double arrow

Деятельность как доминирующая сфера жизни личности.

Главным моментом в совершении любой деятельности является изменение не только объекта, но и субъекта деятельности. Для каждого возрастного этапа существует своя ведущая деятельность, т.е. та. которая в основном определяет динамику развития на данной жизненной стадии. Для дошкольника ведущей является игровая деятельность, для младшего школьника - учебная, для подростка и юноши - интимно-личностное общение и т.д.

Деятельность - это специфически человеческая, предметно направленная активность личности. Игра в жизни детей постепенно переходит в занятия, учение и, наконец, в труд. В труде по сравнению с игрой и учением изменяется цель. Если в игре действуют ради самой деятельности, а целью учения является научение чему-либо, но целью труда является выполнение работы, приносящей практический результат: приспособление объекта для удовлетворения человеческих потребностей.

Труд - это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека. Труд, деятельность тесно связаны с учением. Резкой границы между ними провести невозможно. Нередко учение называют учебной деятельностью.

В структуру деятельности обычно включаются следующие элементы: предмет деятельности (то, что планируется изменить), цель (что должно получиться в результате воздействия на предмет), средства деятельности (то, что будет использовано в процессе деятельности), сама деятельность по достижению цели. Деятельность, используемая в качестве средства воспитания, включает в себя еще и анализ результатов деятельности, определение путей исправления ошибок, и усовершенствование сделанного. Воспитательная сила труда заключается еще и в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новой или новых потребностей.

Определенная деятельность формирует, развивает определенные качества личности. Поэтому гармоничное личностное развитие возможно при условии оптимальной системы видов деятельности. Да, люди неодинаковы по своим способностям и интересам. Однако избрать и освоить ту разновидность труда, которая станет делом всей жизни, индивид может, лишь познакомившись со всеми. Поэтому ни одна из разновидностей труда не может быть признана лучшей или менее важной.

В качестве субъекта учебной деятельности индивид воздействует на предметы или явления с целью получения знаний, навыков, умений. Умственный труд позволяет человеку узнать мир. понять свое место в нем, узнать и понять самого себя. Развитие личности в процессе учения проходит через следующие этапы: узнавание, понимание, приспособление к узнаваемому, приспособление и использование узнанного, изменение с целью использования, преобразование и совершенствование, создание нового. Самый высокий уровень сознательного и личностного развития -- творческий. В неблагоприятных условиях сознание может остановиться на любом из этапов своего развития, в том числе и на уровне узнавания или понимания.

В качестве субъекта физического труда ребенок начинает выступать примерно в 3-4 года. Физический труд по сравнению с другими его разновидностями лучше становится понятным и доступным ребенку. Физический труд (делать что-то руками) выступает основой для совершения умственных действий, а, следовательно, без физического труда (на определенном этапе личностного развития) невозможно перейти к другим его разновидностям. Интериоризуясь, внешние действия и их системы становятся внутренними, т.е. умственными действиями.

6.2. Игра как специфическая форма жизни и развития человека.

Игра - вид деятельности человека, способствующий его физическому и психическому развитию. Играть ребенок начинает очень рано, когда ему месяц-полтора, и продолжает потом играть всю свою жизнь. Игру называют «работой детей» из-за того значения, которое она имеет в развитии ребенка.

Все виды игр имеют свои особенности и назначение, но между ними нет явно обозначенных границ.

Сенсорные игры.', дети могут без конца плескаться водой, жевать травинки, греметь посудой и отрывать у цветов лепестки - только ради того, чтобы насладиться новыми звуками, запахами, вкусовыми и тактильными ощущениями. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.

Моторные игры: бег, прыжки, движения, вращения - вот некоторые из бесчисленных разновидностей игр с движением, удовольствие от которых дети получают в силу самой игры. Игра, предполагающая постоянную смену ощущений движения, - одна из первых, которым предаются младенцы.

Различаются сюжетно-ролевая игра и игра с правилами. В дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности и определяет основные линии его психического развития. В сюжетно-ролевой игре дети изображают преимущественно деятельность взрослых, различные события и ситуации из их жизни. Для этого они используют игрушки и другой игровой материал, при помощи которого обозначаются реальные предметы. Дети и сами «превращаются» в других людей (а иногда в животных), беря на себя их роли. Если в игре участвуют несколько детей, они вступают между собой в ролевые взаимоотношения, определяемые сюжетом игры. В сюжетно-ролевой игре дети на «личном опыте» знакомятся с жизнью и деятельностью взрослых, правилами поведения в обществе; в такой игре дети используют вместо реальных вещей их условные обозначения (а это — путь к пониманию знаков - слов, букв, математических символов); данная игра служит средством развития воображения и произвольного управления своим поведением.

Игра по правилам развивается параллельно с сюжетно-ролевой игрой, но особое значение приобретает во второй половине дошкольного детства. В подвижных играх с правилами совершенствуются движения детей, развивается ловкость, меткость, настойчивость. Дидактические игры с правилами (детские лото, домино) дают знания, развивают восприятие, внимание, мышление.

Игра помогает справиться со многими сложностями в воспитании и в обучении, поскольку ее основными атрибутами выступают юмор, смех, пародия, гипербола, открытость отношений. В игре, используя эти атрибуты, а также положительный эмоциональный настрой и мотивацию, легче формировать положительные привычки и навыки.

Игра также выступает хорошим способом для установления и развития качественных взаимоотношений между взрослым и ребенком, между детьми и даже между взрослыми. В практике психологической помощи получили распространение терапевтические игры, которые организуются с целью коррекции личностного развития и для компенсации недостатков общения.

6.3. Общение ведущий фактор развития личности.

С помощью общения человек осуществляет интериоризацию внешних действий и экстериоризацию своей внутренней жизни. Общение выступает в виде неотъемлемой части других видов деятельности (учения, игры, труда), т.к. все они имеют общественный характер (осуществляются вместе с другими людьми или для них).

Потребность в общении - одна из основных потребностей человека. От качества ее удовлетворения зависит качество развития личности. Поэтому великий педагог И.Ф. Гербарт считал, что необходимо сделать человеческие отношения главным предметом в каждой школе.

Если общение используется в целях обучения и воспитания, то его называют педагогическим общением. Педагогическое общение -это общение в процессе обучения и воспитания, направленное на оптимизацию обучения и развития личности учащихся. Общение является средством воспитания потому, что его использование, изменение его содержания, тона, стиля, позволяет изменять настроение воспитанника, его отношение к предметам и явлениям, обогащать его знания, развивать мышление, изменять духовную деятельность.

Факторы, дезорганизующие педагогическое общение:

педагог не учитывает индивидуальные особенности воспитанншса (характер, темперамент, направленность), не понимает его и не стремится к этому;

воспитанник не понимает педагога и поэтому не принимает его как наставника;

действия педагога не соответствуют мотивам поведения воспитанника или сложившейся ситуации;

педагог высокомерен, задевает самолюбие воспитанника, унижает его достоинство.

Деструктивное общение чаше всего проявляется у человека, обладающего неуверенностью в себе (замкнутый либо агрессивный вариант), или у человека, не признающего свою ценность, а, следовательно, и ценность другой человеческой жизни. Также деструктивным и конфликтным бывает общение в ситуации психологической безграмотности (отсутствие знаний, умений, навыков эффективного взаимодействия).

Общение становится педагогически эффективным, если:

1) осуществляется в соответствии с единым
гуманистическим принципом во всех сферах жизни воспитанника;

2) сопровождается воспитанием отношения к человеку как
к высшей ценности;

3) обеспечивается усвоение необходимых психологических
знаний, умений и навыков познания других людей, обращения с ними.

Для соблюдения этих условий, необходимо придерживаться следующих правил эффективного общения:

V установление личностного контакта с детьми;

V формирование чувства Мы с воспитанниками;

V демонстрация им собственной расположенности;

V показ конкретных и ярких целей совместной деятельности;

V подчеркивание положительного в поведении и характере воспитанника;

V постоянное проявление интереса к воспитанникам;

v оказание и просьба о помощи. Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое деятельность? Ведущая деятельность?

2. Какова ведущая деятельность на каждом возрастном этапе?

3. Чем отличается трудовая деятельность от игровой и учебной'.'

4. Как посредством деятельности осуществляется развитие личности?

5. Чем отличается сюжетно-ролсвая игра от игры по правилам?

6. Чему возможно научиться в игре? Какие качества она формирует?

7. Какое общение называется педагогическим?

8. Какие факторы дезорганизуют педагогическое общение?

9. Каковы условия и правила эффективного педагогического общения?

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Можно ли сказать, что человек есть результат труда, общения, познания и
игры?

2. Почему общение выступает в качестве основы для других видоя
деятельности?

3. Что заставляет играть взрослого человека?

4. Может ли профессионал быть гармонично развитой личностью? I Гочему?

5. Можно ли сказать, что взаимоотношения между взрослыми, их работа и
различные занятия - это все игры?

6. Почему в игре личностное развитие, обучение осуществляется
эффективнее?

7 Почему игра и творчество - тесно связанные явления? 8. Какие правила эффективного педагогического общения вам представляются наиболее важными? Почему?


РАЗДЕЛ 3. АКМЕОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: