double arrow

Общие и специальные способности

Различают способности общие, которые проявляются везде или во многих областях знания и деятельности, и специальные, которые проявляются в какой-то одной об-ласти.

Достаточно высокий уровень развития общих способ-ностей - особенностей мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, умственной активности, любознатель-ности, творческого воображения и пр. - позволяет дости-гать значительных результатов в самых разных областях человеческой деятельности при интенсивной, заинтере-сованной работе. Почти не бывает людей, у которых рав-номерно выражены все перечисленные выше способнос-ти. Например, Ч. Дарвин отмечал: «Я превосхожу людей среднего уровня в способности замечать вещи, легко ус-кользающие от внимания, и подвергать их тщательному наблюдению».

Специальные способности - это способности к опреде-ленной деятельности, которые помогают человеку дости-гать в ней высоких результатов. Главное различие между людьми состоит не столько в степени одаренности и ко-личественной характеристике способностей, сколько в их качестве - к чему именно он способен, какие это способ-ности. Качество способностей и определяет своеобразие и неповторимость одаренности каждого человека.

И общие, и специальные способности неразрывно свя-заны друг с другом. Лишь единство общих и специальных способностей отражает истинный характер способностей человека. ВТ. Белинский тонко замечал: «Как ни дробите жизнь, она всегда едина и цельна. Говорят: для науки ну-жен ум и рассудок, для творчества - фантазия, и думают, что этим порешили дело начисто... А для искусства не нужно ума и рассудка? А ученый может обойтись без фан-тазии?».

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества и человеческой культуры. «Все специальные способности человека - это, в конце кон-цов, различные проявления, стороны общей его способ-ности к освоению достижений человеческой культуры и ее дальнейшему продвижению, - отмечал С.Л. Рубин-штейн. - Способности человека - это проявления, сторо-ны его способности к обучению и труду»1.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.643.



Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития.

Специальные способности классифицируются в соот-ветствии с различными областями деятельности человека: литературные способности, математические, конструктив-но-технические, музыкальные, художественные, лингви-стические, сценические, педагогические, спортивные, способности к теоретической и практической деятельнос-ти, духовные способности и др. Все они являются порож-дением сложившегося в истории человечества разделения труда, возникновения новых областей культуры и выделе-ния новых видов деятельности как самостоятельных заня-тий. Все виды специальных способностей являются резуль-татом развития материальной и духовной культуры чело-вечества и развития самого человека как существа мыслящего и деятельного.

Способности каждого человека достаточно широки и разнообразны. Как уже отмечалось, они и проявляются, и развиваются в деятельности. Любая деятельность чело-века - сложное явление. Ее успешность не может быть обеспечена только одной способностью, каждая специ-альная способность включает в себя ряд компонентов, которые в своем сочетании, единстве образуют структуру этой способности. Успешность в занятиях какой- либо де-ятельностью обеспечивается особым сочетанием различ-ных компонентов, входящих в структуру способностей. Влияя друг на друга, эти компоненты придают способ-ности индивидуальность, неповторимость. Именно поэто-му каждый человек способен, талантлив по-своему в той деятельности, в которой трудятся и другие люди. Напри-мер, один музыкант может быть талантлив в игре на скрипке, другой - на рояле, третий - в дирижировании, проявляя и в этих специальных областях музыки свой индивидуальный творческий почерк.

Развитие специальных способностей является сложным

и длительным процессом. Для разных специальных спо-собностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств,

и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наи-более благоприятно, так как именно в это время форми-руются музыкальный слух и музыкальная память ребенка. Примерами ранней музыкальной одаренности могут слу-



жить В.А. Моцарт, обнаруживший незаурядные способно-сти уже в 3 года, Ф.Й. Гайдн - в 4 года, Я.Л.Ф. Мендель-сон - в 5 лет, С.С. Прокофьев - в 8 лет. Несколько позже проявляются способности к живописи и скульптуре: у

С. Рафаэля - в 8 лет, у Б. Микельанджело - в 13 лет, у

А. Дюрера - в 15 лет.

Технические способности выявляются, как правило, позднее, чем способности в области искусств. Это объяс-няется тем, что техническая деятельность, техническое изобретательство требуют весьма высокого развития выс-ших психических функций, прежде всего мышления, ко-торое формируется в более позднем возрасте - подростко-вом. Однако знаменитый Паскаль осуществил техническое изобретение уже в 9 лет, но это одно из редких исключе-ний. Вместе с тем элементарные технические способности могут проявляться у детей уже и в 9-11 лет.

В области научного творчества способности выявляют-ся существенно позднее, чем в других сферах деятельнос-ти, как правило после 20 лет. При этом раньше других обнаруживаются математические способности.

Необходимо помнить, что любые творческие способ-ности сами по себе не превращаются в творческие свер-шения. Для того чтобы получить результат, необходимы знания и опыт, труд и терпение, воля и желание, нужна мощная мотивационная основа творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: