Творческий потенциал личности и условия его развития

Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Творчество является высшей формой человеческой жизнедеятельности. Творчество связано со способностью человека нестандартно мыслить, выбираясь из привычной умственной колеи. Однако творчество - не особый дар избранных. Этим даром в большей или меньшей степени наделен каждый человек, поскольку творчество - это реализация неповторимости и уникальности человеческой личности.

Опрос ученых и других творческих людей показывает, что основой творчества является внутренняя мотивация (интерес и любовь к делу), воображение, гибкость ума, воля, чувство юмора, трудолюбие. М. Горький писал: «Нужно любить то, что делаешь, тогда труд возвышается до творчества». Таким образом, суть творчества - это труд, рожденный внутренним мотивом.

Обобщая результаты многих исследователей, можно выделить две группы мотивов творчества: внешние (стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения), внутренние (удовольствие от самого творческого процесса и эстетическое удовлетворение, стремление к самовыражению). Отчетливо эти мотивы обозначил М. Горький: «На вопрос: почему я стал писать? - отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что было у меня так много впечатлений, что не писать я не мог».

Выделяют четыре фазы творчества: подготовки, созревания идеи, озарение, проверка идеи на практике.

Творческий процесс состоит из чередования сознательных и подсознательных процессов головного мозга. Каждому человеку знакомы такие ситуации, когда после долгих и упорных размышлений проблема откладывается, а затем, совершенно внезапно, порою в самом неожиданном месте, в голову приходит идея решения.

Для того, чтобы сдвинуться с мертвой точки при решении сложной проблемы, необходимо сознательными усилиями, многократно повторяя рассуждения, довести себя до состояния, когда все аргументы известны наизусть, проблема видна во всех деталях. Только после такой напряженной подготовки можно надеяться на успешную работу подсознательного процесса.

Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большей степени зависит от особенностей обучения и воспитания, нежели от возраста как такового. Поэтому чрезвычайно важная проблема - условия развития творческих возможностей.

Необходимые педагогические воздействия по воспитанию творческой личности должны начинаться очень рано, - в том возрасте, когда закладываются основы характера человека и определяется его внутренняя мотивационная направленность. В первую очередь важно использовать все приемы, пробуждающие умственные интересы, любознательность (ознакомление детей с предметами и явлениями, вызывающими у них чувство удивления, а также чтение увлекательных, захватывающих произведений).

Воспитание творческих способностей в школе и вузе должно базироваться, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей и применении индивидуальных методов работы. Это позволяет школьникам и студентам искренне и неконформно выражать свои чувства и мысли, ведь существенной преградой творчеству выступает страх отклониться от принятых норм, чтобы не показаться «аномальными».

Творческое решение проблемы наиболее вероятно при условии соблюдения определенных организационных мер.

Мозговой штурм: в ходе коллективного обсуждения творческой проблемы любой участник имеет право высказать любое суждение, и даже такое, которое, на первый взгляд, может показаться нелепым. Важнейшим правилом мозгового штурма является запрет на критику любой предлагаемой мысли. Это позволяет избавиться от чрезмерной самокритичности, от страха оказаться осмеянным, от нежелания вступить в конфликт с определенными людьми. Оптимальное количество участников мозгового штурма - 5-12 человек. Руководитель этой группы должен воздерживаться сам от давления на членов группы и в то же время не допускать с чьей бы то ни было стороны критики, способной повлиять на творческую инициативу участников. Руководитель должен обеспечивать атмосферу ненапряженности и свободы, поддерживать и оживлять ход обсуждения. Главное в мозговом штурме - генерирование идей, которые в ходе их выдвижения только фиксируются, а оцениваются впоследствии, при том людьми, которые не принимали участия на первом этапе.

Синектика — процедура творческого генерирования идей, определяемая как превращение знакомого в странное. То есть человек делает попытку заново увидеть хорошо знакомое, он преднамеренно становится наточку зрения, отличающуюся от общепринятой. Синектика может применяться как коллективно, так и в индивидуальном порядке.

8.2. Жизненный путь как программирование и как творчество.

В зависимости от результата самосовершенствования можно выделить два различных способа жизнеосуществления, т.е. построения своего жизненного пути. Эти способы зафиксированы в двух подходах к объяснению процесса структурирования жизненного пути (с помощью планирования и с помощью сценарного воплощения).

Согласно первому подходу, представленному работами отечественных авторов (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.), личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни. Подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. Но в конечном итоге, по выражению С.Л. Рубинштейна, человек сами определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму и комедию.

Второй подход (А. Адлер, К. Роджерс, Э. Берн и др.) построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка. На выбор жизненного сценария влияют целый ряд факторов: порядок рождения ребенка в семье, влияние родителей (их оценок, эмоциональной поддержки или депривации и др.), влияние дедушек и бабушек, принятие ребенком своего имени и фамилии, случайные экстремальные события и др.

Жизненный план формируется на основе ранних жизненных событий, впечатлений, которые соотносятся с каким-либо знакомым ребенку сценарием, заимствованным из сказки, рассказа, истории, мифа, легенды. Сценарий запускается в детском возрасте. В подростковый период он проходит стадию доработки, приобретает определенную структуру. Позднее он используется взрослым человеком для структурирования жизненного пространства, оптимального взаимодействия с окружающим миром и прогнозирования ближайшего и отдаленного будущего.

Основными составляющими сценария являются:

1) герой, с которым идентифицирует себя ребенок;

2) антигерой, который воплощает отвергаемые ребенком черты;

3) идеальный герой, черты характера которого пока отсутствуют у
ребенка, но именно он определяет направление личностного
роста;

4) сюжет — модель событий;

5) другие персонажи, участвующие в жизненном процессе;

6) свод нравственных правил.

Одни из сценариев могут способствовать жизненному успеху, другие - приводить к неудаче, но все они позволяют ребенку и взрослому структурировать жизнь, задавать ей определенное направление, которое обеспечивает возможность достижения жизненной цели. В соответствии с исследованиями жизненных планов разрабатываются психотерапевтические приемы, направленные на диагностику, а в случае необходимости - и на изменение «сценария неудачника».

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое творчество?

2. Какие личностные качества являются сопутствующими
творческому процессу?

3. Каковы мотивы творчества?

4. Продуктивное / творческое решение проблемы имеет
определенные этапы. Назовите и охарактеризуйте их.

5. Что такое мозговой штурм и синектика?

11. Охарактеризуйте личностное изменение как адаптацию и как творчество.

12. Какие способы жизнеосуществления (построения жизненного
пути) вы можете назвать?

13. Что такое жизненный сценарий и каковы его основные
элементы?

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Почему творить может каждый человек?

2. Почему творчество невозможно без участия подсознательных
процессов?

3. Творческое состояние личности - какое оно?

4. Возможна ли человеческая жизнь без жизненного сценария?

5. Что в конечном итоге определяет судьбу человека-детство или
его сознательная деятельность?

6. Почему детские представления о предстоящей жизни столь
устойчивы? Можно ли полностью от них освободиться?

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ»

Основная

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник нового века. - СПб.: «Питер»,
2000.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д: «Феникс»,

1997. - 480 с.

3. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. Таврило В. и др. - СПб.: Питер,

1998. - 682 с.

4. Психология и педагогика Учебное пособие / Николаенко В.М и др. - М.: ИНФРА-
М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. - 175 с.

5. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В.
Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 320 с.

6. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина
- СПб.: Питер, 2000. - 672 с.

7. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина - М.: Издательский
центр «Академия», 2000. - 336 с.

8. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология
человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. - М.:
Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, перераб. и доп. - Ростов-
на-Дону: «Феникс», 1999. - 672 с.

10. Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д:
«Феникс», 2000. - 448 с.

11. Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. 100 экзаменационных ответов по психологии. -
Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000, - 256 с.

12. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. - Мн.: Ушверсггэцкае, 2000. - 560 с. дополнительная

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии / Пер. с нем., вступ.
ст. А. М. Боковикова — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 291 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 429 с.

3. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс»,

1999. - 416 с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений;
Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы / Пер. с англ.; Общ.
ред. М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992. - 399 с.

5. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Общ. ред. В.Я. Пилиповского. -
М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

6. Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение / Пер с англ.; - М.: Мир, 1988. - 246 с.

7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во МГУ,
1982. - 199 с.

8. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб.: Издательство «Питер»,

2000. - 560 с.

9. Изард К.Е. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999. - 460 с.

10. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: «Питер», 2000. - 992 с.

11. Климов Е.А. Психология: Учебник для средней школы, - М.: Культура и спорт,
ЮНИТИ, 1997. - 287 с.

12. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия, 1999. - 479 с.

13. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.:
Политиздат, 1990. - 494 с.

14. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. М.
Исениной; Общ. ред. И.Е. Исенина. - М.: Прогресс, 1994. - 479 с.

15. Розет И.М. Психология фантазии. - Мн.: «Университетское», 1991. - 342 с.

16. Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М.: Просвещение,
1989. - 239 с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1998. - 705 с.

18. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1979.

19. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями
по курсу «Введение в психологию». - М.: Изд центр «Академия», 1995. - 651 с.

20. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1991. - 455 с.

21. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: основные положения, исследования и
применение / Пер. с англ. С. Меленевская, Д. Викторова. - 2-е изд., испр. - СПб.: Питер,
1998. - 606 с.

22. Энджел Д.Ф. Поведение потребителей / Пер. с англ. Т. Принцева и др. - СПб.:
Питер, 1999. - 759 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: