Лингвистическая иерархия

Лингвисты занимаются разработкой системы описания языка. В некото­ром отношении их подход близок подходу психологов, занимающихся раз­работкой моделей памяти. Вы, возможно, помните, что модель памяти состоит из содержания памяти, структуры памяти и происходящих в па­мяти процессов (например, операций кодирования, воспроизведения или преобразования). Аналогично некоторые лингвисты занимаются разработ­кой модели содержания языка, его структуры и процессов. Однако, в от-

3Противоположную точку зрения можно найти в: Eleanor Rösch Heider (1971, 1972), Eleanor Rosch (1973, 1974).

Язык, раздел 2: структура u абстракции

личие dr памяти исследования языка исходят из наличия иерархии компо­нентов — от базовых через составные к очень сложным; в порядке возра­стания сложности это будут: звуковые единицы, информативные единицы, словообразующие элементы, члены предложения, единицы значения. Каж­дый уровень в чем-то зависит от более низкого уровня, но может вступать во взаимодействие и со всеми другими уровнями.

Разработка системы письменности, отражающей речь и передающей мысль,— одно из наиболее значительных иерархических творений челове­ка. В английском языке существует только 10 символов, обозначающих цифры, и 26 символов, обозначающих буквы, причем некоторые из них настолько избыточны или нечасто используются, что они мало что добав­ляют в общую структуру письменного языка. Из этого небольшого коли­чества букв и цифр составлены примерно 40 тыс. слов нашей рабочей лексики, а из этих слов составлены миллиарды и миллиарды предложе­ний. Ну, может предложений и не столько, сколько частиц во вселенной, но с учетом ненасытной жажды коммуникации с другими людьми и факто­ра выживаемости видов, мы ежеминутно производим огромное количество все новых предложений и, судя по всему, будем увеличивать уже имею­щееся их количество еще очень долго. Видя, как все это богатство челове­ческого опыта — от "Песен Соломона" до "Майн Кампф"—генерируется из столь скромного количества символов, можно только поражаться коди­рующим свойствам языка4.

Фонемы Фонема, основная единица разговорной речи, уже давно является предме-

том изучения. Фонемы — это отдельные звуки речи, представляемые еди­ничными символами и генерируемые при сложном взаимодействии лег­ких, голосовых связок, гортани, губ, языка и зубов. И если все это работа­ет нормально, то производимый при этом звук может быть быстро воспри­нят и понят теми, кто знает данный язык. В английском языке существует примерно 45 фонем, но используются они не в равной степени. Для произ­несения более чем половины всех слов требуется только 9 фонем, причем наиболее употребимые встречаются в сотню раз чаще, чем употребляе­мые наиболее редко. Некоторые языки довольствуются всего 15 фонема­ми, а некоторым требуется 45. Вот фонемный состав общеупотребитель­ного американского английского языка5, который составили Денес и Пин-сон (Denes and Pinson, 1969):

Гласные

ее как в heat Л как в ton

/ как в h/t uh как в the

е как в head er как в bird

аг как в had oi как в toil

4Так и хочется добавить: и печальной тенденции устной и письменной речи к деградации.— Ред.

Юбщеупотребительный американский язык — это диалект английского раз­говорного языка, распространенный на западе и среднем западе США и упот­ребляемый все большим количеством американцев. В диалектах других реги­онов (например, южного, британского и т.д.) некоторые фонемы могут отли­чаться от приведенных.

Язык и развитие познания 348

ah как в father аи как в shout

aw как в call ei как в take

U как в pat ou как в tone

оо как в cool ai как в might

Согласные

t как в tee s как в see

p как в реа sh как в s/iell

fe как в &еу /i как в /te

о как в bee v как в uiew

d как в dawn fft как в then

g как в go z как в zoo

m как в mee z/z как в garage

n как в по l как в /aw

ng как в sing г как в red

/ как в /ее z/ как в you

0 как в thin w как в ше

Этот небольшой набор фонем можно соединять различными способа­ми, создавая тысячи различных слов, которые могут походить фонетичес­ки или орфографически, но занимать различные положения в семантичес­ком пространстве.

Поиск основных фонетических единиц напоминает поиск отличитель­ных признаков букв, который обсуждался в Главе 3. Звуки речи, произво­димые совместными усилиями легких, грудной клетки, языка и т.д. и обра­зуемые вибрациями голосовых связок, называются звонкими, например, "а" или "z"; при издании глухих, звуков голосовые связки не используют­ся. Среди звонких и глухих звуков выделяются также щипящие (образуе­мые при ограничении прохождения воздуха через рот) —например, "sh", "Г, "v", "th" и взрывные звуки (образующиеся при резком прекращении потока воздуха) — например, "t" и "d".

Фонемы пусты. Наименьшей единицей значения в языке является морфе- Морфемы ма. Морфемой могут быть слова, части слов, приставки, суффиксы или их сочетания. Например, в предложении "The old chemist loved joyful sounds" ("старый аптекарь любил веселые звуки") слова этот и старый являют­ся свободными самостоятельными морфемами, а слова аптекарь, весе­лый и звуки состоят из связанных морфем, т.е. в них содержится по несколько свободных морфем. Слово chemist (аптекарь) состоит из мор­фем ehern (хим) и ist (ик), joyful — из joy (радость) и fui (аналог русского -ный), a loved — из love (любовь) и -d (окончание, образующее прошедшее время). Соединяя морфемы, можно генерировать несчетное количество слов. В английском языке существует более 100 тысяч слов, образован­ных сочетаниями морфем, но даже при таком обширном количестве их сочетаний морфемы подчиняются жестким правилами языка. Например, в английском языке есть правило, что в начале слога могут стоять не более трех, согласных подряд, а обычно стоят два и менее. Еще одно правило говорит, что некоторые буквы никогда не стоят вместе, например q и d или j и z. Эти и другие правила морфологии, также как и присущая языку

Язык, раздел 2: структура и абстракции

Отпечатки голоса

С появлением новых электронных зонди рующих устройств для фонетического ана лиза неизбежно должны были появиться новые результаты Так, был разработан спектрограф для разделения частот, состав­ляющих элементы голоса В нем звуковые сигналы передавались на ряд фильтров, каждый из которых резонировал в своем диапазоне частот (эта система по своему принципу напоминала перекрестный фильтр, использовавшийся в некоторых звуковых Hi Fi системах и разделяющий сигнал на низко и высокочастотный кана лы, а затем направляющий их соответствен но на низкочастотный и высокочастотный динамики) Выходные импульсы отдельных фильтров записывались на бумажной лен те Это позволяло проводить наглядный анализ звуков речи и создавать "отпечат ки голоса" На рисунке показан отпечаток слова "said" ("сэд"сказал), где след в вер­хнем левом углу соответствует высокоча стотной фонеме, обозначающей букву "s", а остальная часть следа изображает более низкие частоты сочетания "aid" (эд) (Jakobson, 1972)

Использование этого спектрографа по зволяло детально изучить изменение акус тических параметров разговорной речи во времени Визуализация речи позволила исследователям не только детально изучать акустические параметры разговорной речи, но и имела непосредственное практичес кое значение для обучения речи глухих детей Развитие речи у нормальных детей зависит от слушания речи, выполняющего

функцию модели, основываясь на которой, ребенок издает звуки, которые он также слышит и, слыша их, может корректиро вать собственные звуки Глухие дети ли шены подобной обратной связи, и момен тальная зрительная обратная связь (при помощи спектрографа) —хотя она и гру бовата — может в какой то степени ее заменить

избыточность способствуют минимизации ошибок при передаче и декоди ровании (Глава 4)

Синтаксис Следующий уровень лингвистической иерархии — это синтаксис, т е пра вила сочетания морфем при построении фраз и предложений В последнее время синтаксические принципы были распространены и на преобразова ние информации из одной формы в другую Начало этому положил Ноам Хомский, который предложил универсальную теорию грамматики, позво

Язык u развитие познания 350

ляющую описывать не только внешние, но и абстрактные характеристики языка Эта теория не только изменила представление о лингвистике, но оказала также глубокое влияние на психологию и особенно на психолин­гвистику

Количество предложений, генерируемых человеком, ограничено толь­ко временем и воображением — и то, и другое у человечества имеется в достатке Лингвисты, т е люди, изучающие природу языка, сосредоточили свои усилия на двух его аспектах продуктивности и закономерности Продуктивность означает, что на данном языке можно составить беско­нечное количество предложений, фраз и высказываний (положение о "мил­лиардах и миллиардах" предложений), а закономерность означает, что предложения, фразы и высказывания упорядочены (т е что должно быть "Мальчик ударил по мячу", а не "мяч мальчик по ударил")

Понятие продуктивности довольно очевидно, но вот закономер­ность — дело значительно более хитрое Совокупность закономерностей языка называется грамматикой, а грамматика преобразований занимается видоизменениями грамматических форм, при которых суть сообщений ос­тается неизменной, например

Спортсмен заприметил девушку из общины Девушка из общины была запримечена спортсменом

Оба эти предложения правильны, поскольку оба они в сущности передают один и тот же смысл и составлены из очень близких слов, хотя они и различаются по своей структуре Очевидно, внешние элементы языка сле­дует отделять от его глубинной структуры, и именно в этом направлении работает теория Хомского


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: