Стратегия производства

Производственная стратегия применяется руководителями фирм с тем, чтобы предусмотреть все последующие шаги и интересы производства на пути к достижению долгосрочных целей. Стратегия призвана ответить на такие основные вопросы: Каковы шансы данной фирмы на успех среди конкурентов? Какой продукт или услуга будут выставлены на рынок? Какой тип потребителя будет преобладать на рынке? Каким образом будут распределяться ресурсы внутри производства? Какая технология наиболее приемлема? Каковы возможности для проведения коммерческих сделок и перспективы получения высокого уровня прибыли? Насколько крепки связи с филиалами и представительствами? При этом стоит помнить, что у фирм, дейст­вующих самостоятельно, корпоративная стратегия совпадает с произ­водственной.

Сравнивая IBM и Apple Computer на ранних стадиях разви­тия компьютерной промышленности, можно обнаружить любопыт­ную деталь. Для производства одного и того же товара применялись кардинально отличные стратегии. IBM производила продукцию по крупным государственным заказам, а также продавала ее большими партиями промышленным предприятиям, тогда как Apple, главным образом, фокусировала свое внимание на продаже компьютеров ин­дивидуальным покупателям и средним школам. IBM заработала из­вестность по всему миру, выпуская высококачественную продукцию и поддерживая высокий уровень обслуживания клиентов. Apple до­билась практически того же результата путем поддержания приемле­мых цен на свою продукцию и создания великолепного программного обеспечения для школьных общеобразовательных курсов. Эти учеб­ные программы и стали главным источником успеха и основой для создания высококонкурентного производства. Фирма IBM за годы работы приобрела огромный потенциал и богатый опыт, обеспечива­ющие ее абсолютное превосходство в производстве компьютеров для государственных нужд и нужд крупного бизнеса. Кроме того, в срав­нении с первым годом деятельности, значительно снизились издерж­ки, а значит и цена тоже имела тенденцию к снижению. Apple Computer фактически уступала лидерство в этом сегменте рынка, но без особых потерь для себя. Однако сейчас и этот разрыв между дву­мя фирмами сокращается за счет заключения новых контрактов меж­ду Apple и Didital Equipment Corporation.

Термины, встретившиеся в определении корпоративной страте­гии («рост», «стабильность», «сбор урожая», «ликвидация») вполне применимы и к производственной стратегии. Однако ни один из них не позволяет определить объем производства, необходимое количест­во ресурсов, конкурентную позицию и отдельные показатели произ­водственного процесса. В этом разделе схематично будут определены рамки, позволяющие в доступной форме разработать производствен­ную стратегию.

Схема 1. Касается эволюции производимого товара и основыва­ется на идее о том, что любое производство проходит полный цикл жизни товара, независимо от его вида.

Схема 2. Заключается в определении трех типов производствен­ной стратегии по методике Майкла Портера.

Схема 3. Представляет собой матрицу, разделяющую предпри­ятия по типам производимых товаров и рынков, на которых эти то­вары реализуются. Каждому из них будет соответствовать своя стра­тегия.

Часто стратегию производства упускают из виду как самостоятельную даже западные специалисты по стратегическому планированию, об­ращая внимание на разработку функциональных стратегий в области маркетинга, НИОКР и финансов.

С другой стороны, именно производство является основной функцией предприятия, так как именно здесь создается продукт, реализация которого приносит прибыль. Производственный процесс — это наиболее стабильная область деятельности на предприятии, но в случае нарушения стабильности на производстве потрясения для организации оказываются наиболее сильными. Очевидно, что в процессе разработки стратегии производства происходит процесс обмена информацией между руководителями всех функциональных подразделений, обеспечивающий реализацию, базовую стратегию и координацию функциональных программ действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: