Издержки производства

Издержки (С) – расходы на применяемые факторы. Учитываются и затраты, связанные с производством, и затраты, связанные с реализацией.

Виды издержек:

I. Экономические и бухгалтерские издержки.

1. Бухгалтерские издержки – фактические расходы на приобретение ресурсов со стороны. Они фиксируются в бухгалтерской отчетности. Это явные или внешние издержки. В составе бухгалтерских издержек могут быть выделены так называемые безвозвратные издержки – издержки, не относящиеся к текущему периоду и не перекладываемые на себестоимость продукции (например, издержки на вход-выход из отрасли).

2. Экономические (вмененные) издержки – стоимость всех ресурсов, отвлекаемых для данного производства. Они включают помимо бухгалтерских издержек затраты на ресурсы, принадлежащие самой фирме (производителю, собственникам предприятия). Неявные или внутренние издержки – затраты собственных неоплачиваемых ресурсов предпринимателя (доходы, которые могли бы быть получены от иного, альтернативного способа использования собственных ресурсов). Экономические издержки = бухгалтерские (явные, внешние) + неявные, внутренние издержки, включая так называемую «нормальную прибыль». Нормальная прибыль – плата за предпринимательские способности, то есть минимальная плата за удержание предпринимательских способностей от альтернативного использования.

II. Совокупные и средние издержки.

1. Совокупные издержки (ТС) – затраты на весь объем выпуска.

ТС= FC+ VC (4.14)

2. Средние издержки (удельные издержки, АТС, АС) – затраты на единицу выпускаемой продукции.

АС=ТС/Q (4.15)

АС=(FC+ VC)/ Q (4.16)

АС= АFC+ АVC (4.17)

III. Постоянные и переменные издержки.

1. Постоянные издержки (FC) – издержки, не зависящие или зависящие незначительно от объема выпуска. Например: затраты на управление, проценты по привлеченным кредитам, арендная плата. Средние постоянные издержки (АFC) – постоянные издержки в расчете на единицу выпуска.

АFC=FC/Q (4.18)

2. Переменные издержки (VC) – издержки, величина которых зависит от объема выпуска. Например, затраты на сырье. Средние переменные издержки – переменные

АVC=VC/Q (4.19)

IV. Предельные издержки (МС) – прирост совокупных издержи, вызванный увеличением объема выпуска на дополнительную единицу.

МС=ТСN- ТСN-1 (4.20)

МС=ΔТС/ΔQ (4.21)

Рисунок 4.13 Постоянные, переменные и совокупные издержки

Обратите внимание на волнистую линию, показывающую переменные издержки. Такой вид она имеет вследствие эффекта масштаба и эффекта убывающей отдачи.

Рисунок 4.14 Средние, средние переменные и предельные издержки

По мере увеличения выпуска, предельные издержки сначала падают, а потом начинают расти, причем растет быстрее, чем объем выпуска. Это происходит вследствие того, что отдача (доходность) сначала растет, а затем темп ее роста замедляется.

Предельные издержки можно свести к переменным (так как постоянные издержки не меняются с ростом выпуска). Следовательно:

МС=VCN-1-VCN (4.22)

Соотношение между средними, средними переменными и предельными издержками в краткосрочном периоде представлено на рисунке 4.14. АVС минимальны в точке пересечения кривой АVС и МС, то есть при равенстве предельных и средних переменных издержке. До точки пересечение (пока средние переменные издержки больше предельных), они сокращаются. Когда предельные издержки больше средних переменных, последние возрастают. Со средними издержками дело обстоит так же.

AVC>МСð AVC↓; AVC<МСð AVC↑

AC>МСð AC↓; AC<МСð AC↑

AVC=МСð AVC=min

AC=МСð AC=min

Величина и динамика издержек определяет рыночные перспективы фирмы. В условиях совершенной конкуренции сравнение средних издержек и цены показывает положение фирмы на рынке. Если издержки больше цены товара, фирма не может покрыть издержки и разоряется. Если издержки ниже цены товара, то фирма получает дополнительную прибыль, которую может пустить на развитие производства. Если цена и издержки совпадают, то фирма полностью способна покрыть все издержки (включая внутренние, в первую очередь нормальную прибыль).

Изокоста – кривая, показывающая различные комбинации факторов производства, обеспечивающие одинаковые (равные) суммарные издержки. Исходим из того, что ТС=ΣPFF.

Все инвестиции (затраты)=PF1*F1+ PF2*F2+… PFn*Fn

Рисунок 4.15 Изокоста

На рисунке 4.15 представлена изокоста, показывающая комбинации труда L и капитала К. По вертикали отложено максимальное число единиц капитала, который предприниматель может приобрести в рамках своего инвестиционного бюджета, по горизонтали отложено максимальное число единиц труда. Каждая точка кривой показывает, какое число единиц капитала и труда предприниматель может приобрести в рамках данного объема общих издержек. Наклон изокосты определяется соотношением цен факторов производства. В рамках данной кривой ТС=РК*К+РL*L=const или ΔК*РК+ΔL* РL=0. Следовательно, -ΔК*РК=ΔL* РL или ΔК/ΔL=-РLК.

Увеличение/снижение объема инвестиций приводит к параллельному сдвигу изокосты.

Рисунок 4.16 Сдвиг изокосты в результате изменения инвестиционного бюджета

Изменение цен на ресурсы приводит изменению наклона изокосты.

Рисунок 4.17 Сдвиг изокосты в результате изменения цен факторов производства

Положение равновесия производителя. Очевидно, что производитель должен выбрать такое сочетание факторов, которое с наименьшими издержками обеспечит выпуск заданного объема продукции. Эффективные комбинации факторов с точки зрения объема выпуска показывает изокванта, а различные комбинации затрат факторов с точки зрения издержек показывает изокоста. Следовательно, искомая точка – общая точка для изокванты и изокосты. В этой точке наклон изокосты равен наклону изокванты.

PL/PK=MPL/MPK (4.23)

Рисунок 4.18 Равновесие производителя

Как очевидно из рисунка 4.18 минимальные издержки производства для данного объема выпуска достигаются при комбинации факторов производства, для которой соотношение предельных продуктов этих факторов равно отношению их цен.

Определенный фактор должен применяться (наращиваться) до тех пор, пока МР фактора в денежном выражении не станет равен его цене (МРFF). Если МРFF, применение данного фактора не имеет смысла.

Доход производителя

При анализе дохода фирмы мы исходим из постулата максимизации прибыли, то есть из того, что целью фирмы является получение максимальной прибыли.

Виды дохода:

1. Совокупный доход (выручка от реализации – TR) – весь доход, который производитель получает от реализации выпуска.

TR=P*Q (4.24)

2. Средний доход (AR) – доход, получаемый с единицы продукции

AR=TR/Q (4.25)

3. Предельный доход (МR) – прирост совокупного дохода при увеличении объема выпуска на дополнительную единицу.

МR=ΔTR/ΔQ (4.26)

4. Прибыль (Pr) – доход за вычетом издержек

Pr= TR-ТС (4.27)

a) Бухгалтерская прибыль = TR-бухгалтерские издержки

b) Экономическая прибыль = TR-экономические издержки

Для конкурентной фирмы цена задается извне (фирма не может влиять на цену). Следовательно, для нее цена = const. Доход конкурентной фирмы зависит от объема производства и от цены, но последнюю фирма не выбирает.

Для фирмы, работающей на рынке несовершенной конкуренции, цена – величина переменная. Фирма может влиять на цену и выбирать не только нужный объем выпуска, но и нужную цену.

Рисунок 4.19 Совокупный доход конкурентной и неконкурентной фирмы

Для конкурентной фирмы МR= AR=Р (4.28)

Рисунок 4.20 Средний и предельный доход конкурентной фирмы

Если фирма работает на рынке несовершенной конкуренции, то для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, она должна снижать на нее цену. Так как все единицы продукта должны продаваться по одной цене, то фирма должна снизить цену и на остальной выпуск. Следовательно, MR<P и MR<AR.

Рисунок 4.21 Средний и предельный доход для неконкурентной фирмы

Максимизация прибыли. Для определения оптимального объема выпуска (выпуска, который обеспечивает максимум прибыли) можно использовать:

· метод сопоставления предельных показателей;

· метод сопоставления валовых показателей.

Используя метод сопоставления предельных показателей, мы сопоставляем доход, приносимый дополнительной единице продукта с приростом издержек, вызванных выпуском этой единицы.

Количество продукции, ед.

Рисунок 4.22 Соотношение предельных показателей работы фирмы

На рисунке 4.22 видно, что оптимальный объем выпуска – в точке Qе. До этой точки фирма не добирает прибыль из-за недостаточного объема выпуска, а после нее – теряет прибыль из-за возросших издержек. Таким образом, отклонение объема выпуска от оптимального приводит либо к прямым убыткам, либо к потере массы прибыли.

Используя метод сопоставления валовых показателей, мы сопоставляем совокупный доход и совокупные издержки. Если цена постоянна, задается вне фирмы, а для конкурентной фирмы дело обстоит именно так, то прибыль зависит от объема производства и величины издержек. Следовательно, мы имеет две задачи:

1. Минимизация издержек, что обеспечит максиму прибыли на единицу продукта.

2. Нахождение оптимального (эффективного) объема выпуска, то есть объема выпуска, при котором общая масса прибыли максимальна

Ответ на первый вопрос: следует найти точку (объем выпуска), в которой издержки имеют минимальное значение. Из изложенного выше известно, что это объем производства, при котором МС=АС. В точке пересечения кривых АС или AVC с кривой МС и средние издержки (средние валовые издержки, общие средние издержки), и средние переменные издержки имеют минимальные значения.

Ищем ответ на второй вопрос. Для этого сопоставим совокупный доход, который может быть получен при различных объемах выпуска, с издержками, соответствующими этим объемам.

Количество продукции, ед.

Рисунок 4.23 Сопоставление валовых показателей для определения оптимального объема выпуска

Проанализируем представленный график.

1. Фирма получает прибыль, производя в объемах, при которых совокупный доход больше совокупных издержек. Следовательно, фирму устроит объем выпуска в пределах точек Q3- Q5.

2. Объем производства, при котором разница между совокупным доходом и совокупными издержками максимальна, обеспечивает фирме максимальную прибыль (Q4).

3. Производство в объемах, при которых совокупные издержки больше совокупного дохода, приносит фирме убытки - 0 – Q3 и за пределами Q5.

4. После точки Q5 производство нецелесообразно. Хотя фирма и покрывает постоянные издержки, но переменные издержки нарастают, что отчетливо видно на графике. Скорее всего, это происходит за счет нарастания средних переменных издержек. Следовательно, с увеличением объема выпуска нарастают убытки, и дальнейший рост производства не имеет смысла.

5. Если выручка покрывает все переменные издержки и хотя бы часть постоянных, то фирме целесообразно продолжать производство. Объем производства, при котором превышение совокупных издержек над совокупным доходом минимально, означает, что убытки минимальны.

6. Объем производства, при котором совокупные издержки равны совокупному доходу, не приносит фирме ни прибыли, ни убытков, то есть ситуация нулевой прибыли - Q3, Q5.

7. Если при определенном объеме выпуска убытки фирмы равны постоянным издержкам, то фирме безразлично производить или нет, поскольку приостанавливая производство, она все равно несет постоянные издержки - Q2. Постоянные издержки, напомним, это издержки, которые не зависят от объема выпуска и, следовательно, присутствуют даже при нулевом выпуске. Внимание: не путать точку безразличия с точкой безубыточности!

8. При объеме производства, при котором убытки больше постоянных издержек, следует прекратить данное производство - Q1. Исключение: данная ситуация возможна и при освоении нового производства, то есть в случае, когда фирма еще не вышла на проектную мощность.

Рисунок 4.24 Максимизация прибыли конкурентной фирмы

Таблица 4.1 Зависимость выручки и прибыли от объема выпуска

  Соотношение дохода и издержек Результат
Q3-Q5 Q4 0-Q3; >Q5 … Q3,Q5 Q2 <Q2; >Q5 TR > ТС (TR – ТС) max TC > ТR (TC – ТR) min TR = ТС (-Pr) = FС (-Pr) > FС Прибыль есть Максимальная прибыль (Рr max) Убытки (-Рr) Минимальные убытки (-Рr min) Нулевая прибыль (Рr = 0) Точка безразличия Данное производство следует прекратить

Все вышеизложенное доказывает, что общее условие равновесия конкурентной фирмы: P=MC =AC

Оптимальный объем выпуска монопольной фирмы. Монополист, максимизирующий прибыль, всегда выбирает такой объем выпуска, при котором спрос является эластичным. Это можно объяснить двумя причинами.

Во-первых, так как для монополиста-производителя предельные издержки равны предельному доходу, а величина предельных издержек является положительной, то предельный доход также должен быть положительным при объеме выпуска, максимизирующем прибыль.

Рисунок 4.25 Оптимальный объем выпуска монопольной фирмы

Оптимальный выпуск для монополии достигается при MR=MC. Для монополиста MC – это кривая его предельных издержек, а MR – это кривая его предельного дохода. Для объемов выпуска, меньших Q*, MR > MC, так что увеличение выпуска приводит к росту прибыли. При объемах выпуска больше Q*, рост прибыли происходит только при уменьшении выпуска. Следовательно, величина оптимального выпуска для монополии равняется Q*, при котором MR=MC. При данном объеме выпуска цена P* >АТС*. Общая величина монопольной прибыли равна площади (P*‑АТС*)* Q*. В данной точке спрос эластичен.

Во-вторых, при любом объеме выпуска, при котором спрос неэластичен, предельный доход является отрицательным. Поэтому сокращение выпуска увеличило бы доход. Сокращение выпуска в такой ситуации привело бы также и к снижению издержек. Поэтому оно всегда должно приводить к увеличению прибыли в условиях неэластичности спроса. Однако если прибыль может быть увеличена, это означает, что ее начальное значение не было максимальным.

Рисунок 4.26 Спрос и предельный доход монополии

В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее эффективно

Рисунок 4.27 Сравнение равновесия монополиста с равновесием конкурентной фирмы

Потери в эффективности из-за монополизма, как видно на рисунке 4.27, следующие:

· монополист "недораспределяет” ресурсы: Pm>MC. Равновесный объем предложения монополиста, обеспечивающий ему максимум прибыли, ниже предложения конкурентной фирмы: Qm> Qc.

· при максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (ATCm>ATCmin).

Некоторая компенсация потерь в эффективности происходит из-за того, что монополия - чаще всего крупное производство, и монополист имеет экономию издержек благодаря положительному эффекту масштаба.

Однако есть факторы, препятствующие минимизации издержек монополиста:

· расходы на поддержание монополистических барьеров;

· отсутствие угрозы конкуренции.

В силу нежелательных для экономики и общества потерь от монополизации все современные государства проводят антимонопольную политику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: