Одновременные сообщения; другой взгляд

В повседневной жизни мы имеем дело со множеством признаков, обнаруживаемых и обрабатываемых более или мене одно­временно. Мы склонны фокусировать наше внимание на наиболее заметных при­знаках окружения, но редко когда исклю­чаем другие, периферические признаки. В случае одновременного поступления со­общений может возникнуть личное пере­живание, совершенно отличное от опыта восприятия перцептивных признаков, при­надлежащих одному типу. Например, лю­бители оперы восхищаются смешением не­скольких голосов и множества звуков му­зыкального ансамбля. Квартет из "Риго­летто", пассионата и струнный секстет из

"Лючия де Ламмермур" и трио из "Боге­мы" считаются вершиной оперного искус­ства. Согласно Бернстайну (Bernstein, 1958), это переживание возникает из-за того, что:

"...они создают такую трель, какую не может создать никакой другой вид ис­кусства: трель, в которой вы можете ус­лышать несколько эмоциональных фраз одновременно. Этого нельзя достичь иг­рой на фортепьяно. Люди просто не мо­гут говорить одновременно — конечно, если они хотят друг друга слышать. Это была бы такая же путаница, как вот этот момент из "Богемы".

Актеры одновременно:

МИМИ: Боже, Боже. Все кончено. Моей жизни конец. Боже, неужели я умру? О, Боже, и т.п.

МАРЧЕЛЛО: Какая трагедия! Несчастье. Бедняжка Мими. Какая жалость, и т.п.

РОДОЛЬФО:

Мими — нежный цветок, и ей нужно внимание. А у меня для нее есть только любовь, и т.д.

Но когда эти слова положены на музыку, "они создают такой поток эмоций, что это само по себе становится новым видом эмоционального переживания".

Вопрос остается нерешенным, но взгляды Найссера на проблему чело­веческого внимания могут оказать значительное влияние не только на тех, кто изучает внимание, но и на большую группу когнитивных психоло­гов, разделяющих информационный подход.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: