Психология формирования интереса к продукции СМИ

Интерес может быть обусловлен следующими факторами: высокой актуальностью обсуждаемой темы; высокой общественной значимостью этой темы; связью обсуждаемой темы с жизнедеятельностью людей, их проблемами и потребностями. Но есть и такие факторы формирования интереса, которые оказывают влияние не только свом содержанием, но и формой, отражающей феномены восприятия. Рассмотрим результаты некоторых исследований по этой теме: 1. Интерес к СМИ обусловлен тем, что кто-то хочет что-то узнать, кто-то зарядиться эмоциями, кто-то найти для себя образцы поведения и т.д. При этом происходит реализация основных функций человека – когнитивной (познание), аффективной (эмоции), регулятивной (поведение), коммуникативной (общение). 2. Интерес может быть вызван профессионализмом коммуникатора. В СМИ таковым является журналист. Интересен может быть журналист как личность, тогда интерес переносится на предмет его деятельности. Интерес может быть вызван оригинальностью, творческим решением. Таких подструктур, влияющих на интерес, может быть выделено несколько: общая привлекательность, коммуникативный стиль, профессиональная компетентность, специальные знания, нравственные качества, специальные качества. 3. Существенным фактором формирования интереса является активность аудитории. В настоящее время используются разные методы повышения активности – интерактивный режим передач, возможность предложить тему для обсуждения и др. 4. Создание новых рубрик может также вызвать интерес аудитории к продукции СМИ.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте собственное определение интереса и сравните его с приведенным в лекции.

2. Как формируется интерес к продукции СМИ?

3.Каковы главные психологические факторы его формирования?

Основная литература:

1. Богданов Е.Н., Психологические основы «Паблик рилейшнз» / Е.Н.Богданов, В.Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. - С.24-27, С.162-169.

Дополнительная литература:

1. Зазыкин В.Г. Психологические аспекты формирования интереса к телевизионным и радиопередачам // Аудитория. – М., 1988. - №6.

5.2. Мотивы и потребности.

План:

Понятие мотивы.

Понятие потребности.

Понятие мотивы.

Мотив – материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет деятельность или поступок, смысл которых состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта. Наиболее глубоко в отечественной психологии раскрыл понятие мотива А.Н.Леонтьев. Источником побудительной силы мотива выступают потребности. Мотив – это предмет, который отвечает актуальной потребности, а потому он побуждает и направляет деятельность. Иными словами, мотив – это побудительная причина, внутренняя движущая сила, повод к определенному действию. Деятельность всегда имеет мотив. Обращение аудитории к СМИ также можно представить в виде деятельности, имеющей мотив. Например, в качестве мотива этой деятельности может быть проведение свободного времени, поиск нового.

«Немотивированная деятельность» - та, мотив которой скрыт от самого субъекта. Нередко деятельность имеет сразу несколько мотивов. Поэтому она называется полимотивированной. Точно также она может побуждаться несколькими потребностями одновременно. Подобные мотивационные комплексы нередко сопровождаются драматической борьбой мотивов. При обращение у СМИ у человека также возможна борьба мотивов. К примеру, смотреть новый документальный фильм или сериал, почитать новую прессу или вообще выполнить неотложные дела по дому или работе. Окончательное решение принимает субъект на основе внутренней системы ценностей, ценностных ориентаций. При полимотивированности о дин из мотивов становится основным, ведущим, а другие – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции. Весь мотивационный комплекс, как правило, не осознается, но непосредственно проявляется в эмоциональной окраске тех или объектов, в форме сложного эмоционального отражения их субъективной ценности и в форме общего эмоционального настроения субъекта. Иными словами, после того, как человек сделал выбор в пользу того или иного средства массовой информации и посвятил именно ему свое время, он ощущает или удовлетворение или, напротив, разочарование за напрасно потраченное время.

Формирование ведущего мотива приводит к тому, что он придает деятельности, действиям определенный личностный смысл – осознанное внутреннее оправдание деятельности. Последнее, однако, может сильно отличаться от манифестируемого личностного смысла, называемого мотивировкой. Например, человек выбирает для просмотра ток-шоу, имея в качестве внутреннего ведущего мотива – желание приобщиться к состоятельным людям (хотя бы на время), чтобы понять как они живут, что чувствуют. Либо чтобы узнать, что модно в «свете». Но при этом манифестируемый (декларируемый публично) личностный смысл может быть сформулирован, как желание отдохнуть и провести время.

В то же время у зрелой личности существует значительный ресурс разумного управления своими мотивами. Так, в случае, если личность стоит перед выбором – «за» или «против» конкретных передач, журналов, активно демонстрирующих интимные сцены, то предпочтения определятся ведущим мотивом и потребностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: