Способности и личность

Способности не могут быть поняты и не могут рассмат-риваться вне личности. Развитие способностей и развитие личности - взаимообусловленные процессы. Именно на это обращают внимание психологи, подчеркивая, что «разви-тие способности дает не только практический эффект, по-вышая качество деятельности, но и личностный эффект удовлетворения от ее процесса, который, выступая под-креплением, оказывается, в свою очередь, условием спо-собности» (К.А. Абульханова-Славская).

Успех или неуспех в значимой для человека деятельно-сти влияет на развитие его личности, формирует его лич-ностное достоинство. Без развития способностей не может происходить развития личности. Способности лежат в ос-нове индивидуальности, уникальности человека. Гениаль-ность и талантливость выражаются не только в сильном развитии интеллекта. Признаком высоких способностей и


9 Дубровина 257


одаренности является устойчивое внимание, эмоциональная страстность, сильная воля. Все гениальные люди отлича-лись горячей любовью и страстностью к своему делу. Так, А.В. Суворов был весь предан военному делу, А.С. Пуш-кин - поэзии, И.П. Павлов - науке, К.Э. Циолковский - изучению межпланетных космических полетов.

Страстное отношение к делу способствует концентри-рованности всех познавательных, творческих, эмоциональ-ных и волевых сил.

Неверно думать, что способным людям все дается лег-ко, без особого труда. Как правило, у людей, которых мы называем талантливыми, способности к той или иной де-ятельности всегда сочетаются с трудолюбием. Многие та-лантливые ученые, писатели, художники, педагоги и дру-гие деятели подчеркивали, что талант - это труд, умно-женный на терпение. Великий ученый А. Эйнштейн как-то сказал в шутливой форме, что он добился успехов только потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство». М. Горький говорил о себе: «Я знаю, что обязан успехом моим не столько природной талантливос-ти, сколько умению работать, любви к труду».

В развитии способностей человека большое значение имеет и его собственная работа над собой. Жизнь знамени-тых людей показывает, что главнейшим в их творческой деятельности является способность непрерывно работать, умение месяцы, годы, десятилетия добиваться намечен-ной цели, неустанно искать пути ее достижения.

Вспомним о жизни и деятельности великого русского полководца А.В. Суворова. Его гениальные способности раз-вивались не только в процессе активной военной деятель-ности, но и в результате собственной упорной работы над собой. Суворов с детских лет увлекался военным делом, зачитывался описаниями походов великих полководцев древности: Александра Македонского, Ганнибала, Юлия Цезаря. От природы он был слабым и болезненным ребен-ком. Но с юношеских лет сам сумел создать то, чего ему не дала природа, - здоровье, выносливость, железную волю. Добился он всего этого постоянной тренировкой и закал-кой своего тела. Суворов сам придумывал для себя различ-ные гимнастические упражнения и постоянно ими зани-мался: обливался холодной водой круглый год, купался и плавал до заморозков, преодолевал самые крутые овраги, лазил на высокие деревья и, забравшись на самую вер-хушку, качался на ветках. Ночами на неоседланной лоша-



ди скакал он без дорог по полям и лесам. Постоянные физические упражнения так закалили Суворова, что даже 70-летним стариком он не знал усталости.

Развитие способностей человека тесно связано с раз-витием интересов.

Интерес - это индивидуальная особенность личности, ее направленность на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным.

Различают непосредственный и опосредованный интерес. Первый связан с занимательностью, увлекательностью, приятностью того, что вызвало наш интерес. Например, мы говорим об интересном спектакле, о встрече с инте-ресным человеком, об интересной лекции и пр. Этот ин-терес проявляется главным образом в непроизвольном внимании и является весьма кратковременным.

Второй опосредован нашим осознанным желанием все больше узнавать о предмете, человеке, явлении. Этот ин-терес является произвольным, т.е. мы изъявляем свою волю, свое желание глубже проникнуть в суть того, что нам интересно. Опосредованность интереса выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную об-ласть действительности и жизни, на определенную дея-тельность. Именно наличие такого интереса составляет ин-дивидуальную особенность личности.

Интересы людей различаются прежде всего по содер-жанию, которое определяется теми предметами или обла-стями действительности, на которые эти интересы направ-лены.

Интересы людей различаются по широте. Узкими счита-ются интересы, направленные только на одну ограничен-ную область действительности, широкими и разносторон-ними - направленные на несколько областей действитель-ности. При этом у человека с разносторонними интересами обычно какой-либо интерес бывает центральным, главным.

Одни и те же интересы у разных людей проявляются с различной силой. Сильный интерес нередко бывает связан с сильными чувствами и проявляется как страсть. Он со-единяется с такими качествами личностями, как настой-чивость, выносливость, стойкость, терпение.

Интересы той или иной силы у разных людей различа-ются еще по устойчивости или по степени постоянства.

Интерес как индивидуальная особенность личности охватывает всю психику человека. Именно интересами в



значительной степени определяются многие черты его ха-рактера и обусловливается развитие его способностей.

Интерес проявляется в склонности человека к деятель-ности, по преимуществу связанной с предметом интере-са, в постоянном переживании приятных чувств, вызыва-емых этим предметом, а также в склонности к постоян-ным разговорам об этом предмете и о делах, связанных с ним.

Склонность выражается в том, что человек по собствен-ному желанию усиленно и постоянно занимается опреде-ленным видом деятельности, предпочитает ее другим, свя-зывает с данной деятельностью свои жизненные планы. Большинство исследователей, занимавшихся этой пробле-мой, определяют склонность как направленность на соот-ветствующую деятельность или потребность в деятельнос-ти (Н.С. Лейтес, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, А.В. Пет-ровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, Г.Н. Щукина и др.).

Развитие способностей прежде всего связано с актив-ным положительным отношением к соответствующей де-ятельности, интересом к ней, склонностью заниматься ею, нередко переходящей в страстную увлеченность. Ин-тересы и склонности к определенной деятельности раз-виваются обычно в единстве с развитием способностей к ней.

Воспитание творческих способностей у детей, школь-ников, студентов в значительной степени связано с раз-витием их личности: самостоятельности, увлеченности, независимости в суждениях и оценках. Высокая академи-ческая успеваемость не всегда сочетается с высоким уров-нем творческих способностей. Ученым удалось выявить за-висимость между академическими достижениями, уров-нем способностей учащихся и уровнем творческих способностей педагога.

Если учитель обладает высоким творческим потенциа-лом, то одаренные ученики добиваются блистательных успехов, а ученики с менее развитыми творческими спо-собностями оказываются «в загоне», их академические результаты обычно невелики. Если же преподаватель сам находится где-то внизу шкалы «творческие способнос-ти», успехи учащихся, лишенных творческого блеска, ока-зываются более высокими, чем в первом случае. А ярко одаренные школьники не раскрываются, не реализуют своих возможностей. Наставник как бы оказывает пред-



почтение тому психологическому типу, к которому при-надлежит сам1.

Педагоги пытаются запечатлеть свой опыт по развитию творческого потенциала учащихся в различного вида пра-вилах. В качестве примера приведем «10 заповедей», со-ставленных одной преподавательницей средней школы:

1. Не соглашайся с ответом ученика, если ответ просто затвержен и принят на веру. Требуй доказательства.

2. Никогда не разрешай спор учащихся самым легким способом, т.е. попросту сообщив им правильный ответ или верный способ решения.

3. Внимательно слушай своих учеников, лови каждую высказанную ими мысль, чтобы не упустить случая рас-крыть для них что-то новое.

4. Постоянно помни - обучение должно опираться на интересы, мотивы и чаяния школьников.

5. Расписание уроков и школьные звонки не должны быть определяющим фактором учебного процесса.

6. Уважай свои собственные «сумасшедшие идеи» и при-вивай другим вкус к нестандартному мышлению.

7. Никогда не говори своему ученику: «Нам некогда об-суждать твою глупую идею».

8. Не скупись на ободряющее слово, доброжелательную улыбку, дружеское поощрение.

9. В процессе обучения не может быть постоянной ме-тодики и раз навсегда установленной программы.

10. Повторяй эти заповеди каждый вечер, пока они не станут частью тебя самого.

3.4. Развитие способностей у младших школьников

Ни к чему не способных детей нет. Все дети способны к обучению, каждый нормальный ребенок способен полу-чить среднее образование, способен овладеть материалом школьной программы.

Но каждый ребенок умен и талантлив по-своему. Важ-но, чтобы этот ум, эта талантливость с самого начала школьной жизни стали основой успеха в учении, чтобы ни один ученик не учился ниже своих возможностей. Од-нако у каждого ребенка свой путь развития способностей.

Начало обучения ребенка в школе - важнейший этап в его воспитании и развитии, и, конечно, не начало воспи-

См.: Лук А.Н. Мышление и творчество. - М., 1976.



тания, а тем более развития. Именно поэтому начальное обучение должно строиться на основе достигнутых резуль-татов предшествующего воспитания и учета всей истории развития ребенка1.

В способностях младших школьников обнаруживаются многообразные индивидуальные различия. Они проявля-ются в успешности учебной работы, в том, что разные ученики с разной глубиной понимания и с разной степе-нью творчества справляются с учебными заданиями. То, чего одни школьники достигают легко, без особых уси-лий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения.

В третьем классе одной из школ мы попали на урок английского языка. Наше внимание привлекла одна девочка: худенькая, очень оживленная, она при каждом вопросе учительницы первая поднимала руку, отвечала уверенно, громко и как-то радостно. После урока учительница по нашей просьбе кратко охарактеризовала детей этого клас-са и в числе наиболее способных назвала эту девочку - Таню Ш. Следующий урок был математика. И тут мы еле узнали Таню. Все оживление ее пропало, голос стал ка-ким-то хриплым, огонек в глазах исчез. На вопросы учи-тельницы Таня руки не поднимала, если ее все-таки спра-шивали, отвечала неуверенно и часто с ошибками. Учи-тельница в числе наиболее слабых по математике детей назвала нам Таню.

Как видно, у девочки неодинаково развиты способнос-ти к овладению разными учебными предметами. Если анг-лийский язык (и, как мы узнали, русский язык) дается ей легко, то математика вызывает большие затруднения.

Педагогическая задача в отношении младших школь-ников состоит в том, чтобы раскрыть, понять их слабые и сильные стороны и обеспечить их полноценное развитие. Например, учителям Тани Ш. следует не только поощрять, развивать ее способности к языкам, но и искать пути раз-вития у нее математического мышления, чтобы девочка могла уверенно усваивать в старших классах материал фи-зико-математического цикла.

Развитие задатков способностей в школе неразрывно связано с их поощрением. Необходимо постоянно «трени-ровать» способности, так как они не могут «лежать про

1 См.: Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. - М., 1960.



запас», ожидая подходящего случая для проявления. Если способности не развиваются, они хиреют.

Прогноз относительно способностей школьников дол-жен быть очень осторожным. Недопустимо по низкой ус-певаемости делать вывод о неспособности ребенка. Жизнь показывает, как нелегко распознать даже выдающиеся спо-собности. Декарт считался в школе неспособным. Эдисон как неспособный был взят отцом из школы, где обучился только грамоте. Либиха, последнего ученика в классе, ис-ключили за неуспеваемость. Гоголь имел в гимназии по литературе «три», а за сочинения «два». Менделеев в гим-назии был «середняком».

Не надо спешить с вынесением «приговора». Низкая успеваемость может быть обусловлена множеством при-чин. Важно найти, вскрыть эти причины, а для этого надо знать ученика. Усвоение одного и того же материала у каж-дого ребенка происходит по-разному, а следовательно, требует разных педагогических условий в зависимости от уровня и своеобразия развития ребенка.

Опережение ребенком своего возраста еще не дает на-дежных оснований для суждения о его будущих возможно-стях. Отсутствие же раннего развития не исключает воз-можности последующего подъема. Способности могут про-явиться и в более старшем возрасте. У некоторых детей развитие совершается несколько замедленно, растянуто, как бы исподволь, происходит постепенное накопление определенных достоинств интеллекта. В старших классах такие ученики неожиданно поражают учителей и одно-классников резко возросшим уровнем умственных возмож-ностей.

Таким образом, и дети, рано обнаружившие способно-сти, и дети, еще их не проявившие, требуют большого к себе внимания, индивидуального подхода со стороны учи-теля.

В начальной школе центральной задачей является разви-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: