Самооценка как центральное образование личности

САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка) — является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний [А.А. Реан].

Я-концепция определяет ожидания человека, действия и интерпретацию действий других людей. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом, будут двигаться вперед, к успеху; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, склонны видеть в каждом деле непреодолимые препятствия, ведут себя, исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Причем это относится как к детям, так и к взрослым.

САМООЦЕНКА — оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей [А.А. Реан].

Адекватная самооценка предполагает признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. Уверенность в себе позволяет правильно оценивать собственные возможности применительно к различным жизненным ситуациям. Субъекта с таким отношением к себе отличают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать [В.В. Столин]. Виды неадекватной самооценки описаны в таблице 5.

Таблица 5 – Виды неадекватной самооценки [С.А. Будасси, Е.В. Буртовая]

Завышенная самооценка Заниженная самооценка
Гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть. Обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач.
Чрезмерная самоуверенность Чрезмерная неуверенность в себе
Незаслуженные похвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека сознания исключительности, искаженного представления о собственных возможностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Низкий уровень самоуважения, униженность, стыдливость, сознание собственного позора и отчаяния, что ведет к формированию у человека смирения, пассивности, «комплекса неполноценности», зависимости от других, изоляции от людей и одиночеству
Некритичность мышления, отсутствие необходимого самопроверки, самоанализа Излишняя самокритика

Формы самооценки [А.В. Захарова; И.И. Чеснокова]:

· Частная (парциальная, конкретная, локальная) — оценка субъектом конкретных проявлений и качеств.

· Общая — система частных самооценок с их разной мерой последовательности, скоординированности, интегрированности, при этом находящихся во взаимодействии между собой.

Выводы

Каждый человек является личностью. Мотивы — то, ради чего осуществляется деятельность. В их основе лежат потребности. Самооценка является ядром личности и определяет поведение человека.

Вопросы для самопроверки

1. Верно или нет и почему? Человек в той мере субъект, в какой он — личность. Организм — не субъект [Е.Е. Сапогова].

2. Вставьте пропущенные слова. Потребности являются источником … личности. Потребности обнаруживаются в …, побуждающих к деятельности [Е.Е. Сапогова].

3. Определите тип мотивации. Женщина пошла в магазин, чтобы приготовить вкусный праздничный ужин.

4. Как самооценка влияет на процессы восприятие другого человека и самовосприятие [Е.Е. Сапогова]?

5. «Внешний мир не злой, не добрый, а такой, каким мы представляем его в голове» (Дж. Келли). Согласны ли Вы с этим утверждением?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: