(теория потребительского выбора и теория производства)
Целью потребителя является получение товаров и услуг (экономических благ) для удовлетворения своих потребностей. Главный фактор потребительского выбора – полезность товара.
Полезность (U) – свойство товара удовлетворять потребность потребителя. Полезность должна максимизироваться. Максимизация полезности – максимизация удовлетворения, получаемого от потребления.
Однако получение максимальной полезности имеет определенные ограничения. Важнейшими ограничениями являются:
· потребительские предпочтения;
· цены товаров;
· размеры потребительского бюджета (размер дохода).
Потребительский выбор предполагает решение трех проблем:
- определение полезности блага;
- определение цены;
- определение дохода потребителя.
Функция полезности – отношение между объемами потребляемых товаров и уровнем их полезности (удовлетворенности, получаемой от потребления).
Формы полезности:
1. Совокупная полезность (TU) – общая полезность, получаемая в результате потребления товара.
2. Предельная полезность (MU) – полезность, получаемая при потреблении каждой последующей единицы товара или приращение совокупной полезности при увеличении объема потребления на одну дополнительную единицу.

Рисунок 4.1 Функция совокупной полезности
Функция полезности показывает убывание полезности от каждой дополнительной единицы потребляемого блага. Чем интенсивнее потребление блага, тем меньше увеличение полезности. Полезность каждой дополнительной единицы уменьшается. Чем большим количеством блага обладает потребитель, тем меньшую ценность имеет каждая дополнительная единица.

Рисунок 4.2 Функция предельной полезности
Наглядно соотношение динамики совокупной и предельной полезности показано на рисунке 4.3.

Рисунок 4.3 Соотношение совокупной и предельной полезности
По мере увеличения непрерывного потребления данного блага его общая полезность (TU) хотя и растет, но скорость этого роста постоянно замедляется. Поэтому кривая TU становится выпуклой вверх. В точке С общая полезность достигает своего максимума, после чего кривая TU начинает снижаться. Такой характер движения TU обусловлен тем, что полезность у каждой последующей единицы товара оказывается ниже, чем у предыдущей. А в точке С, где обеспечивается полное насыщение конкретной потребности индивидуума, она (MU) достигает нулевого значения. Дальнейшее потребление товара будет связано уже с отрицательной полезностью, (с неприятными для индивидуума ощущениями, не с ощущением удовлетворения, а с ощущением вреда). Однако такая ситуация противоречит основным характеристикам человека экономического. Следовательно, то, что происходит за точкой С, мы не рассматриваем. Исходя из постулата о ненасыщаемости, экономический анализ потребительского повеления исходит из того, что предельная полезность – всегда положительная величина.
MU=d(TU)/dQ (4.1)
Закон убывания предельной полезности. По мере роста количества потребляемого блага, его предельная полезность имеет тенденцию к снижению. Это означает, что по мере роста потребляемого блага общая полезность возрастает, но во все меньшей пропорции, а предельная полезность от потребления дополнительной единицы блага падает. Этот закон отражает взаимосвязь между количеством потребляемого блага и степенью удовлетворения от потребления каждой дополнительной единицы.
Кривые безразличия. Потребительский выбор зависит от предпочтения полезности определенного потребительского набора и от размера потребительского бюджета (дохода). Делая выбор, потребитель стремится максимизировать получаемую общую полезность.
Для моделирования потребительского выбора используются кривые безразличия (предложены В.Парето в развитие идеи Эджворта). Эти кривые основаны не на количественном соизмерении потребностей, а лишь их ранжировании.
Кривые безразличия - совокупность точек, каждая из которых характеризует потребительский набор, обеспечивающий потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (одинаковую полезность). Они показывают, что в каждой точке есть набор товаров, обеспечивающий одинаковый уровень удовлетворения потребностей. Поэтому потребитель безразличен к выбору наборов.
Рассмотрим потребителя, располагающего фиксированным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Предположим, что он покупает только два товара: Х и Y. Очевидно, что имеются некоторые комбинации количества этих товаров, которые дают равную общую полезность для потребителя. Например, набор А, включающий ХA товара Х и YA товара Y, имеет такую же общую полезность, как и набор В, в который входят ХB товара Х и YB товара Y. Отказ от определенного количества одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. Значит, для потребителя безразлично, какой набор этих товаров покупать

Рисунок 4.4 Кривые безразличия
Поскольку точки А и В находятся на одной и той же кривой безразличия I, то наборы А и В следует рассматривать как равноценные (равнополезные) для того потребителя, для которого построены эти кривые безразличия. Набор С содержит наибольшее количество единиц товара Y (YС) и столько же, сколько набор В, единиц товара Х (ХС=ХВ). Товарный набор С предпочтительнее набора В, а следовательно, и набора А. Поскольку точки С и D лежат на одной и той же кривой безразличия II, то это значит, что наборы С и D для данного потребителя являются равноценными. Точки кривой безразличия III содержат более предпочтительные наборы, чем наборы кривых I и II.
Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.
Наклон кривой безразличия показывает относительные предпочтения потребителя в отношении товаров, входящих в данный набор.
Предельная норма замещения. Товарные наборы, расположенные на одной и той же кривой безразличия, являются для данного потребителя равноценными (взаимозаменяемыми). Следовательно, и товары, которые образуют эти наборы, также должны быть для потребителя в определенной степени взаимозаменяемыми.

Рисунок 4.5 Зона замещения
Все точки кривой безразличия, которые находятся перед точкой 1 и после точки 2, характеризуют ситуацию, при которой потребитель ни за что не откажется от какого-либо количества одного блага, сколько бы ему не предложили другого. Зона замещения (зона субституции) – участок кривой безразличия, в пределах которого возможна эффективная замена одного блага другим. В пределах этой зоны выступают как субституты. За ее пределами – как независимые блага.
Количественным показателем взаимозаменяемости благ в пределах кривой безразличия является предельная норма замещения (MRS).
Предельная норма замещения блага Y благом Х (MRSXY) показывает, каким количеством блага Y потребитель должен пожертвовать, чтобы увеличить потребление блага Х на дополнительную единицу при неизменном уровне полезности.
(4.2)
Переход от товарного набора А к товарному набору В связан с увеличением блага Х на одну единицу (XB-ХA=1), что, в свою очередь, требует сокращения блага Y на ΔY единиц (YB-YA), чтобы сохранить полезность набора В на уровне полезности набора А.
С математической точки зрения формулу замещения следует записать так:
(4.3)
или
(4.4)

Рис.4.6 Предельная норма замещения
Кривые безразличия не учитывают экономические факторы потребительского выбора: цены товаров и доход потребителя. Бюджетное ограничение показывает, какие потребительские наборы можно приобрести на данную денежную сумму.
Бюджетное ограничение (бюджетная линия) - линия, точки которой показывают наборы благ, при покупке которых потребительский бюджет (доход) расходуется полностью. Каждая точка демонстрирует количество товаров, покупка которых обойдется в одну и ту же сумму, равную доходу. Бюджетная линия пересекает оси координат в точках, показывающих максимально возможные количества благ, которые можно приобрести на данный доход при данных ценах.
Если I - доход потребителя, Рх — цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют объемы купленных благ, то уравнение бюджетного ограничения: I=Рх*Х+Рy*Y. При Х=0, Y=I/Рy, т.е. весь доход потребителя расходуется на благо Y. При Y= 0, Х=I/Рх. Угол наклона бюджетной линии к горизонтальной оси = -PX/PY.

Рисунок 4.7 Линия бюджетного ограничения (бюджетная линия)
Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, по стоимости равны доходу и являются доступными для потребителя. Все наборы, расположенные выше (правее) бюджетной линии, стоят дороже и поэтому недоступны. Все наборы товаров, расположенные ниже (левее) бюджетной линии, не эффективны, так как доход расходуется не полностью.
Положение линии бюджетного ограничения определяется ценами товаров и объемом дохода потребителя.
Рассмотрим, что влияет на изменение положения бюджетной линии.
Если доход потребителя увеличился (при неизменных ценах на товары), то он сможет купить больше и товара X, и товара Y. Бюджетная линия сдвинется параллельно вверх. При уменьшении дохода она сдвинется вниз.
Если изменятся цены на товары при сохранении уровня дохода, то бюджетная линия поменяет наклон. Изменение цены на товар Y приведет к изменению угла наклона (положение точки на оси Ч останется без изменений). Изменение цены товара Х приведет к аналогичному сдвигу, но на этот раз неизменным останется положение точки на оси Y.
Одновременное и одинаковое изменение цен обоих товаров окажет на бюджетную линию такое же воздействие, как и изменение дохода (удешевление товаров равнозначно увеличению дохода и наоборот).

Рисунок 4.8 Изменения положения бюджетной линии
Потребительский выбор - выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности денежного дохода. В положении равновесия потребитель должен одновременно максимизировать полезность потребления (находится на кривой безразличия) и полностью расходовать потребительский бюджет (находиться на линии бюджетного ограничения). Иными словами, положение равновесия потребителя – состояние, в котором он в рамках бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность.

Рисунок 4.9 Равновесие потребителя
Функция полезности максимизируется в случае, когда денежный доход распределяется таким образом, что последняя единица дохода, затраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.
MU1/P1=...= MUn/ Pn
MU1/ MUn =P1/ Pn
MU1/P1=...= MUn/ Pn=l (предельная полезность денег).
MUn=l Pn то есть предельная полезность блага равна предельным затратам потребителя.
В точке равновесия наклон касательной к горизонтальной оси, как мы уже выяснили, определяется соотношением цен товаров. Следовательно, справедливы будут следующие выкладки:
;
ð
ð 