трудовой деятельности у хабилиса, поскольку у него отсутствует сознание. Проблема решается, если предположить, что трудовая деятельность хабилиса осуществлялась на базе наглядных форм мышления. Поскольку в свете современных этологических и зоопсихологических исследований формирование начальной фазы наглядно-образного мышления достижимо уже на уровне антропоидов, а уровень развития хабилисов был неизмеримо выше, то логично предположить, что они обладали развитыми формами наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, развитой способностью произвольного оперирования представлениями разной степени общности.

Таким образом, обобщение достижений современной науки и уточнение содержания и соотношения таких философских понятий как «труд», «мышления», «сознание» и «язык» позволяет нам сформулировать новую концепцию антропосоциогенеза, концепцию «трех скачков». Действительно, реконструкция основных этапов антропосоциогенеза приводит в выводу о наличии трех скачков, трех основных этапов в процессе перехода от биологического к социальному.

Первый скачок связан с началом становления трудовой деятельности «человека умелого» около трех млн. лет назад. Протоантропы были творцами первой каменной культуры, они переступили порог, отделяющий животных от древнейшего человека.

Второй скачок связан с появлением архантропов (питекантропов и синантропов), живших на земле около миллиона лет назад. Только на этом этапе появляются первые элементы вербального языка, а вместе с этим – зачатки понятийного мышления и сознания.

Третий переломный момент в антропосоциогенетическом развитии был вызван переходом от эпохи первобытного человеческого стада к родовой общине и формированием человека современного типа. На этом этапе завершилось становление членораздельной речи, понятийного мышления и сознания, открылись возможности для быстрого прогресса человеческой культуры.

9.4. Глобальные проблемы современности

Проблема соотношения природы, человека и общества оказалась в центре современных дискуссий в связи с обсуждением глобальных проблем современности. Сам термин “глобальный” ведет свое происхождение от латинского слова “глобус“, то есть Земля, земной шар. Глобальные проблемы современности это совокупность жизненно важных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс и будущее человечества. ГПС – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, а следовательно, и каждого из нас. Если не будет найдено их решение, то человечеству угрожает гибель или серьезный регресс в условиях самой жизни. Решение ГПС возможно только совместными усилиями всех стран мира.

К числу основных глобальных проблем современности относят следующие:


1. Проблема войны и мира, т.е. задача предотвращения мировой термоядерной войны.

2. Экологическая проблема. Прежде всего, это предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, явления «парникового эффекта», образования «озоновых дыр» и т.д.

3. Ресурсная проблема (проблема продовольствия, промышленного сырья и источников энергии).

4. Проблема освоения мирового океана. В недрах морского дна запасы железа примерно одинаковы с запасами на суше, обнаружены огромные запасы нефти и газа, каменного угля и цветных металлов. Кроме того, мировой океан обладает огромным резервом для решения сырьевой и продовольственной проблем.

5. Проблема освоения космического пространства.

6. Проблема преодоления возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами и развивающимися странами Азии, Африки, Латинской Америки, устранение экономической отсталости, ликвидации голода, нищеты и неграмотности.

К числу глобальных проблем многие авторы относят также международный терроризм, распространение СПИДа, наркомании и алкоголизма, проблемы образования, культурного наследия, нравственных ценностей и т.д. Но, думается, что следует различать глобальные и универсальные проблемы. Универсальные проблемы – это общие проблемы для всех стран, но для их решения не требуется усилий всех стран планеты. Поэтому проблемы алкоголизма, образования, культуры и нравственных ценностей – это не глобальные, а универсальные проблемы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: