Лекция № 3. Психические свойства

1. Темперамент.

2. Характер.

3. Способности.

Основные понятия: высшая нервная деятельность, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, экстраверт, интроверт, задатки, одаренность, талант, гениальность.

Темперамент

Под ТЕМПЕРАМЕНТОМ (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность)понимают динамические характеристики психической деятельности [Ю.Б. Гиппенрейтер]. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности [Ю.Б. Гиппенрейтер].

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. п.

Учение о темпераменте имеет давнюю и сложную историю. Гиппократ (V в. до н.э.), основываясь на физиологическом подходе, выделил четыре типа темперамента. Считалось, что в организме имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь (лимфа), желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент. Каждый темперамент называется в соответствии с жидкостью, которая преобладает в организме:

· сангвинический (от лат. Sanguis – кровь);

· холерический (от греч. Chole – желчь);

· флегматический (от греч. Phlegma – слизь);

· меланхолический (от греч. Melaina chole – черная желчь).

И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность. Определенные сочетания этих свойств были зафиксированы как типы нервной системы, или типы высшей нервной деятельности. В результате своих исследований Павлов счел возможным приписать каждому из этих типов название соответствующего темперамента, по Гиппократу.

Сила нервной системы – способность организма выносить большие перегрузки. Уравновешенность нервной системы – возбуждение и торможение одинаковы по силе выраженности. Подвижность нервной системы — способность возбуждения и торможения быстро сменять друг друга [Ю.Б. Гиппенрейтер].

Рисунок 2 – Соответствие типов нервной системы типам темперамента, по И.П. Павлову

Сангвиник ( сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы) человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. В обществе – в центре внимания, пользуется уважением, легко устанавливает контакты. В работу включается быстро, но до конца доводит при наличии интереса. Речь живая, эмоциональная. Память хорошая, схватывает на лету. Например, А.В. Суворов, А.И. Герцен.

Медлительного, невозмутимого человека с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением называют флегматиком (сильный уравновешенный инертный тип нервной системы).Флегматики с трудом устанавливают, но легко поддерживают знакомство. Для них характерно слабое внешнее выражение душевного состояния. Такие люди медленно включаются в работу, но зато способны выдерживать значительные нагрузки. Речь спокойная, с паузами, размеренная. Запоминает медленно, сохраняет долго. Например, М.И. Кутузов, И.А. Крылов.

Холерик (сильный, неуравновешенный тип нервной системы)– человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, но не уравновешенный. Склонен к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Лидер, легко устанавливает контакты, но с трудом поддерживает. Импульсивны, конфликтны. Речь громкая, резкая, нередко грубая. Быстро запоминает, быстро забывает. Например, Петр I, И.П. Павлов.

Меланхоликом (слабый тип нервной системы) называют человека легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне сдержанного. Меланхолики в обществе предпочитают быть в стороне. В работе быстро переутомляются, перенапрягаются. Он никогда не обещает того, что не может сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит. Речь тихая, может снижаться до шепота. Быстро запоминает за счет высокой способности к анализу. Например, П.И. Чайковский, Н.В. Гоголь.

В каждом человеке есть все четыре типа темперамента, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Темперамент лежит в основе характера.

Характер

ХАРАКТЕР (от греч. Charakter – чеканка, печать) – совокупность устойчивых способов поведения и эмоционального реагирования[Ю.Б. Гиппенрейтер]. Человек как личность может менять характер – способы поведения. Черта характера – устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями.

Характер человека проявляется в системе отношений:

· в отношении к другим людям;

· в отношении к делу;

· в отношении к себе;

· в отношении к собственности.

Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений.

Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми. Характер – и предпосылка, и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется. Есть народная мудрость: «Посеешь поступок, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу».

К.Г. Юнг предложил классификацию, исходя из направленности либидо:

Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в определенном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Для интровертированного типа характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Как правило, экстраверты — сангвиник и холерик, интроверты — флегматик и меланхолик.

Способности

СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению [Ю.Б. Гиппенрейтер]. Поясним это определение. Говоря об индивидуально-психологических особенностях, выделяют только такие способности, которые:

· имеют психологическую природу;

· индивидуально варьируют.

Успешное осуществление деятельности – только те особенности, которые обеспечивают эффективный результат деятельности. Слово готовность еще раз ограничивает круг обсуждаемых свойств, оставляя за его пределами навыки, умения, знания. Другими словами, способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Виды способностей [Ю.Б. Гиппенрейтер]:

1. Общие способности включают те, которыми определяются успехи в самых различных видах деятельности. Например, умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

2. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. Например, музыкальные, математические, лингвистические, литературные, художественно-творческие, спортивные и т.д.

Уровни развития способностей [Ю.Б. Гиппенрейтер]:

· Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, составляет одаренность. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех же условиях.

· Высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области, называется талантом. Талант выражается в чрезвычайно высоком уровне развитиякачеств и в особом своеобразии проявлений индивидуальных особенностей личности.

· Исключительная, наивысшая степень одаренности, выражающаяся в качественно новых, уникальных результатах, достигнутых в одной или нескольких областях деятельности, называется гениальностью. Отличие гения от таланта не столько в степени одаренности, сколько в том, что гений создает эпоху в области своей деятельности.

Развитие способностей зависит как от наследственности, так и от факторов окружающей среды.

Перед психологией очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. И здесь необходимо выделить СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИЙ — периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Известно, например, что у ребенка 2 – 3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5 – 7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли [Ю.Б. Гиппенрейтер].

ЗАДАТКИ — органические, наследственно закрепленные предпосылки для развития способностей [С.Л. Рубинштейн].

Выводы

Психические свойства обуславливают индивидуальность человека. Темперамент врожден и является основой характера, формирующегося в течение жизни. Человек рождается с задатками, которые под влиянием благоприятной окружающей среды могут развиться в способности.

Вопросы для самопроверки

1. Притча. «Любопытный джентльмен хотел выяснить – кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских ворот джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках. Апостол указал на стоявшую поблизости душу. «Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником». «Верно. Но если бы он стал полководцем, то, несомненно, превзошел бы всех». Каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае? [Е.Е.Сапогова]

2. Выберите из списка слова, относящиеся к темпераменту: трудолюбие, сознание, неуравновешенность, музыкальность, агрессивность, педантичность, эмоциональность, требовательность, принципиальность, острота зрения, медлительность, гениальность [Е.Е. Сапогова]

3. Определите, экстравертом или интровертом являются следующие персонажи: Родион Раскольников, Наташа Ростова, Баба Яга, Русалочка, Карлсон.

4. Определите тип темперамента персонажей: Скарлетт О'Хара, Буратино, Ослик Иа, Винни-Пух.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: