Основные этические принципы деятельности социального педагога

ДОКУМЕНТАЦИЯ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

г. Архангельск

2013 год


Авторы составители:

Песцова О.В. –методист МБОУ ППМСПДиП «ЛЕДА»,

Попова Н.В. - социальный педагог МБДОУ № 131 «Радуга»

Моисеева Ю.В. социальный педагог МБДОУ № 61 «Звёздочка»

Чернышова Е.В. – социальный педагог МБДОУ № 172 «Клюковка»

Шилова Т.И. - социальный педагог МБДОУ № 127 «Почемучка»

Издание предназначено для педагогических работников: руководителей ДОУ, социальных педагогов, педагогов.

В сборнике представлены документы, регламентирующие деятельность социального педагога ДОУ, методические рекомендации и практические материалы по сопровождению семей и детей группы риска.

Представленные в данном издании материалы будут полезны как опытным, так и начинающим социальным педагогам образовательных учреждений, а также педагогам, специалистам.


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ.. 5

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.. 5

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.. 5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.. 7

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ... 7

ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.. 9

ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.. 12

ВИДЫ ДОКУМЕНТАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ И РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.. 12

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ КОМПЛЕКТ РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА 16

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА НА УЧЕБНЫЙ ГОД.. 16

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА МЕСЯЦ.. 18

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ НА НЕДЕЛЮ... 18

ЖУРНАЛЫ УЧЕТА ВИДОВ РАБОТЫ.. 19

ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ (УЧЕТ ОБРАЩЕНИЙ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ) 19

ЖУРНАЛ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 19

ЖУРНАЛ ГРУППОВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ И КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ.. 19

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЕ ЗА ГОД.. 20

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЕ ЗА ГОД.. 20

ДИАГНОСТИКА В РАБОТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.. 20

ТРЕБОВАНИЯ К АВТОРСКИМ ПРОГРАММАМ... 21

ПАПКИ ДОКУМЕНТАЦИИ.. 21

БЛАНКИ ДЛЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.. 22

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВЕДЁННЫЕ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ГОДА СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ 22

CПИСОК СЕМЕЙ И ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ВНУТРЕННЕМ УЧЕТЕ В МБДОУ.. 22

ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ О ВЫЯВЛЕННЫХ ФАКТАХ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ. 23

ЛИСТ УЧЁТА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ.. 23

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНО - БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ СЕМЬИ.. 24

CОЦИАЛЬНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.. 26

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ.. 26

КАРТОЧКА УЧЕТА НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ.. 27

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ.. 28

ЗАЯВЛЕНИЕ О ВЫПЛАТЕ КОМПЕНСАЦИИ ЧАСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ ЗА СОДЕРЖАНИЕ РЕБЕНКА 28

ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЛЬГОТЫ НА ОПЛАТУ ЗА СОДЕРЖАНИЕ РЕБЕНКА.. 29

ДОКУМЕНТЫ НА ПМПК.. 29

ХАРАКТЕРИСТИКА НА ПМПК.. 29

ДОВЕРЕННОСТЬ (НА ПМПК) 30

ДНЕВНИК СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ ГРУППЫ РИСКА ПО СОЦИАЛЬНОМУ СИРОТСТВУ.. 30

ЛИТЕРАТУРА.. 33


ВВЕДЕНИЕ В ДОЛЖНОСТЬ

Социальный педагог - организатор работы с детьми и взрослым населением в микросоциуме. Он осуществляет педагогическую, методическую, исследовательскую деятельность, которая направлена на защиту прав детей в обществе, содействие нуждающихся в социально-педагогической помощи.

Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван своевременно выявлять проблему и устранять причины, порождающие её.

В организации своей работы социальный педагог отдаёт приоритет созданию здорового микроклимата в коллективе, гуманизации межличностных отношений, способствует реализации способностей каждого, защите интересов личности, организации досуга, включению в социально полезную деятельность. Поддерживает постоянную связь с семьями воспитанников. Особое внимание уделяет проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности.

Целью социально-педагогической деятельности социального педагога является оказание и создание условий для социализации ребенка, его эмоционального благополучия и формирования чувства уверенности в окружающем социуме.

Задачи:

· социально-педагогическое развитие детей дошкольного возраста;

· педагогическое сопровождение детей в период адаптации к новым условиям в ДОУ;

· повышение социально-педагогической культуры педагогов и родителей;

· повышение воспитательного потенциала семей воспитанников ДОУ;

· устанавливать связи и контакты в социуме;

· осуществлять сопровождение детей в трудной жизненной ситуации.

Деятельность социального педагога должна быть сосредоточена не только на стремлении защитить права ребёнка, но и на удовлетворении его потребностей, развитии личностных возможностей.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Выполняя свои должностные обязанности, социальный педагог осуществляет социально-информационную, социально-правовую, социально-педагогическую, социально-экономическую помощь.

Социально-информационная помощь – обеспечение информации по вопросам социальной заботы, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг.

Социально-правовая помощь – оказание помощи в соблюдении прав человека и прав ребёнка, правовое воспитание детей.

Социально-экономическая помощь – информирование в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям.

Социально-педагогическая помощь – создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, предупреждение и преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, в семьях группы риска.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Аналитико-диагностическая функция:

  • устанавливает причины отклонения поведения детей;
  • изучает семью и семейное воспитание, причины социального неблагополучия;
  • содействует выявлению особо одаренных детей;
  • выявляет детей с эмоциональными задержками развития;
  • выявив в процессе диагностики проблемы, «выводит» на их решение специалистов различного профиля.

Прогностическая функция:

  • на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности;
  • планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности.

Организационно-коммуникативная функция:

· формирует демократическую систему взаимоотношений в детской среде,

· строит взаимоотношения с детьми на основе диалога, сотрудничества; способствует включению добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, организует совместный труд и отдых.

Охранно-защитная функция:

  • использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей;

· взаимодействует с органами социальной защиты и помощи, отделами внутренних дел и др.

Психотерапевтическая функция:

  • заботиться о душевном равновесии личности, о её чувствах, переживаниях;
  • устанавливает доверительные отношения с ребёнком, взрослым;
  • оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребёнка (взрослого);
  • оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов;
  • организует ребёнку (взрослому) ситуацию успеха;

· оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе.

Социально-профилактическая функция:

  • организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющего (девиантного) поведения;
  • влияет на формирование основ нравственно-правовой устойчивости;
  • своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска;

· оказывает помощь в преодолении негативных влияний на детей со стороны социума,

Коррекционная функция:

  • осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников, как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
  • усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;

· осуществляет самооценку воспитанника, при необходимости – коррекцию статуса ребёнка в коллективе, группе сверстников.

Коррекционно-организационная функция:

  • организует социально значимую деятельность детей и в открытой микросреде;
  • взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;

· выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.

Функции социально-педагогической поддержки и помощи:

  • предупреждает (разрешает) конфликтные ситуации во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, педагогами;
  • прогнозирует сопровождение ребёнка с учётом социальной ситуации развития личности и её социального окружения;
  • закрепляет положительные состояния ребёнка - жизнерадостность, уверенность, стабильность, самообладание, решительность, активность, стрессоустойчивость. Создаёт «ситуацию успеха» в различных видах деятельности клиента.

Социальный педагог выполняет воспитательную функцию:

  • организация и проведение воспитательных мероприятий (дел) с целью воспитания, образования развития личности;
  • обеспечение целенаправленного влияния на поведение, деятельность клиента всех социальных институтов.

Исходящей в деятельности социального педагога является диагностическая функция

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные направления социально-педагогической деятельности социального педагога:

  • работа с детьми (групповая, индивидуальная);
  • работа с родителями (консультации, родительские собрания, клубы, тематические беседы, анкетирование, оформление информационных листов в каждой группе и т.д.);
  • работа с педагогами (просветительская, посещение занятий, разработка и проведение праздников, развлечений, занятий, родительских собраний и т.д.);
  • работа с социумом (взаимодействие с отделом образования, со школой, с детской поликлиникой, с социальными институтами);
  • методическая работа (изучение методической литературы, посещение открытых занятий, методических объединений, библиотек, обмен опытом, оформление документации, курсы повышения квалификации и т.д.);
  • помощь семье в проблемах, связанных с воспитанием;
  • помощь в адаптации детей при поступлении в ДОУ;
  • предупреждает конфликты, которые по разным причинам могут возникнуть в детском коллективе, помогает детям в формировании навыков решения проблем, помощь педагогам в разрешении конфликтов;
  • выступает посредником между ДОУ и семьёй;
  • коррекционно-развивающие занятия, профилактические, просветительские;
  • проектирование, разработка планов, проектов и программ по различным направлениям деятельности образовательного учреждения;
  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;

· участвует в педсоветах, родительских собраниях и других совещаниях, посвященных жизни детского сада.

РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРАКТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Общие положения

1.1. Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности социального педагога в образовательном учреждении.

1.2. Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности социального педагога. Кодекс служит ему ориентиром при планировании и организации работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности.

1.3. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного психологического и социально-педагогического воздействия и защитить социальных педагогов и практическую социально-педагогическую деятельность от дискредитации.

1.4. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Основные этические принципы деятельности социального педагога

2.1. Этические принципы призваны обеспечить:

• решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

• защиту законных прав людей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие;

• сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;

• укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди воспитанников, родителей и педагогической общественности.

2.2. Основными этическими принципами деятельности социального педагога являются:

• принцип конфиденциальности и информированности клиента;

• принцип компетентности;

• принцип ответственности;

• принцип этической и юридической правомочности;

• принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики;

• принцип благополучия клиента;

• принцип профессиональной кооперации.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе социальных педагогов в международном сообществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: