Понятие «потребности»

Мотивы и потребности тесно связаны друг с другом. Потребность – это состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования. Первым, кто разобрался в структуре потребностей, был А.Маслоу. Он расположил их в восходящем порядке от низших биологических до высших духовных: физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные. Кратко рассмотрим эти виды потребностей. Физиологические потребности непосредственно касаются биологического выживания человека, и поэтому должны быть удовлетворены на каком-либо минимальном уровне прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными. Экзистенциальные (в безопасности) потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Социальные потребности или потребности принадлежности и любви состоят в стремлении устанавливать отношения привязанности с другими. Групповая принадлежность становится доминирующей целью человека, в противном случае он будет остро чувствовать муки одиночества, отверженности. Престижные потребности – это потребности самоуважения и уважения другими. Потребности самоуважения включает такие понятия, как компетентность, уверенность, независимость, свобода, уважение другими – престиж, признание, репутация, статус, оценка, принятие. Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство уверенности в себе, достоинство и осознание того, что человек полезен и необходим. Потребности самоактуализации – это желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня, добивается полного использования своих талантов и потенциала личности.

Потребности проявляются в поведении человека, влияя на выбор мотивов, которые определяют направленность поведения в каждой конкретной ситуации. Например, желание признания в той или иной группе (социальные потребности) побуждают человека смотреть те же фильмы, что и члены этой группы, читать те же книги. А стремление человека к выраженной индивидуальности (духовные потребности) способствует тому, что он будет самостоятельно искать те средства массовой информации, в которых максимально отражаются его мировоззренческие идеи, принципы. Хотя возможно полное несовпадение вкусов с большинством, но главным при этом будет ощущение удовлетворения. Таким образом, субъективно потребности переживаются в форме эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а успешность их реализации – в форме оценочных эмоций (сами потребности при этом могут не осознаваться).

Вопросы для самопроверки:

1. Что следует понимать под мотивом?

2. Каким образом мотивы связаны с потребностями?

3. В чем суть теории потребностей А.Маслоу?

Основная литература:

1. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2002.

2.Леонтьев А.А. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / А.А.Леонтьев. – М.: Университет, 2005

3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А.Г.Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999.

4. Орлов С.В. Человек и его потребности: учеб.пособие / С.В.Орлов. – СПб.: Питер, 2006.

Дополнительная литература:

1. Хьелл Л., Зиглер Д Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Ком, 1998. – С. 482- 501.

2. Маслоу А. Теория мотивации человека / А.Маслоу // Классики теории государственного управления: американская школа / Д.Шафритц, А.Хайд. – М., 2003. – С.148-158.

5.3. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ.

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: