Каждая вновь возникающая наука начинает своё развитие с накопления фактического материала, описания и классификации явлений. На более высоком уровне знаний, когда накоплен достаточный материал, наука получает возможность открывать законы и формулировать обобщающие теории.
Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе её развития, является теория и методика физической культуры.
На первом этапе люди в результате повседневной деятельности получали эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм. Накопление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости» и к познанию способов передачи опыта. Это явилось одной из предпосылок возникновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физической культуры.
Второй этап характеризуется созданием первых методик по физическому воспитанию и охватывает периоды древних рабовладельческих государств и Средние века. Создание методик происходило на основании опыта, накопленного педагогами, врачами, философами, с учётом «эффекта упражняемости», но без учёта физиологического воздействия физических упражнений на организм человека.
Примером могут служить системы воспитания молодёжи в древнегреческих городах Спарте и Афинах, древней Персии, Египте. Первоначально развивались частные методики – оптимальные способы обучения конкретным действиям: владению орудиями труда, охоты, войны, а также выполнению отдельных упражнений – плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбе и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и др.
По мере накопления опыта и осознания значения воспитания для духовного и физического формирования человека возникла наука педагогика, которая на первых порах своего развития занималась вопросами морального и физического (телесного) воспитания. Развитие знаний и выявление специфики процесса физического воспитания определило существенное отличие его целей, принципов, средств, методов от морального воспитания, что способствовало его выделению в самостоятельную область знаний – науку о собственно физическом (телесном) воспитании.
Начало третьего этапа обусловило развитие частных методик обучения тому или иному двигательному умению, в процессе которого обнаружилось, что в основе их осуществления лежат общие фундаментальные закономерности. Так, методика обучения гимнастическим, лёгкоатлетическим и другим упражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двигательных навыков, развития физических качеств и общие закономерности управления этими процессами. Таким образом, осуществилась интеграция научных знаний в единую теорию и методику физического воспитания.
Четвёртый этап – создание теории и методики физического воспитания как самостоятельной научной и учебной дисциплины в России охватывает период с конца XIX столетия по 1917 г.
Большой вклад в развитие ТФВ внесли учёные Пётр Францевич Лесгафт (1837-1909), Жорж Демени (1850-1917) и др.
П.Ф. Лесгафт стремился обосновать систему физического воспитания согласно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям занимающихся, что послужило основанием для формирования педагогических принципов последовательности, постепенности, гармоничности физического развития. Главной задачей П.Ф. Лесгафт считал воспитание физически, нравственно, духовно, интеллектуально гармонично развитого человека.
Жорж Демени, разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к более сложным, от лёгких к более трудным, от известных к неизвестным.
Пятый этап интенсивного развития науки о физическом воспитании и одновременное формирование обобщающей дисциплины – теории и методики физической культуры – начался в России после 1917-го года. Этот этап характеризуется изучением биологических обоснований двигательной активности и педагогических принципов их использования.
Работы физиологов И.М. Сеченова (физиология нервной системы, дыхания, утомления, природа произвольных движений и психических явлений), И.П. Павлова (физиология высшей нервной деятельности, жизнедеятельности целостного организма во взаимосвязи с внешней средой), Н.Е. Введенского и А.А. Ухтомского (процессы возбуждения и торможения нервной и мышечной ткани), Н.А. Бернштейна (физиология построения движений), Г.В. Фольборта и Д.В. Дилла (развитие процессов утомления и восстановления) и других учёных легли в основу обоснования педагогических закономерностей физического воспитания, обоснования теории обучения двигательным действиям, развития физических способностей уже не только для гармоничного их развития, но и для спортивного совершенствования.
Формировавшаяся в эти годы теория физической культуры поставила своей задачей интеграцию научных знаний в единую дисциплину. В 1925 г. теоретики физической культуры выделили три определяющих признака физически культурного человека: его физическое, психическое, социальное здоровье. Интересно отметить, что через 50 лет (в 1975 году) Всемирная организация здравоохранения определила ЗДОРОВЬЕ как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».
В 70-е гг. XX века существенное влияние на формирование общей теории физической культуры оказало развитие социологии, антропологии, социальной психологии, общей теории воспитания и других наук. Ведущим теоретиком и интегратором научных знаний в области физической культуры стал профессор Лев Павлович Матвеев.
В это же время прогрессивные учёные в области медицины начинают обращать внимание на здоровье человека не с точки зрения наличия или отсутствия у него болезни, а с позиций меры здоровья, жизненных сил, позволяющих ему обеспечивать свою жизнедеятельность и противостоять неблагоприятным условиям окружающей среды и возникновению заболеваний. Вопросами здорового образа жизни, здоровья и роли двигательной активности в жизни человека начинают заниматься медики, что обусловило появление новой науки – валеологии (valeo от лат. – здравствовать, быть здоровым).
По мере того, как возрастали потребности в приобщении к ценностям физической культуры различных возрастных групп людей, выделился ряд социально важных компонентов и форм использования физической культуры: бытовые формы самостоятельных занятий физической культурой, производственная физическая культура, рекреационная, реабилитационная, адаптивная и др.
Смещение приоритетов государственной политики в сторону личностных потребностей в 90-е гг. XX столетия обусловило начало шестого этапа развития физической культуры.
В начале 1990-х гг. на базе традиционных видов спорта начали интенсивно развиваться новые виды двигательной активности. Спрос населения на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием двигательной активности развивает предложение. Открытие физкультурно-оздоровительных групп на коммерческой основе вызывает естественную конкуренцию и желание предложить что-то новое, отличное от того, что уже есть. Занятия физическими упражнениями в определённых слоях общества переходят из разряда скучных и обязательных в разряд модных, элитарных. Таким образом, интенсивно развивается методика использования традиционных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжёлой атлетики в рекреационно-оздоровительных целях, что приводит к привлечению из-за рубежа новых технологий в виде современных тренажёрных устройств, новых видов двигательной активности – аэробики, шейпинга, степ-аэробики, слайд-аэробики и др. На основе интеграции различных видов упражнений возникают новые их виды: сочетание аэробики и плавания – аквааэробика, велосипеда и гимнастики – велокинетика, акробатики и упражнений со скакалкой –роуп-скиппинг и т.п.
Сегодня теория и методика физической культуры – вполне сформировавшаяся самостоятельная научная дисциплина. По своему основному содержанию она относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку её интересует человек и социальные факторы его направленного развития и воспитания. Вместе с тем теория и методика физической культуры решает проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесно связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия даёт ей методологическую основу познания, опираясь на которую учёные получают возможность объективно оценивать действие социальных законов в области физической культуры и спорта, проникать в сущность проблемы, обобщать, анализировать и открывать новые закономерности. Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического культуры. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические закономерности, протекающие в организме человека, можно говорить о положительном эффекте занятий физической культурой.