Теория Э.Берна (трансактный анализ общения)

[Б. Карвасарский]

Э. Берн выделяет следующие составляющие личности, которые обусловливают характер отношения между людьми: родитель, взрослый, ребенок.

Таблица 11 — Составляющие личности, влияющие на взаимотношения людей, по Э. Берну

Эго-состояние Родителя (Р) Эго-состояние Взрослого (В) Эго-состояние Ребёнка (Ре)
установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь — от родителей. не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. все побуждения, которые возникают у ребёнка естественным образом; запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других.
Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. выражается как «старое» (архаическое) поведение детства.
Внутренне — переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребёнка.   - отвечает за творческие проявления личности, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений.
обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения. способствует адаптации в уникальных, требующих размышлений, ситуациях, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений. выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека
роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т.д. роли молодого специалиста, артиста - любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение. Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым.

ТРАНСАКЦИЯ — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции. Например, стимул: «Привет!», реакция: «Привет! Как дела?». Во время общения (обмена трансакциями), наши эго-состояния взаимодействуют с эго-состояниями нашего партнёра по общению [Э. Берн].

Виды трансакции [Э. Берн]:

· Параллельные (англ. reciprocal/complementary) — это трансакции, при которых стимул, исходящий от одного человека, непосредственно дополняется реакцией другого.

· Пересекающиеся (англ. crossed) — направления стимула и реакции пересекаются, данные трансакции являются основой для скандалов.

· Скрытые (англ. duplex/covert) трансакции имеют место, когда человек говорит одно, но при этом имеет в виду совсем другое. В этом случае произносимые слова, тон голоса, выражение лица, жесты и отношения часто не согласуются друг с другом. Скрытые трансакции, являются почвой для развития психологических игр.

2. Виды и правила общения

Виды общения

1. По количеству участников:

· С самим собой, в том числе общение с природой, животными как возможность реализовать явные или скрытые тенденции.

· Парное общение, диада.

· Внутригрупповое общение.

· Межгрупповое общение.

· Массовое общение.

2. Исходя из средств общения [Р.С. Немов]:

· Вербальное.

· Невербальное.

3. По содержанию [Р.С. Немов]:

· Материальное.

· Когнитивное.

· Кондиционное.

· Мотивационное.

· Деятельностное.

4. По средствам [Р.С. Немов]:

· Непосредственное.

· Опосредствованное.

· Прямое.

· Косвенное.

Зоны общения (проксемические зоны) (Западная классификация)

1. Интимная зона (15 - 46 см). В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверхинтимная зона.

2. Личная зона (46 см – 1,2 м).

3. Социальная зона (1,2 – 3,6 м).

4. Общественная зона(более 3,6 м).

Особенности проксемических зон для русского языкового коллектива:

· Личная зона для мужчин 70 — 156 см.

· Личная зона для молодых женщин 55 — 100 см.

· Личная зона для пожилых женщин 125 — 230 см.

· Социальная зона 30 — 840 см.

На дистанцию влияют возраст, пол и характер отношений.

Правила эффективного общения [А.А. Реан]

· Говорите на языке партнера.

· Подчеркивание значимости партнера, проявление уважения к нему.

· Подчеркивание общности.

· Проявление интереса к проблемам партнера.

· Активное слушание:

1. Уточнение мысли собеседника: «что значит…?»

2. Краткий пересказ последних мыслей собеседника. При этом удобно использовать фразы: «правильно ли я понял, что…», «верно ли я услышал, что …», «ты говоришь, что…»

3. Продолжение мыслей собеседника (высказывание мыслей «между строк»)

В настоящее время проблемой становится Интернет–зависимость и общение через Интернет. Плюсы такого общения: письма доходят быстро, практически не теряются; удобно. Люди не чувствуют расстояние, разделяющее их. А если это общение в chart, то общение вообще идет непосредственно. Кроме того, общаясь в «чате» с незнакомым человеком, используя вымышленное имя, можно избавиться от комплексов, вести себя так, как в реальной жизни себя бы не повел по тем или иным причинам.

Минусы: человек разучивается / не научается общаться с окружающими его людьми, он стремится туда, где проще. Кроме того, выражая свои эмоции с помощью «смайликов», он утрачивает навыки реального их выражения. Человек проводит много времени перед компьютером, что вредно для здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: