Производственная стратегия применяется руководителями фирм с тем, чтобы предусмотреть все последующие шаги и интересы производства на пути к достижению долгосрочных целей. Стратегия призвана ответить на такие основные вопросы: Каковы шансы данной фирмы на успех среди конкурентов? Какой продукт или услуга будут выставлены на рынок? Какой тип потребителя будет преобладать на рынке? Каким образом будут распределяться ресурсы внутри производства? Какая технология наиболее приемлема? Каковы возможности для проведения коммерческих сделок и перспективы получения высокого уровня прибыли? Насколько крепки связи с филиалами и представительствами? При этом стоит помнить, что у фирм, действующих самостоятельно, корпоративная стратегия совпадает с производственной.
Сравнивая IBM и Apple Computer на ранних стадиях развития компьютерной промышленности, можно обнаружить любопытную деталь. Для производства одного и того же товара применялись кардинально отличные стратегии. IBM производила продукцию по крупным государственным заказам, а также продавала ее большими партиями промышленным предприятиям, тогда как Apple, главным образом, фокусировала свое внимание на продаже компьютеров индивидуальным покупателям и средним школам. IBM заработала известность по всему миру, выпуская высококачественную продукцию и поддерживая высокий уровень обслуживания клиентов. Apple добилась практически того же результата путем поддержания приемлемых цен на свою продукцию и создания великолепного программного обеспечения для школьных общеобразовательных курсов. Эти учебные программы и стали главным источником успеха и основой для создания высококонкурентного производства. Фирма IBM за годы работы приобрела огромный потенциал и богатый опыт, обеспечивающие ее абсолютное превосходство в производстве компьютеров для государственных нужд и нужд крупного бизнеса. Кроме того, в сравнении с первым годом деятельности, значительно снизились издержки, а значит и цена тоже имела тенденцию к снижению. Apple Computer фактически уступала лидерство в этом сегменте рынка, но без особых потерь для себя. Однако сейчас и этот разрыв между двумя фирмами сокращается за счет заключения новых контрактов между Apple и Didital Equipment Corporation.
Термины, встретившиеся в определении корпоративной стратегии («рост», «стабильность», «сбор урожая», «ликвидация») вполне применимы и к производственной стратегии. Однако ни один из них не позволяет определить объем производства, необходимое количество ресурсов, конкурентную позицию и отдельные показатели производственного процесса. В этом разделе схематично будут определены рамки, позволяющие в доступной форме разработать производственную стратегию.
Схема 1. Касается эволюции производимого товара и основывается на идее о том, что любое производство проходит полный цикл жизни товара, независимо от его вида.
Схема 2. Заключается в определении трех типов производственной стратегии по методике Майкла Портера.
Схема 3. Представляет собой матрицу, разделяющую предприятия по типам производимых товаров и рынков, на которых эти товары реализуются. Каждому из них будет соответствовать своя стратегия.
Часто стратегию производства упускают из виду как самостоятельную даже западные специалисты по стратегическому планированию, обращая внимание на разработку функциональных стратегий в области маркетинга, НИОКР и финансов.
С другой стороны, именно производство является основной функцией предприятия, так как именно здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль. Производственный процесс — это наиболее стабильная область деятельности на предприятии, но в случае нарушения стабильности на производстве потрясения для организации оказываются наиболее сильными. Очевидно, что в процессе разработки стратегии производства происходит процесс обмена информацией между руководителями всех функциональных подразделений, обеспечивающий реализацию, базовую стратегию и координацию функциональных программ действий.