Психологическая саморегуляция и предупреждение стрессов

Повседневная деятельность и отдых, способ существования челове­ка определяются понятием жизнедеятельность. Стремление человече­ства к повышению комфортности среды жизнедеятельности, к обеспе­чению защиты от естественных негативных воздействий привело во многих регионах нашей планеты к разрушению колыбели человечества — биосферы, и созданию новой среды обитания — техносферы. Техно­сфера — это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого unit косвенного воздействия технических средств с целью наилучшего соответствия своим материальным и социально -экономическим потребностям. Практически все урбанизированное население нашей планеты проживает в техносфере, где условия обита­ния существенно отличаются от биосферных прежде всего повышен­ным влиянием на человека негативных техногенных, антропогенных, экономических, социальных, информационных и прочих факторов. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены влиянием элементов техносферы (машины, оборудование, сооружения и т.п.) и действиями человека.

Обитание и жизнедеятельность человека в условиях техносферы тре­бует определенных действий, реакций, напряжения и, как следствие, характеризуется резким возрастанием психологических нагрузок. Необ­ходимость решить проблему защиты человека от воздействия неблаго­приятных факторов явилось важной предпосылкой создания учения о стрессе. Стрессэто состояние психологического напряжения, возни­кающего под воздействием внешних раздражителей, а по своему суще­ству — это способ достижения устойчивости организма в ответ на действие отрицательных факторов.

Первоначальное понимание стресса (Ганс Селье, 1907-1982 гг.) отно­силось к неспецифическим реакциям организма на действие любого раз­дражителя. Дапьнейшее развитие учения о стрессе последователями Г. Селье привело к пониманию психологического стресса и его роли в развитии болезней стресса, возникающих в результате эмоционального перенапряжения.

Самым распространенным стрессором у человека является эмоцио­нальный раздражитель. Обычно стресс связан с приятными или непри­ятными переживаниями. Приятное или неприятное эмоциональное возбуждение сопровождается возрастанием физиологического стресса. Желание избежать стресса является невозможным, да и нежелатель­ным. Согласно гипотезе Г. Селье отсутствие раздражителей или их из­быток в равной мере сопровождается возрастанием стресса («Чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны поставить перед собой слож­ную и долговременную задачу. Нам следует стремиться к цели, дости­жение которой требует напряженной работы. Отсутствие же таковой цели — один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадост­ное прозябание»).

По Г. Селье существует два вида стресса: эустресс (предполагает возникновение желательного положительного эффекта) и дистресс (от­рицательная реакция на раздражитель). Отмечено, что один и тот же стресс может вызывать у разных людей различные реакции («факторы обуславливай™» по Г. Селье). Под влиянием этих факторов нормально переносимая степень стресса может стать болезнетворной и вызвать «бо­лезнь адаптации» человека.

Различные психологические проявления стресса находят отражение в физиологических реакциях организма. Наличие прямой корреляции ме­жду физиологическими реакциями и психологическими характеристика­ми стресса позволяет использовать изменения физиологических реакций в качестве объективных показателей эмоционального напряжения чело­века.

Стресс возникает в результате воздействия на человека элементов техносферы и социального окружения. По этой причине различают фи­зиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессо­ры включают в себя: болевые воздействия, чрезмерные физические на­грузки, экстремальные воздействия внешней среды (жара, холод и т.п.), а психологические: ответственность за что-либо или кого-либо, необходи­мость принятия решений, обида, конфликт, переживания, сигналы опас­ности. Стрессоры могут быть как постоянно действующие, реально существующие, так и вероятные, предполагаемые. Наибольшее разруши­тельное воздействие, на организм человека оказывают психологические стрессоры, которые вызывают стрессы: информационные (результат воз­действия информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются при угрозах, обидах, в конфликтных ситуациях). Степень тяжести давле­ния стрессоров на психику человека американские психологи Т. Холмс и Р. Рейком оценивают по 100 — балльной шкале.

Смерть партнера (мужа, жены) 100

Развод 73

Разлад в супружеской жизни (разрыв) 65

Тюремное заключение 63

Смерть близкого члена семьи 63

Серьезная травма, заболевание 53

Брак 50

Потеря работы 47

Выход на пенсию 45

Изменения в состоянии здоровья члена семьи 44

Беременность 40

Сексуальные проблемы 39

Появление нового члена семьи 39

Перемена места работы 39

Изменения в финансовом состоянии 37

Смерть близкого друга 37

Перевод на другую работу 36

Серьезные разногласия с партнером 35

Крупный долг 31

Приближение срока уплаты долга 30

Уход сына или дочери из родного дома 29

Конфликты с тестем, тещей (свекром, свекровью) 29

Исключительный личный поступок или достижение 27

Поступление в школу или ее окончание 26

Перемена в условиях жизни 25

Смена привычек 24

Проблемы и конфликты с руководством 23

Изменения рабочего времени или условий работы 20

Смена места проживания 20

Перемена школы 20

Смена вида отдыха 19

Перемена в общественной деятельности 18

Мелкий долг 16

Перемены в режиме дня 15

Перемены в семье 15

Перемены в привычном образе питания 13

Отпуск 13

Праздник 12

Проступок (штраф за безбилетный проезд и т.п.) 11

По мнению разработчиков такой градации общий показатель степени тяжести аккумулируется (суммируется). Набрав, например, в течение го­да более 300 баллов, человек стоит перед угрозой достаточно серьезной реакции организма: депрессии, психосоматических заболеваний (ин­фаркт, астма, аллергия и т.п.). Опасность заболевания не зависит от вида (положительный или отрицательный) раздражителя. Так, можно в тече­ние одного года пережить ряд радостных событий: закончить обучение в аспирантуре, защитить диссертацию, получить государственную премию в области науки и техники, трудоустроиться на престижное рабочее ме­сто, выйти замуж, забеременеть, родить ребенка и т.д., которые в сумме принесут более 200 баллов. Но, если к этим приятным событиям доба­вится финансовый крах (по типу последствий дефолта 1998 г.) и круп­ный финансовый долг, то неизбежен переход за критическую черту в 300 баллов.

Г. Селье выделяет три фазы развития стресса: тревоги, сопротивляе­мости и истощения. Личности с устойчивой положительной психологи­ческой ориентацией в состоянии преодолеть фазу тревоги и включиться в активную борьбу со стрессовыми факторами. Эмоционально неустой­чивых людей охватывает тревога, переходящая в страх, а далее сразу на­ступает истощение, принимающее форму обреченности и отчаяния. Та­ким образом, в зависимости от психологической ориентации личности реакция на стрессоры может быть активной (при стрессе эффективность деятельности продолжает расти до определенного предела — «стресс льва») или пассивной (эффективность деятельности сразу падает — «стресс кролика»).

Помимо личностных особенностей на возникновение соматических заболеваний существенное влияние оказывает морально - психологиче­ский климат в организационном окружении человека. Стремление чело­века занять в коллективе место, не соответствующее его реальным воз­можностям, чрезмерный уровень притязаний, зачастую приводят к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Выраженная целеустрем­ленность, честолюбие и нетерпимость к своему ближайшему окружению — это серьезный повод для хронических коронарных патологий. Недо­оценка личности окружающими может привести ее к гипертонии. Для страдающих язвенной болезнью характерны тревожность, раздражитель­ность, повышенная исполнительность и обостренное чувство долга. Та­ким людям присуща заниженная самооценка, чрезмерная ранимость, стеснительность, обидчивость, неуверенность в себе. Отмечено, что та­кие люди стремятся сделать существенно больше своих возможностей, для них характерно желание активного преодоления трудностей в соче­тании с высокой внутренней тревогой.

Основной движущей силой активизации жизнедеятельности человека являются потребности, которые могут иметь материальный, социальный, интеллектуальный и иной характер. Удовлетворенная потребность вызы­вает положительные эмоции, неудовлетворенная — отрицательные или противоречивые (амбивалентные). Под эмоцией понимается пережива­ние человека своего личного отношения к предметам, действиям -других людей и к самому себе. Человек всегда живет в мире разнообразных эмоций, которые чередуются в зависимости от жизненных ситуаций. Положительные эмоции при воздействии на нервную систему способст­вуют духовному и физическому оздоровлению организма, отрицатель­ные — угнетают и ведут к его разрушению. В зависимости от продолжи­тельности и интенсивности действия эмоций различают эмоциональные состояния: настроения, страсти и аффекта.

Настроение отличается слабой интенсивностью, малой длительно­стью протекания и «туманностью» переживаний.

Страсть — это более сильное, глубокое и длительное эмоциональное состояние, мобилизующее личность на достижение поставленных целей. При этом под влиянием страсти возможно как положительное формиро­вание личности, так и ее разрушение.

Аффект — это своеобразное эмоциональное состояние, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Эмоции в таком со­стоянии носят бурное внешнее проявление, захватывают личность в це­лом, поведение человека бесконтрольно и безотчетно. При определенных условиях любые эмоции могут доходить до аффекта.

Специалисты по проблемам стресса отмечают, что большинство стрессов в жизни человека инициируется и воспроизводится им самим. Из древних времен известно выражение философа Эпиктета «Людей рас­страивают не события, а то, как они на них смотрят». Важнейшим прие­мом, направленным на борьбу со стрессом, является психотерапия. Ме­тоды психотерапии направлены на разрешение внутренних конфликтов личности, которые, как правило, являются инициаторами стрессов. Пре­одоление стрессовых проявлений является вполне достижимой задачей, но при этом следует иметь в виду то обстоятельство, что человек обычно осознает расхождения между требованиями, которые предъявляются к нему в различных ситуациях и возможностями их выполнения. Расхож­дения в требованиях и возможностях приводят к невозможности управ­ления эмоциями в стрессовой ситуации.

Устойчивость к воздействию стрессоров может быть сформирована и поддерживаться на достаточном уровне различными путями. Одним из них является эмоциональная тренировка и тщательное обучение с ис­пользованием игровых ситуаций. Такая тренировка исходит из положе­ния о взаимосвязи психики и жизнедеятельности человека. В результате сопоставления и анализа накопленных сведений по психологическому воздействию на человека различных факторов немецкий психиатр И. Щульц в 1932 году разработал оригинальный вариант «аутогенной тренировки». Освоив приемы такой тренировки, человек становится спо­койнее, улучшается его самочувствие, сон, изменяется отношение к кон­фликтным ситуациям. В аутогенной тренировке И. Шульц выделил низ­шую и высшую ступени. Низшая — это овладение методами регуляции мышечного тонуса, достижение релаксации путем представления со­стояния тяжести и тепла, высшая — направлена на обучение умению сконцентрировать внимание на определенных объектах и состояниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: