Тема: «Юридическая наука»

Основные понятия:

  1. Предмет и параметры юридической науки.
  2. Классификация юридических наук.
  3. Послевузовское обучение. Аспирантура и докторантура как первичный способ получения ученой степени.
  4. Сообщества ученых-юристов.
  5. Система научных учреждений в СССР и в современной России.
  6. Ведущие научные учреждения юридического профиля. Видные ученые-юристы современности.

Юридическая наука – часть науки. Главная отличительная черта ее и вместе с тем решающее начало, что позволяет представить ее как некое целостное образование, лежит в области объекта. В принципе юридическую науку в единстве и различии ее составных частей занимают три уникальных социальных феномена: правосознание, право, государство. Отсюда – особенности

юридической науки. Наука присутствует там, где установлены закономерности. Юридическая наука изучает различной степени сложности, закономерности, связанные с возникновением и развитием правосознания, права и государства во взаимодействии с их объективной действительностью. Одновременно в предмет юридической науки включаются идеи, факты, события не столь высокого уровня, как закономерности, но без них юридическая наука не может обойтись.

Факты – воздух ученого-юриста, фундамент юридической науки. Однако познавательная деятельность, ограниченная только работой с фактами, не озаренная должным и необходимым осмыслением опыта, малопродуктивна, а нередко и вовсе бесплодна. Поэтому, как и в любой другой науке, в юридической вычленяется уровень теоретического познания.

Теория – это не простое обобщение результатов эмпирических исследований. Теория – высшая форма организации знания, дающая целостное представление о закономерностях, действующих в определенной области, позволяющая ощутить объект в существенных связях, во всесторонних отношениях. В юридической науке функцию общетеоретической основы выполняет общая теория права и государства. Но это не значит, что отраслевые и другие юридические науки решают только эмпирические задачи; на определенный уровень теоретического осмысления своего предмета выходят и эти науки. Таким образом, в юридической науке достаточно выразительно проявляют себя эмпирические и теоретические начала.

Юридическая наука – сложное, многомерное образование. И многомерность ее представлена в первую очередь двуединством: знания и деятельности. То, что юридическая наука – система знаний, доказательств особых не требует. В нашей стране для решения практических задач по ее развитию принято ориентироваться на официальную классификацию юридических наук, утвержденную Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации. Эта классификация включает обширный список юридических наук:

• Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве;

• Конституционное право; муниципальное право;

• Гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право;

• Трудовое право; право социального обеспечения;

• Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право;

• Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;

• Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность;

• Международное право, европейское право;

• Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура;

• Административное право, финансовое право, информационное право;

• Гражданский процесс; арбитражный процесс.

Ознакомившись со списком, можно убедиться, что составляющие юридической науки весьма разноплановы и группируются по нескольким конкретным направлениям: теоретические TT1 1 Tf0.2науки (теория права и государства), исторические (история права и государства), отраслевые (гражданское право, административное право, уголовное право) и прикладные (криминалистика).

Однако юридическая наука – это не только система знаний, но еще и деятельность, и отличительной чертой этой деятельности является то, что знания здесь и потребляются, и производятся. В процессе живой высокоинтеллектуальной, творческой деятельности ученых-юристов и организаторов юридической науки вырабатываются новые знания о различных

сторонах правосознания, права и государства, роли государственно-правовых реформ и изменений в общественном устройстве, что благоприятствует развитию правовой системы в соответствии с гуманистическими парадигмами, способствует совершенствованию законодательства и практики его применения, ведет к повышению общей и правовой культуры граждан, позволяет полнее

осуществлять контроль за состоянием правопорядка в обществе и государстве.

Кроме того, юридическая наука сегодня – это еще и научные учреждения, научные образования, научные ассоциации.

Юристы в России объединяются в различные сообщества, имеющие как профессиональный, так и в основном общественный характер (имеются в виду оформленные надлежащим образом государственные и негосударственные объединения). Профессиональный характер имеют коллегии адвокатов, судейские и прокурорские корпуса. На федеральном уровне функционируют Союз юристов России, Российская криминологическая ассоциация, Российская академия юридических наук и т.д. Существуют и региональные объединения юристов. Такого рода сообщества имеют своей целью распространение юридических знаний среди населения, оказание юридической помощи, издание юридической литературы и т.д., что, безусловно, способствует развитию правосознания в нашем обществе.

Честное служение обществу, высокий профессионализм – главное качество ученого любой области знаний. Поскольку мы живем в условиях коммерциализации правовой системы, прагматический настрой заметно снизил интерес к науке и привел к падению престижа научной деятельности, в том числе и юридической. В последнее время после некоторого перерыва в российскую науку вновь устремились аспиранты, докторанты, соискатели. Поток желающих

получить ученую степень и звание непрерывно пополняется новыми претендентами. Однако серьезной проблемой продолжает оставаться освоение современных форм подготовки преподавательских кадров, научных работников и юристов-профессионалов для работы в различных ведомствах и организационных структурах, для работы в вузах, организации и ведения мониторинга состояния дел в послевузовском обучении.

С позиции статистики ученым в праве называется любой гражданин, творчески работающий в науке. В нашем обществе звание ученого подтверждается дипломами и аттестатами, свидетельствующими о наличии ученой степени и звания. Ученая степень присуждается на основании результатов публичной защиты диссертации соискателем соответствующей степени, имеющим высшее профессиональное образование. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом, то есть специализированным советом, которому предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание соответствующей ученой степени.

Ученая степень доктора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, принятой по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии. Наиболее простой и проверенный способ получения первичной ученой степени – поступление в аспирантуру. Есть альтернативный вариант – обратиться в высшее учебное заведение или научно-исследовательский институт, имеющий диссертационный совет, обладающий правом принимать к защите диссертации, с просьбой прикрепления в качестве соискателя. Научная организация, к которой прикреплен соискатель, назначает ему научного руководителя и утверждает тему диссертации.

Аспирантура бывает очной (с отрывом от основной работы) и заочной (без отрыва). В настоящее время повсеместно введена плата за обучение в очной аспирантуре. Срок обучения в аспирантуре три года. Соискатели ученой степени доктора наук могут быть зачислены в докторантуру, но таковая является в основном заочной. Докторанту предоставляется оплачиваемый отпуск для завершения работы над диссертацией. Докторант вправе иметь научного консультанта, а не научного руководителя, что по-своему правомерно, научный уровень кандидата в доктора должен быть достаточно высоким, чтобы не нуждаться в научном руководителе, а вот

консультирование со стороны специалиста в лице доктора наук допустимо и распространено.

Шансы стать академиком у аспирантов и докторантов в перспективе выше, ибо число академических вакансий в последние годы стало резко увеличиваться в связи с ростом числа самих академий.

Научные академии в России в настоящее время образуют целую пирамиду, на вершине которой находится созданная еще Петром Великим Российская академия наук, в состав которой входит около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). На втором уровне этой пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия педагогических наук, Академия медицинских наук, Академия естественных наук (РАЕН) и др.

И на третьем уровне в так называемый переходный период в России возникло большое количество негосударственных общественных академий, академиков и членов-корреспондентов. Сложившаяся в советский период система научных учреждений претерпела значительные изменения в постсоветское время. Если раньше исследовательская работа в области юридической науки была полностью «огосударствлена» и велась главным образом в учреждениях АН СССР, в отраслевых институтах, образованных при министерствах и ведомствах, а также в высших юридических учебных заведениях, то ныне такая работа проводится в самых разнообразных

структурах – государственных и негосударственных, академических и вузовских, центральных и региональных.

Ведущим научным учреждением юридического профиля в стране является Институт государства и права Российской Академии наук (ИГП РАН), который имеет солидную «биографию». На заседании Совета народных комиссаров РСФСР 25 мая 1918 г. Было признано необходимым учредить в Москве Социалистическую академию общественных наук. Инициатива принадлежала профессорам М.А. Рейснеру и М.Н. Покровскому и была поддержана В.И. Лениным, который набросал проект постановления по этому вопросу. Ровно через месяц, 25 июня 1918 г., Положение о социалистической академии общественных наук было утверждено Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Планировалось создать комплексную академию, в состав которой вошли бы исследовательский центр и вуз. Работа должна была вестись разрядами

(отделами) академии по нескольким направлениям: политико-юридическое, социально-историческое, финансово-экономическое и др. Однако менее чем через

год – 15 апреля 1919 г. – с приходом нового состава ВЦИК название ее укоротилось до просто Социалистической академии и она получила статус чисто научного учреждения. В 1924 г. она вновь была переименована, уже в Коммунистическую академию, и передана из ведения РСФСР в ведение Союза ССР. На базе секции советского строительства Коммунистической академии в том же году был образован Институт советского строительства. 23 марта 1925 г. Президиум ВЦИК утвердил его состав, а чуть позже, 13 апреля, Положение о нем.

В первый состав института вошли 84 человека, в том числе известные юристы: Я.Л. Берман, В.И. Вегер, И.С. Войтинский, П.Н. Галанза, Г.С. Гурвич, Д.С. Магеровский, В.Н. Максимовский, Г.С. Михайлов, Е.Б. Паушканис, М.Н. Покровский, С.И. Раевич, М.А. Рейснер, П.И. Стучка, Н.И. Челяпов и другие.

В настоящее время ИГП РАН имеет статус государственного учреждения некоммерческой научной организации. Он представляет собой структурное звено РАН, научно-методическое и научно-организационное руководство которым осуществляет Отделение философии, социологии, психологии и права (ОФСПП) РАН. Основной целью института является выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области правоведения, изучение процессов правотворческой, правоприменительной деятельности, разработка на этой основе научных рекомендаций для использования в общественной практике, подготовка и повышение квалификации научных кадров.

В соответствии с этим основными направлениями научной деятельности института являются:

- проведение сравнительно-правовых исследований российского и зарубежного государства и права;

- разработка концептуальных проблем российской государственности; теории и истории государства и права;

- исследование проблем обеспечения прав и свобод гражданина;

- проведение фундаментальных исследований и прикладных разработок правового регулирования экономических отношений;

- исследование теоретических проблем борьбы с преступностью;

- анализ международно-правовых аспектов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Основными научными подразделениями института являются центры и сектора. При необходимости могут создаваться временные творческие коллективы (группы) для выполнения работ по конкретным проектам, государственным заданиям или программам. Все научные подразделения руководствуются основными направлениями и общеинститутскими планами научно-исследовательских работ, но при этом они вполне самостоятельны в конкретизации тематики и выборе методов исследования. Институт имеет Саратовский филиал, действующий как обособленное научное подразделение.

Одним из крупнейших юридических центров страны является Институт законодательства и сравнительного правоведение (ИЗиСП) при Правительстве Российской Федерации, основанный в 1925 г. Это старейшее в стране научно- исследовательское учреждение юридического профиля. За 70-летнюю историю своего существования институт не раз менял наименование (Всесоюзный институт юридических наук, Институт законодательства), функциональное назначение, ведомственную принадлежность.

Согласно Уставу перед институтом стоит ряд серьезных задач. Он проводит исследования в области правового обеспечения деятельности Правительства и Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации. Другая задача заключается в проработке и научном обосновании законопроектов, вносимых в порядке законодательной инициативы Правительством Российской Федерации. Сотрудники института принимают также участие в разработке научных концепций развития законодательства, проводят сравнительное исследование законодательства субъектов Российской Федерации, государств-участников СНГ и других государств. Ведущие отделы института: отдел теории законотворчества и систематизации законодательства; конституционного права; правовых проблем национально-государственных отношений; гражданского законодательства; аграрного, экологического и природоресурсного законодательства; конституционного и административного законодательства иностранных государств; международного частного права; административного и финансового законодательства; законодательства о труде и социальном обеспечении.

Тематика научных исследований института тесно связана с проблемами становления и развития гражданского общества и правового государства, с проведением реформ во всех областях социальной жизни. В институте активно изучаются проблемы субъектов Российской Федерации, правовых основ межнациональных отношений. Важное направление в деятельности института составляет исследование состояния и перспектив совершенствования федерального и регионального законодательства в единстве, различии и взаимодействии их составных частей.

Наряду с обширной научной работой институт занимается активной издательской деятельностью, в которой большое место занимают обширные публикации по фундаментальным теоретическим проблемам. Другой крупный научный центр юридического профиля, образованный в 1945 году, − Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Сотрудники института исследуют проблемы всех отраслей и направлений прокурорской деятельности, конституционной законности, криминологии, криминалистики, уголовного и гражданского права и процесса, уголовно-исправительного (пенитенциарного) права, юридической психологии, правовой информатики, законности в сфере экологии, на транспорте, а также законности применительно к несовершеннолетним.

Институт имеет весьма сложную структуру, разветвленные и устойчивые связи с различными научно-исследовательскими учреждениями и организациями, органами государственной власти разных уровней и разных ветвей власти. Здесь сложился большой творческий коллектив ученых-юристов и специалистов.

В разное время в работе коллектива принимали участие такие видные ученые- юристы, как А.Н. Васильев, А.И. Винберг, А.А. Герцензон, В.К. Звирбуль, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Г.И. Кочаров, Г.И. Миньковский, А.Б. Сахаров, В.Г. Танасевич.

В последние годы институт разрабатывал концепцию развития прокуратуры Российской Федерации, суть которой заключается в том, что прокуратура признается самостоятельной правозащитной системой, в деятельности которой приоритетными направлениями являются зашита прав и свобод человека и гражданина, охрана законных интересов государства и общества. Вместе с тем получили развитие исследования по самым разным направлениям, связанным с обеспечением законности и правопорядка в стране. Значительный интерес представляет ежегодный фундаментальный аналитический доклад о состоянии законности в России.

В конце 1991 г. на основании Указа Президента Российской Федерации был образован Исследовательский центр частного права, который ставил своей целью проведение научно-профессиональной юридической разработки и экспертизы предложений и проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начал гражданского общества и развитие рыночных отношений. При центре действует Российская школа частного права, имеющая два отделения: Московское и Уральское (в Екатеринбурге). Центр объединяет сильнейших цивилистов страны, теоретиков и практиков, представителей различных школ. За сравнительно небольшой период Центром подготовлены две части Гражданского кодекса Российской Федерации, модельный Гражданский кодекс для государств-участников СНГ.

На основании постановления Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ от 17 февраля 1996 г. и Постановления Совета Межпарламентской Ассамблеи от 2 июня 1997 г. был сформирован Центр публичного права. Работа ЦПП ведется на общественных началах на базе одного из подразделений ИЗиСП – отдела по правовому обеспечению сотрудничества государств-участников СНГ. Главной целью образования такого Центра явилось стремление содействовать созданию общего правового пространства в системе СНГ путем разработки научных концепций и проектов модельных законодательных актов в сфере публичного права, координации публично-

правовых исследований в области межгосударственных отношений и подготовки соответствующих предложений.

Для решения задач, вытекающих из этой цели, Центр наделен широкими полномочиями. Так, он формирует творческие группы специалистов из государств-участников СНГ для выполнения исследовательских и законопроектных работ по вопросам публичного права; выполняет поручения соответствующих органов СНГ, а также сообщества Беларуси и России, государственных договоров и соглашений в рамках СНГ по разработке законодательных проектов и изучению проблем интеграционного развития стран СНГ и др.

Новым явлением в юридическом пространстве Росси стало учреждение 9 марта 1999 г. Российской академии юридических наук (РАЮН) – добровольной некоммерческой организации, призванной содействовать развитию юридической науки в соответствии с запросами правового государства и гражданского общества.

Согласно Уставу Академия призвана решать многие важные задачи, связанные с проблемами формирования правового пространства в России, в частности: содействовать правовой реформе, консолидации научных кадров, развитию юридического образования и юридической науки, проведению фундаментальных и прикладных исследований в области юриспруденции, организации правовоспитательной работы. Академия оказывает правовую помощь государственным и основанным на иных формах собственности некоммерческим и коммерческим предприятиям, учреждениям, участвует в законотворческой деятельности.

Членами РАЮН могут быть как физические, так и юридические лица. Физические лица – это граждане России и иностранных государств, как правило, имеющие ученую степень кандидата или доктора юридических наук. Установлено почетное членство РАЮН. В состав Академии входят региональные отделения, ею могут создаваться филиалы и представительства. Центральные руководящие органы РАЮН – съезд, координационный совет, ученый совет, исполнительный комитет. В целом юридическая наука Российской Федерации в условиях формирования гражданского общества и правового государства получает качественно новые основы для собственного развития. Впервые в истории России ей предоставляется возможность стать важнейшим институтом гражданского общества. Задача же ученых-юристов способствовать юридической науке реализовать эту миссию. Лишь дееспособная юридическая наука может создать оптимальные основы для развития юриспруденции, способной успешно выполнять возлагаемые на нее задачи.

Вопросы и задания для обсуждения:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: