Примерные вопросы к зачету

1. Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии.

2. Педагогические специальности и перспективы развития педагогической профессии.

3. Понятие педагогической деятельности, ее сущность, задачи и функции. Гуманистический характер педагогической деятельности.

4. Основные виды профессиональной деятельности педагога и их структура.

5. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Профессиограмма общепедагогическая.

6. Профессиональная компетентность педагога, ее сущность и содержание.

7. Содержание, формы и методы профессионально-педагогической подготовки в системе высшего педагогического образования.

8. Педагогические способности, их структура.

9. Основы профессионального самовоспитания педагога.

10. Педагогика как наука. Объект, предмет, задачи, функции и проблемы педагогики.

11. Категориальный аппарат педагогики.

12. Связь педагогики с другими науками.

13. Структура педагогики науки.

14. Целостный педагогический процесс. Структура педагогического процесса, его закономерность.

15. Взаимодействие педагогов и учащихся в педагогическом процессе.

16. Личность ребенка как объект и субъект педагогического процесса.

17. Функции и противоречия педагогического процесса.

18. Методология педагогической науки и ее уровни.

19. Методологические принципы педагогических исследований.

20. Фундаментальные и прикладные исследования. Программа исследования.

21. Система методов и методика педагогического исследования.

Раздел 2. «Педагогическое взаимодействие в профессиональной педагогической деятельности»

Лекция 1. Сущность и структура взаимодействия

1. Взаимодействие. Социальное взаимодействие. Социальное и педагогическое взаимодействие. Характеристика взаимодействия в условиях образовательного учреждения.

2. Типы взаимодействия.

3. Трудности взаимодействия.

4. Развитие взаимодействия.

Литература:

Основная

1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М., 2004.

Дополнительная

2. Адель Фабер, Элейн Мазлиш Как говорить с детьми, чтобы они учились. – М., 2010.

3. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия.Полный курс. – СПб, 2007.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2007.

5. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного общения с подростками. – М. Генезис, 1997.

6. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 2004.

7. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2002.

1. Взаимодействие – это взаимная связь явлений[33]. Это — универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение[34]. В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу[35]. Взаимодействие – это взаимная связь явлений[36]. Это — универсальная форма развития, обоюдного изменения явлений, как в природе, так и в обществе, приводящего каждое звено в новое качественное состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение[37]. В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп, организаций, позволяющую им реализовать какую-либо общую для них работу[38].

Социальное взаимодействие осуществляет в процессе совместной деятельности и общения. В социальном плане взаимодействие людей рассматривают также как способ, осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение с одной стороны, и подражание этому поведению — с другой. У ребенка усвоение опыта и овладение им всегда происходит через взрослого или старшего в совместной деятельности. Чтобы овладеть опытом и присвоить его себе, ребенок вступает во взаимодействие с более опытным, старшим. Взаимодействие служит в этом процессе способом освоения культурного наследия предшествующих поколений.

В условиях образовательного учреждения передача опыта, общечеловеческих ценностей идет, по крайней мере, в трех формах: в процессе взаимодействия педагогов и детей, то есть в специально организованном учебно-воспитательном процессе, в совместной деятельности старших и младших школьников, в процессе общения педагогов и родителей. Чем теснее и многообразнее контакты, чем выше уровень сотрудничества поколений, тем успешнее развиваются преемственные связи между ними. Старшие, педагоги являются носителями культурного наследия, традиций в коллективе, но станет ли это достоянием младших поколений — зависит от характера взаимодействия педагогов и учащийся.

В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения обмена информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других.

2. Различают социальное и педагогическое взаимодействие. Социальное взаимодействие — более широкое понятие, включает педагогическое взаимодействие. Если педагогическое взаимодействие всегда является специально организованным процессом, направленным на решение воспитательных за задач, то социальное взаимодействие характеризуется как стихийными контактами, так и специально организованными.

Педагогическое взаимодействие – это процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка[39]. Любое педагогическое взаимодействие – процесс целенаправленный. Взаимодействие происходит между двумя субъектами и может быть как непосредственным, так и опосредованным. В любом взаимодействии, как правило, одна сторона активнее другой с точки зрения обмена информацией, энергией, деятельностью. В данном аспекте педагогическое взаимодействие является функционально-ролевым, педагоги и школьники, старшие и младшие находятся в неравном положении. На их отношениях существенно сказываются различия социального статуса и жизненного опыта. Этим обусловлена руководящая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе их взаимодействия. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Вместе с тем необходимо помнить, что взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность взаимодействия определяется, прежде всего, развитием личности педагогов и школьников, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Структурными компонентами взаимодействия можно считать субъектов совместных действий, цели и задачи, которые решаются в процессе взаимодействия, нормы и ценности в соответствии с которыми строятся связи и отношения субъектов, средства взаимодействия (речь, язык, предметы и документы необходимые для выполнения деятельности), ситуацию взаимодействия (пространство, содержание, формы взаимодействия)[40].

В условиях образовательного учреждения воспитатели планируют и осуществляют целенаправленное взаимодействие с детьми и между детьми. Но при этом им необходимо учитывать стихийно складывающиеся отношения детей, а также создавать условия для расширения социального взаимодействия учащихся, включения их в систему социальных отношений. Это позволяет детям приобретать опыт самостоятельного поведения и взаимодействия в организованной среде.

В качестве ведущей цели взаимодействия педагогов и школьников можно рассматривать развитие личностей взаимодействующих сторон и их взаимоотношений.

Основными характеристиками взаимодействия считают взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние[41].

Все характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личных и деловых отношений, для того, чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях, и в результате, усиливается их влияние друг на друга. Активные совместные дела педагогов и учащихся, в свою очередь, позволяют узнать лучше друг друга, способствуют усилению влияния их друг на друга.

Сущность взаимодействия помогают раскрыть такие интегративные его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость — феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения ее успешности (количества, качества, скорости), оптимальной координации действий партнеров, основанной на взаимном содействии. Сработавшиеся люди показывают наименьшую речевую продуктивность, наименьшее число эмоциональных высказываний типа сомнение. Совместимость характеризуется прежде всего максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоционально-энергетическими затратами на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения.

Характеристика сущности, структуры взаимодействия помогает определить показатели его эффективности.Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

· по взаимопознанию — существует объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; есть стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;

· по взаимопониманию — есть понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

· по взаимоотношениям — во взаимодействии стороны проявляют такт, внимание к мнению и предложению друг друга; эмоционально готовы к совместной деятельности, испытывают удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг сопереживание, сочувствие; стремятся к официальному и неофициальному общению; отношения носят творческий характер, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;

· по взаимным действиям — происходит осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; есть инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон;

· по взаимовлиянию — развита способность приходить к согласию по спорным вопросам; мнения друг друга при организации работы учитываются; обоснованные и корректные по форме обоюдные замечания действенны для обеих сторон, происходит изменение способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга; другой воспринимается как примера для подражания;

· по срабатываемости – совместная деятельность целенаправленна, результативна (количество, качество, скорость проделанной работы высокие), действия координируются на основе взаимного содействия, согласованности; подстраховки, помощи, поддержки друг друга;

· по совместимости – участники взаимодействия удовлетворены результатами, общением.

В общем плане о развитии взаимодействия участников воспитательного процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, по расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности; по срабатываемости и психологической совместимости.

Типы взаимодействия.

Могут быть предложены различные основания для классификации типов взаимодействия[42].

1. Выделяют взаимодействие прежде всего по субъекту и объекту:

личность-личность (ученик-ученик педагог-ученик, педагог-педагог, педагог-родитель и т. д.);

коллектив-коллектив (коллектив младших — коллектив старших, класс-класс, ученический коллектив — педагогический коллектив и т. д.).

2. Можно говорить о прямом и косвенном взаимодействии. Прямое взаимодействие характеризуется непосредственным воздействием друг на друга, косвенное направлено не на саму личность, а на обстоятельства ее жизни, ее микросреду.

Основанием для классификации типов взаимодействия может также быть:

3. содержанию деятельности (взаимодействие в учебной, трудовой эстетической и другой деятельности);

4. тип взаимосвязи: «на равных» или «руководство»: для взаимодействия «на равных» характерны субъектные отношения, активность обеих взаимодействующих сторон; при «руководстве» активность с одной стороны.

5. В совместной деятельности различают следующие механизмы поведения участников, которые могут быть положены в основу классификации типов взаимодействия:

1. Содействие (действия, эффективно способствующие достижению результатов).

2. Противодействие (несогласованные действия, осознанно или неосознанно препятствующие достижению цели взаимодействия).

3. Бездействие (уклонение, активный уход от взаимодействия с участниками деятельности).

6. Среди стратегий гуманистических взаимодействий исследователи выделяют:

· Сотрудничество: активная помощь друг другу в достижении результата. Сотрудничество может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон.

· Одностороннее принятие: активные действия одной стороны и принятие процесса деятельности другой стороной без активного включения в общую работу.

· Уклонение от взаимодействия: обе стороны избегают ситуаций, предполагающих участие в совместной деятельности.

· Одностороннее противодействие: одна из сторон не только не содействует, но и достаточно активно препятствует достижению цели. Такое противодействие может проходить в явной или завуалированной форме.

· Противоборство: обе стороны активно препятствуют друг другу в достижении целей деятельности (выраженная конфликтная форма взаимодействия)

· Компромиссное взаимодействие: стороны в зависимости от ситуации склонны взаимодействовать то в форме сотрудничества, то в форме противоборства.

7. Можно взять за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия (Рожков М.И., Байбородова Л.В.)[43].

Таблица 2.

Типы взаимодействия.

Тип взаимодействия Отношение к интересам друг друга Наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности Субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии
Сотрудничество Взаимно-положительные + С-С
Диалог Взаимно-положительные - С-С
Опека Взаимно-положительные - С-О
Подавление Односторонне-положительные - С-О
Соглашение Нейтральные + С-С
Конфронтация Отрицательные - С-С
Индифферентность (полная или частичная) нейтральные - С-С

Наиболее эффективным для развития коллектива и личности является сотруднический тип взаимодействия, который характеризуется объективным знанием, опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок и самооценок; гуманными, доброжелательными, доверительными и демократичными взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга, — иначе говоря, высоким уровнем развития всех его компонентов.

Сотрудничество участников воспитательного процесса это совместное определение целей деятельности, совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество не допускает бессмысленной, нерезультативной работы. При сотрудничестве возможны конфликты, противоречия, но они разрешаются на основе общего стремления к достижению цели, не ущемляют интересов взаимодействующих сторон, позволяют подняться коллективу, педагогам и учащимся на новый качественный уровень. У школьников формируется отношение к себе и другим людям как творцам общего дела.

Большим воспитательным потенциалом обладает диалоговое взаимодействие. Оно предполагает равенство позиций партнеров, уважительные, положительные отношения взаимодействующих. Такое взаимодействие помогает чувствовать партнера, лучше узнать, понять и мысленно встать на его позицию, прийти к согласию. Принятие партнера таким, каков он есть, уважение и доверие к нему, искренний обмен мнениями позволяют выработать в результате сходные установки, взгляды, убеждения на ту или иную ситуацию. Эффективность диалогу обеспечивают его открытость, искренность, эмоциональная насыщенность, отсутствие предвзятости.

В основе соглашения лежит договоренность взаимодействующих сторон о их роли, позиции и функциях в коллективе, в конкретной деятельности.

Опека — это забота одной стороны о другой (учителя об учениках, старших о младших). Одни действуют только по преимуществу как передатчики, а другие — как активные потребители готового опыта, и таким образом, взаимодействие носит односторонний, характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: