ЛЕКЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПЛАН:
1. Определение понятия «культура»
2. Понятие «культура физическая» и её связь с общей культурой
3. Виды физической культуры
4. Основные понятия теории физической культуры
5. Средства физической культуры
5.1. Понятие о средствах физической культуры
5.2. Влияние физических упражнений на организм человека
5.3. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений
5.4. Классификация физических упражнений
5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы
6. Этапы развития теории физической культуры
7. Функции и принципы физической культуры как социального явления
Определение понятия «культура»
· Культура – творение человека, то, что не создано в таком виде природой.
В этом определении речь идёт о преобразовании природы, её материалов и процессов в интересах развития человечества, освоения и использования природных ресурсов.
· Культура – это мера и способ развития человека.
В этом подходе, рассматривая культуру в качестве меры и способа развития человека, необходимо иметь в виду, что речь идёт о всестороннем его развитии: интеллектуальном, физическом, психическом и т.д. Человек развивается в основном в процессе деятельности и конкретных её видов, основными из которых являются: познавательная, трудовая, коммуникативная, игровая.
· Культура – это качественная характеристика деятельности человека и общества.
Данный подход свидетельствует, что не сама по себе деятельность человека (которая может быть и антигуманной, и криминогенной, и разрушающей), а её способы, качество, степень разумности и полезности характеризуют степень её культурности.
· Культура – это процесс и результат хранения, освоения, развития и распространения материальных и духовных ценностей.
Общим для них является осознание того, что культура неразрывно связана с деятельностью.
это человеческая активность, направленная на освоение окружающей действительности, на её совершенствование в интересах человека, на физическое и интеллектуальное саморазвитие человека.
деятельность человека обусловлена его потребностями.
Существуют два класса потребностей: естественные (докультурные- даны от природы, к ним относятся нужда в пище, воде, воздухе, движении, потребности в размножении и защите потомства.) и социальные (культурные, формируются в процессе воспитания и различных видов деятельности).
определение понятия «культура»: культура в широком смысле этого слова – это интеллектуально-моральная надстройка общества (Коренберг В.Б., 2008).