double arrow

Ощущение и восприятие

Ощущения представляют собой продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой.

Виды ощущений [Л.Д. Столяренко]

1. В зависимости от органов чувств — по модальности:

· Слуховые ощущения.

· Обонятельные ощущения

· Вкусовые ощущения

· Кожная чувствительность, или осязание

· Зрительные ощущения.

2. По месту расположения рецепторов:

· Интероцептивные ощущения – сигналы о состоянии внутренних процессов организма. Обеспечивает регуляцию элементарных влечений (голод, жажда, дискомфорт). В большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются. Наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многое другое. Знание этих ощущений необходимо для диагностики заболеваний внутренних органов.

· Проприоцептивные ощущения предоставляют информацию о положении тела в пространстве, отмечают степень сокращения или расслабленности мышц. В эту группу входят специальные ощущения, например, равновесия. Вестибулярная чувствительность тесно связана со зрением, поэтому частые мелькания зрительных ощущений могут вызвать ощущение нарушения равновесия, головокружение, тошноту.

· Экстероцептивные ощущения доводят сигналы извне, обеспечивая связь с внешней средой. Возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела.

Психофизиологические закономерности [М.И. Еникеев]:

· Адаптация – приспособление органа к длительно действующему раздражителю, выражающееся в изменении чувствительности – понижении или повышении ее.

· Синестезия – возникновение ощущений, характерных для одного раздражителя, под действием другого.

· Сенсибилизация – повышение чувствительности при действии слабого раздражения соответствующей модальности.

Свойства ощущений [Е.В. Гриб]:

· Качество – каждый вид ощущений имеет свои особенности, отличающие его от других видов. Например, у зрительных ощущений – цветовой тон, насыщенность.

· Интенсивность – сила действующего раздражителя и функциональное состояние рецептора.

· Длительность – функциональное состояние органа чувств, время действия раздражителя, его интенсивность.

· Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. В некоторых случаях ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель (вкусовые ощущения), а иногда они более разлиты (болевые ощущения).

Количественные характеристики ощущений:

· Нижний абсолютный порог ощущений минимальная интенсивность раздражителя на органы чувств, необходимая для возникновения ощущения. Например, для возникновения вкусовых ощущений он равен 1 чайной ложке сахара на 8 литров воды.

· Верхний абсолютный порог ощущения — величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света.

ОЩУЩЕНИЕ – отражение отдельного чувственного качества или не дифференцированное (слитное) и не опредмеченное впечатление от окружающего [С.Л. Рубинштейн].

ВОСПРИЯТИЕ – осознание чувственно данного предмета или явления [С.Л. Рубинштейн].

Общее между ними: чувственное отображение объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств. Разница между ощущением и восприятием отражена в подчеркнутых словах в определениях.

Свойства восприятия [А.В. Петровский]:

1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.

2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства: объединение разных элементов в целом; независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

3. Структурность (обобщенность). Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).

4. Константность: мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа.

5. Осмысленность. Восприятие тесно связано с мышлением, пониманием сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его.

6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Виды восприятия по модальности [Психологос]:

· Визуальное.

· Аудиальное.

· Кинестетическое.

Виды восприятия по объекту восприятия:

· Восприятие времени.

· Восприятие предметов.

· Восприятие отношений.

· Восприятие движений.

· Восприятие пространства.

· Восприятие времени.

· Восприятие человека.

Иллюзия характеризуется наличием сенсорных сообщений, неправильно расшифрованных человеком, а иногда и многими людьми. Существуют случаи, когда восприятие искажено, – когда, например, от самих предметов поступают противоречивые сигналы, или когда мы неправильно интерпретируем сигналы, получаемые от предметов. Одно из самых правдоподобных объяснений ряда иллюзий основано на нашей склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет наш мозг ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален.

Внимание

ВНИМАНИЕ – психический процесс, направленный на улучшение деятельности и имеющий свои характеристики [С.Л. Рубинштейн].

Характеристики внимания [С.Л. Рубинштейн]:

· Концентрация.

· Объем.

· Распределение.

· Устойчивость.

· Переключаемость.

Таблица 8 – Виды внимания и их характеристики

Вид внимания Цель Волевое усилие
Непроизвольное Нет Нет
Произвольное Есть Есть
Послепроизвольное Есть Нет

Виды внимания [Ю.Б. Гиппенрейтер]

Непроизвольное внимание характеризуется ярко выраженным ориентировочно-исследовательским рефлексом, благодаря чему мы автоматически включаемся в восприятие окружающих нас предметов и явлений. Это внимание возникает без всяких усилий с нашей стороны. Оно зависит от особенностей внешних раздражителей, действующих на человека, от его внутреннего состояния.

Внешние факторы, вызывающие непроизвольное внимание:

· Сила раздражителя.

· Движения, изменения в предметах (явлениях).

· Новизна раздражителя.

· Контрастность раздражителя.

· Внезапность появления раздражителя.

Внутренние факторы, влияющие на возникновение непроизвольного внимания:

· Потребности.

· Интересы.

· Чувства.

Если человек испытывает потребность в пище, то он будет обращать внимание на все, что связано с едой: это могут быть запахи, изображение съедобных продуктов, реклама пищи. Интересы и накопленные знания также влияют на то, что будет удостоено вниманием в определенном предмете.

При произвольном внимании человек нередко сосредотачивается на одном из наиболее слабых раздражителей. Важнейшим условием возникновения произвольного внимания является осознанная цель действия. Если нет цели, то нет и произвольного внимания. Этот вид внимания обычно связан с внутренним напряжением, усилием, борьбой мотивов. Поэтому условием для поддержания произвольного внимания является воля человека.

Понятие послепроизвольного внимания легче объяснить на примере. Студент сидит на лекции, он прикладывает усилия, чтобы слушать преподавателя. Вскоре учащегося увлекает информация, ему хочется слушать педагога. При этом остается цель деятельности, но уже нет волевого усилия, так как занятие кажется интересным. Это и есть послепроизвольное внимание.

3. Память

ПАМЯТЬ — способность к получению, хранению, воспроизведению и забыванию жизненного опыта [Р.С. Немов].

Виды памяти [В.В. Давыдов; Р.С. Немов]

1. Исходя из продолжительности хранения информации:

· Мгновеннаяпамять

· Кратковременная память.

· Оперативная память

· Долговременнаяпамять

2. По наличию / отсутствию мнемической задачи:

· Произвольная память – специальное, целенаправленное запоминание и сохранение информации.

· Непроизвольная память – сохранение информации без прикладывания волевых усилий, без постановки мнемической задачи.

3. По ориентации на форму / содержание материала:

· Механическая – сохранение материала независимо от содержания.

· Смысловая (логическая) – анализ содержания того, что нужно запомнить.

4. По материалу, в зависимости от модальности восприятия:

· Зрительная

· Слуховая

· Осязательная

· Обонятельная

· Двигательная

· Эмоциональная

Мнемотехнические приемы (приемы запоминания):

· Методы группировки.

· Методы рифм и ритма.

· Метод акростихов.

· Цепной метод.

· Метод «мест».

· Метод ассоциаций.

Два основных условия хорошего запоминания – внимание и повторение. Если мы узнали ряд новых мыслей, то следует их воспроизвести для себя, потому что воспроизведение само по себе требует напряженного внимания. На основании этого правила, в изучении языков мы должны придерживаться системы воспроизведения: следует не только изучать слова и фразы, но и стараться самому созидать фразы.

Второй основной закон запоминания — есть закон повторения. Повторять следует спустя короткий промежуток времени после изучения (лучше тут же), потому что на большом промежутке времени повторение становится бесполезным. Когда мы получили какое-нибудь впечатление, и у нас, выражаясь физиологически, остался след его, то не нужно дожидаться, пока этот след сотрется, а нужно повторить впечатление, чтобы уже существующий след сделать глубже. При изучении следует повторение распределять, а не накоплять на один раз.

Все, что изучается медленно, то остается в нашей памяти долго, а то, что изучается быстро, очень быстро удаляется из нашего сознания.

Следует повторять перед сном. Происходящее во время сна обновление мозгового вещества дает время для укрепления последних впечатлений.

Законы памяти структурированы в таблице 9.

Таблица 9 – Законы памяти [Психологос]

Законы памяти Практические приёмы реализации
Закон интереса Интересное запоминается легче.
Закон осмысления Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Закон установки Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.
Закон действия Информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше.
Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой.
Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.
Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце.
Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз.
Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

Мышление и речь

Мышление отражает бытие в его связях и отношениях, в его многообразных опосредованиях. Задача мышления – выявление существенных, необходимых связей, основанных на реальных зависимостях. Раскрывая существенные связи, мышление обобщает. Мышление – это движение мысли [С.Л. Рубинштейн].

МЫШЛЕНИЕ – это опосредованное – основанное на раскрытии связей, отношений — и обобщенное познание объективной реальности [С.Л. Рубинштейн].

Мышление имеет целенаправленный характер. необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. По существу мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новые цели, а старые, прежние средства и способы деятельности недостаточны (хотя и необходимы) для их достижения. Такие ситуации называются проблемными. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает, и потому мышления не требуется [С.Л. Рубинштейн].

Мыслительные операции [М.И. Еникеев]:

· Сравнение.

· Анализ.

· Синтез.

· Абстракция.

· Обобщение.

Виды мышления [С.Л. Рубинштейн ]:

1. Исходя из развития в онтогенезе:

· Наглядно-действенное.

· Наглядно-образное.

· Теоретическое (абстрактное).

2. Исходя из вариантов решения задачи:

· Конвергентное

· Дивергентное

Формы мышления [Е.В. Гриб]:

· Понятие.

· Суждение.

· Умозаключение.

· Аналогия.

ИНТЕЛЛЕКТ – глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, т.е. способность адаптироваться к окружающей среде [Д. Векслер].

Виды интеллекта:

1. Социальный.

2. Эмоциональный.

3. Практический.

4. Вербальный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: