В процессе эволюции маркетинга как академической дисциплины на разных этапах на первый план выдвигалось какое-то одно направление его развития.
В бО-е-70-е годы - доминировало потребительское поведение. Начиная с ранних работ Дж. Катоны и Д. Говарда в этом направлении, потребительское поведение становится передовой линией научной дискуссии и исследований в теории маркетинга.
Были сформированы четыре основные гипотезы о стандартном поведении потребителей:
1) потребитель независим;
2) мотивацию и поведение потребителя раскрывают специальные исследования;
3) поведение потребителей поддается воздействию;
4) потребительское поведение социально законно.
Независимость потребителя проявляется в том, что его поведение ориентируется на определенную цель. Товары и услуги могут им приниматься или отвергаться в той мере, в какой они соответствуют его запросам. Фирмы достигают успеха, если предоставляют потребителю выбор и реальную выгоду. Понимание этого и постоянное приспособление к поведению потребителя является важнейшим требованием для выживания в условиях конкуренции.
Исследования мотивации и поведения потребителей осуществляются с помощью моделирования этих процессов. Наиболее известна теория мотивации А.Маслоу.
Маслоу разделил фундаментальные потребности на пять категорий:
1. Физиологические потребности. Они фундаментальны; будучи удовлетворенными, они перестают быть детерминирующими факторами мотивации и более на поведение не влияют.
2. Потребности в безопасности. Физическая безопасность, сохранность физической структуры организма, психологическая безопасность, консервация психической структуры личности. Потребность в формировании личности, чтобы чувствовать ответственность за собственную судьбу.
3. Социальные потребности. Люди - животные социальные и ощущают потребность объединяться в группу, взаимодействовать с себе подобными, ощущают потребность любить и быть любимыми. Взаимопомощь, сопричастность и чувство общности есть также социальные потребности.
4. Потребности в уважении. Самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе и собственная компетентность. Ощущение, что цели данной личности значимы. То, как нас оценивают другие. Потребность в признании, в наличии социального статуса.
5. Потребности в самоактуализации. Данные потребности находятся наверху лестницы человеческих потребностей и включают самореализацию и развитие; потребность людей преодолеть самих себя; использовать все свои возможности и раздвинуть заданные рамки; придать значение вещам и обнаружить их смысл существования [56, С. 29].
Другой моделью мотивации была теория Д.МакКлелланда, в соответствии с которой считалось, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.
Еще одна модель мотивации, основанная на потребностях - двухфакторная теория Герцберга. Сопоставление трех перечисленных теорий мотивации уже проводилось в работе М.Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури [67, С. 368-375].
Позднее появились процессуальные теории мотивации, которые не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно этим теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, а также возможных последствий выбранного им типа поведения.
Создано несколько концепций по таким разным направлениям, как ощущаемый риск (Ф.Бауэр, [115]), продвижение информации (Р.Бетмен, [117]), влияние рекомендаций группы (Ф.Бурне, [120]), социального класса (П.Мартинью, [179]), отношений (Ф.Хансен, [154]) и ситуационного воздействия (Р.Белк, [116]).
В конце 70-х годов на первый план выдвинулся стратегический маркетинг. Так, весной 1983 года выпуск "Журнала маркетинга" полностью был посвящен работам, анализирующим стратегический маркетинг. Стратегический маркетинг, по определению Ж. Ламбена, представляет собой постоянный и систематический анализ потребностей рынка, выводящий на разработку эффективных товаров, предназначенных для конкретных групп покупателей и обладающих особыми свойствами, отличающими их от товаров-конкурентов и, таким образом, создающими изготовителю устойчивое конкурентное преимущество [56, С. 12]. Мы согласны с утверждением Р.Керина и Р.Петерсона, что стратегический маркетинг - это образ мышления, который объединяет стратегию в широком смысле слова и операционные действия с целью управления ресурсами и возможностями предприятия для достижения конкретного преимущества [165, С. 4]. Роль стратегического маркетинга в рыночной экономике обусловлена не только тем, что он обеспечивает эффективное сопряжение спроса и предложения, но и запускает благотворный цикл экономического развития, стадии которого представлены в Приложении 3.
Появляются работы, в которых в качестве оптимальной базы будущего развития теории маркетинга рассматривается комбинация обеих перспектив:
стратегического маркетинга и потребительского поведения. Например, в работе Дж.Дэя и Р.Венсли отражена двойственность стратегии и потребительского поведения: "...мы предвидим растущее согласие по поводу замечания, что функции маркетинга - положить начало отношениям обмена, совершить сделку и управлять приемлемым обменом отношений с ключевыми группами по интересам... в погоне за конкурентными преимуществами, на специальных рынках на основе долговременных потребительских предпочтений" [ 127, С.83].
Взаимоотношения маркетинга и общества. Добывать ресурсы из окружающей среды, перерабатывать их в удовлетворяющие потребности продукты и услуги и затем распределять в обществе эти товары и услуги потребителям - задача весьма ответственная. Идут дискуссии по вопросу, каким образом маркетинг выполняет эту функцию [149, 197].
В академических изданиях проблема взаимодействия маркетинга и окружающей среды поднималась довольно широко [164, 142, 143]. Другой, не менее важный вопрос - не представляет ли маркетинг угрозы для потребителя. В 60-х годах внимание общественности к вопросу безопасности продуктов привлекли два случая. Первый связан с появлением в 1962 году на рынке нового транквилизатора фалидомида, который часто назначали беременным женщинам, - в результате на свет появлялись дети с врожденными уродствами. Второй случай -это публикация в 1965 году бестселлера Р.Найдера "Опасны на любой скорости", в котором утверждалось, что автомобиль Корвер фирмы Оепега опасен в движении [186]. В теории маркетинга появились работы, в которых основное внимание уделялось проблемам воздействия маркетинга на определенные группы потребителей. Эти группы следующие:
1. Старые потребители [ 189, 196, 146].
2. Молодые потребители: в работах исследовались взаимоотношения маркетинга с детьми как потребителями, особое внимание уделялось убедительной рекламе [182,190].
3. Этнические меньшинства: было поднято много вопросов относительно опасности маркетинга для основных меньшинств (афроамериканцы, латиноамериканцы), тратящих значительные суммы на рынках потребительских товаров [105, 198].
4. Иностранные потребители. Так как маркетинг становится все более глобальным, многие компании устремляются на рынки развивающихся стран. Яркий пример такого рода - продвижение компанией Мезпе детского питания в Африке и критика его со стороны общества [191].
Поскольку часть людей рассматривает бизнес как источник многих экономических и социальных зол, время от времени возникают массовые общественные движения с целью призвать его к ответу. Выступления граждан против конкретных приемов маркетинговой практики вызывают публичную дискуссию и приводят к появлению предложений о необходимости принятия новых законов. Появляются они в силу самых разных причин. Ф.Котлер выделяет три причины, обусловившие появление основных законов США, регулирующих деятельность в сфере маркетинга.
Первая причина - необходимость защитить фирмы друг от друга. Законы принимают, чтобы нейтрализовать недобросовестную конкуренцию. За соблюдением этих законов следят Федеральная торговая комиссия и Антитрестовский отдел министерства юстиции.
Вторая причина государственного регулирования - необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики. Развитию законотворчества в этом направлении способствует движение консьюмеристов.
Третья причина введения государственного регулирования - необходимость защиты высших интересов общества от своекорыстного поведения предпринимателей. По мере ухудшения состояния окружающей среды будут вводиться новые законы или ожесточатся старые [50, С. 168-169]. Ряд законов США, регулирующих деятельность в сфере маркетинга, приводится в Приложении 4.
В последние десятилетия произошел переход к более высокому уровню удовлетворения личных потребностей. Покупатели становятся все более требовательными, они ищут товары и услуги, адаптированные к их особенностям, добиваются полноты информации по закупкам, стремятся к расширению потребления экологически чистых продуктов. Они непосредственно воздействуют на фирмы с помощью консюмеризма (движения потребителей), а также оказывают давление на правительство, побуждая его к усилению контроля и к принятию мер по защите потребителей.
Большинство исследователей в настоящее время склоняются к выводу о том, что наступает конец эры массового маркетинга. В качестве аргументов выдвигаются следующие положения:
- в оценке образованных потребителей большую значимость получает личное время;
- широкое распространение получают слабо дифференцированные товары и товарные марки;
- снижается эффективность рекламы;
- понижается уровень приверженности избранной марке:
- повышаются затраты на персональную коммуникацию;
- растет число магазинов и торговых центров.
Под воздействием указанных факторов традиционные методы массового маркетинга стали утрачивать эффективность. Некоторые западные маркетологи (Рапп, Коллинз) считают, что массовый маркетинг будет эволюционировать к персонифицированному (маркетингу "под клиента").
Такая эволюция означает замену рекламного монолога подлинным диалогом с потребителями.
Перемены в экономике и конкуренции сопровождались социально-культурными переменами. Данные перемены, социально-экономические, культурные и социальные следствия практики маркетинга, стали в свою очередь причиной переоценки классической теории маркетинга. Прослеживается эта эволюция на примере двух различных движений: консюмеристского и энви-ронменталистского.
Консьюмеризм знаменует "социализацию" спроса. В результате фирма имеет дело с более сплоченным потребителем, реагирующим на ее действия организованно и располагающим в дополнение к данным, предоставляемым фирмой, независимыми источниками информации. Лидеры консьюмеристов призывали потребителей принять более жесткие меры против тактических приемов маркетинга [126]. В результате этих действий возрос интерес общественности к поведению потребителей, выражающих недовольство [128], Консьюмеризм, несомненно, способствовал повышению уровня этики в практике маркетинга, формированию групп давления, которые фирме не стоит игнорировать. При этом цели консьюмеризма также эволюционируют под воздействием перемен в общей экономической ситуации.
Энвиронменталистское движение отражает осознание скудности природных ресурсов и обеспокоенность воздействием потребления и маркетинга на окружающую среду. В отличие от консьюмеристов энвиронменталисты не разделяют принцип приоритета потребителя, если его осуществление влечет разрушение среды обитания. Целью экономической системы не должно быть удовлетворение потребителя как таковое, а скорее повышение качества жизни.
Экология - это новый фактор среды для фирмы, указывающий на появление у общества новых потребностей. Некоторые фирмы не стали дожидаться давления властей, чтобы принять во внимание окружающую среду.
Одним из следствий энвиронменталистского движения является возникновение нового поколения консьюмеристов, так называемых «зеленых консьюмеристов».
Так возникла концепция общественного или ответственного маркетинга, предложенная Ф.Котлером в 1979 году. "Концепция общественного маркетинга предполагает, что задачей организации является определение потребностей, желаний и интересов целевых рынков и обеспечение их удовлетворения путем, более эффективным и экономичным по отношению к конкурентам, но в то же время сохраняющим и повышающим благосостояние общества и отдельных потребителей [50, С. 25].
Указанная концепция базируется на трех исходных гипотезах:
- желания потребителей не всегда совпадают с их долгосрочными интересами, а также с интересами общества в целом;
- потребители предпочитают организации, демонстрирующие истинную заботу об их удовлетворенности и благополучии и благополучии общества в целом;
- наиболее важная задача организации состоит в адаптации к целевым рынкам таким образом, чтобы обеспечивать не только удовлетворенность, но также индивидуальное и коллективное благополучие с тем, чтобы привлечь и сохранить покупателей.
Две ключевые идеи отличают концепцию ответственного маркетинга от концепции маркетинга классического: а) маркетинг заботится о благополучии покупателей, а не просто об удовлетворении их краткосрочных потребностей;
б) фирма должна обращать внимание на долгосрочное благополучие общества в целом и индивидуальных потребителей. Восприятие этого широкого мировоззрения способствует достижению фирмой целей роста и получения прибыли. О приверженности концепции ответственного маркетинга заявляет крупнейший корейский производитель электроники фирма «Самсунг Электроникс» активно действующая на российском рынке. Главным требованием, которым она руководствуется при разработке новой продукции, является, наряду с высоким качеством, надежностью и приемлемой ценой, абсолютная безопасность для здоровья, особенно если товар предназначен для детей [49, С.47].
Необходимость государственного регулирования, движения консьюмеристов и энвиронменталистов обусловили развитие системы маркетинга и способствовали формированию теоретической концепции маркетинга.
Кроме анализа позитивных откликов потребителей на действия маркетинга, теория маркетинга начинает более серьезно сосредотачиваться на том как государственное регулирование управляет и контролирует общественные воздействия на функцию маркетинга. Большее внимание уделяется ограничениям и распределению [123], ответственности за качество выпускаемой продукции [184] и регулированию рекламы [133].
Наиболее значительным в развитии взаимоотношений общества и маркетинга явилось появление отдельного направления теории маркетинга, называемое макро маркетингом. И хотя существуют разногласия в определении и границах макро маркетинга, в основном он анализирует столкновения и последствия взаимодействий между маркетинговыми системами и социальными системами. Жизненность этого относительно нового направления нашла отражение в серии семинаров по макро маркетингу [204, 144] и в выпускающемся журнале «Макро маркетинг».
Перед теоретиками маркетинга стоит задача создания теории, которая бы адекватно объединяла имеющиеся концепции, раскрывающие отношения между маркетингом и обществом.
Границы теории маркетинга. В одной из своих статей Ф.Котлер и С.Леви [168] предположили, что маркетинг - это всепроницающая социальная деятельность, применимая и вне сферы традиционного бизнеса. Они доказали, что любая организация включена в маркетинг независимо от того, признана или нет ее деятельность маркетинговой. Несколько позже Ф.Котлер представил общую концепцию маркетинга:
"Маркетинг определенно относится к тому, как взаимодействия возникают, стимулируются, осуществляются и оцениваются. Это общая концепция маркетинга [ 69, с.48]. Пытаясь определить расширяющиеся границы маркетинга, Ф.Котлер подчеркивал важность взаимодействий: "Суть концепции маркетинга - взаимодействие. Взаимодействие - это обмен ценностями двух сторон. Ценности нельзя свести к продуктам, услугам и деньгам: они включают другие ресурсы, такие, как время, энергию, чувства. Взаимодействия происходят не только между покупателями и продавцами или организациями и клиентами, но также между любыми двумя сторонами" [169, С.48].
Такую концепцию маркетинга приняли не все. Например, Д.Лак рассмотрел исключения этой новой перспективы и насмешливо заметил, что "если задача поставлена где-либо и кем-либо и имеет сходство с маркетингом, это, должно быть, маркетинг" [ 179, С.53]. Он также отмечал, что управляемое, грамотное и логичное определение маркетинга может быть выработано, когда его сфера будет ограничена внутри тех процессов или видов деятельности, чей последний результат - рыночное взаимодействие" [179, С.54]. Многие ученые (Д.Арндт, Л.Даусон, Д.Робин) добавили свои замечания к спору о сути общей концепции маркетинга [106, 124, 194]. Р.Бартельс сжато сформулировал суть проблемы: "Что представляет собой маркетинг: предмет, с которым имеешь дело, или технологию, с помощью которой предметом управляют. Является ли маркетинг применением определенных функций, видов деятельности или методов распространения товаров и услуг, включая удовлетворение потребностей, которое они обеспечивают? Или это применение функций и методов распространения любой идеи, программы или причины - как предпринимательской, так и неэкономической" [113, С.74-75 ].
Пытаясь найти компромиссное решение проблемы по определению границ маркетинга, Ш.Хант определил сферу маркетинга в терминах трех измерений: неприбыльная/прибыльная, микро/макро, позитивная/негативная [159]. И хотя это значительно продвинуло развитие теории, дискуссии по проблеме сферы маркетинга не утихли. Американская Ассоциация Маркетинга учредила специальное подразделение, также проводятся специальные конференции для выработки общих решений. Однако при рассмотрении внутренних подразделов дисциплины маркетинга следует особо выделить три основные проблемы.
Первая заключается в разграничении понятий маркетинг услуг и маркетинг товаров. Хотя первые работы, посвященные маркетингу услуг, появились еще в начале 60-х годов, лишь спустя два десятилетия были предложены четыре основных характеристики услуги: 1) неосязаемость, 2) несохраняемость, 3) неотделимость от источника, 4) непостоянство качества [210]. Т.Левитт, в свою очередь, считал, что не следует различать товары и услуги: "Различия между компаниями в соответствии с тем, что они производят - товары или услуги, только ограничит использование теории. Гораздо целесообразнее изменить слова, которые мы используем. Вместо того чтобы говорить "товары" и "услуги", следует говорить "осязаемые" или "неосязаемые". На рынке каждый продает неосязаемое, вне зависимости от того, что произведено на фабрике" [174, с.94]. Появились работы Б.Эниса и К.Роэринга, в которых утверждалось, что товары и услуги содержат много общих характеристик и, следовательно, маркетинговые стратегии их похожи [138]. И, наконец, появилась работа В.Зейтамла, А.Парасурамана и Л.Берри, в которой обосновывается положение, что некоторые специфичные характеристики услуг (неосязаемость, неразделимость производства и потребления, множественность, неспособность к хранению) приводят к специфическим проблемам в маркетинге. Там же подчеркивается, что не менее важно различие между самими услугами, а не только между товарами и услугами [217].
В будущем задача теории, на наш взгляд, - глубже рассмотреть общее и особенное между товарами и услугами и определить, применима ли теория маркетинга товаров к маркетингу услуг.
Вторая проблема - есть ли различие между маркетингом потребительских товаров и маркетингом промышленных товаров. Мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе, отметим лишь ряд работ, посвященных исключительно маркетингу промышленных товаров [155, 152]. Кроме того, разработаны отдельные академические курсы маркетинга промышленных товаров. Эти исследования привели к новой области изучения – industrial buying behavior (поведение в сфере промышленных товаров) [201, 213]. Также следует заметить, что часто различия в методах маркетинга внутри маркетинга промышленных товаров значительнее, чем между двумя типами маркетинга (например, продажа жилья требует методов директивного маркетинга, в то время как некоторые промышленные товары - растворители и смазочные материалы - удовлетворяются методами массового маркетинга) [201].
Следовательно, это также задача дальнейшего развития теории маркетинга. Будет ли создана общая теория, относящаяся и к маркетингу промышленных товаров, и к маркетингу потребительских товаров, или, наоборот, должно быть разделение и должны появиться две новые?
Третья проблема наиболее важная, на наш взгляд, для дальнейшего развития маркетинга - что общего и чем различаются внутренний и международный маркетинг. Известно множество забавных историй, связанных с поведением компаний, когда управляющие маркетингом пытались проводить на внешних рынках маркетинговые стратегии, оказавшиеся успешными на внутренних рынках [193]. В связи с этим появились работы, в которых предлагалось разрабатывать стандартные программы маркетинга на внешних рынках. Например, А.Фат в своем исследовании утверждал, что некоторые потребности универсальны: "Желание быть красивым универсально... В известном смысле, молодые женщины в Токио и в Берлине сестры не только "под кожей", но и на коже, на губах и ногтях, и даже в моделях причесок. Если бы девушки в Москве могли бы, они вели себя так же (написано в 1967 году), и некоторым из них это удается" [140, С.61]. Стандартизация стала особенно популярной темой в исследованиях последнего времени. Т.Левитт утверждал: "Мощная сила заставляет мир объединяться в сообщество, и сила эта - технология. Она обобщает средства сообщения, транспорта и перемещения... Почти каждый повсеместно хочет те вещи, о которых он слышал, которые видел или опробовал через новые технологии. Результатом этого явилась новая торговая реальность - появление глобальных рынков стандартизированных потребительских товаров в масштабах, которые прежде невозможно было представить" [176, С. 92].
Однако и Ф.Котлер и Й.Уинд выдвигают в своих работах прямо противоположную гипотезу [170, 214], а Й.Шет предлагает за основу случаи, идентифицирующие ситуации, когда стандартизация будет успешной и другие ситуации, когда необходимо следовать традициям [200].
Вопрос определения собственных границ маркетинга - один из самых важных в развитии теории маркетинга. Нам представляется, что при разработке новых направлений в теории следует, прежде всего, ограничить сферу, в которой применима эта теория. Применима ли она в сфере некоммерческого маркетинга, социального маркетинга, маркетинга промышленных товаров и т.д. Если нет, то почему? Сможет ли теоретик маркетинга убедительно доказать, что теория применима только в определенной ограниченной области.
Критерии научности маркетинга. Следующая проблема, которая возникает при рассмотрении теории маркетинга: является ли маркетинг наукой или это стандартизированное искусство? Споры о том, является ли маркетинг наукой, ведутся уже почти пятьдесят лет (см., например, [187]). Некоторые ученые (например, К.Хьютчинсон) считают, что маркетинг никогда не был наукой: "Реальная причина того, почему маркетинг не имеет теории, проста - маркетинг не наука. Это больше искусство или практика и как таковое имеет гораздо большее сходство с инженерным искусством, медициной и архитектурой, нежели это делает физика, химия или биология" [163.С.289].
Однако большинство дискуссий ведется относительно определения науки и того, насколько хорошо маркетинг удовлетворяет этим научным требованиям. Целый ряд работ посвящен рассмотрению критерия научности применительно к маркетингу [112, 122, 158]. В 1983 году "Журнал маркетинга" посвятил целый выпуск проблеме теории в маркетинге, и особое место было отведено соотношению маркетинга и науки. Позже эти важные вопросы также поднимались в маркетинговой литературе [109, 106].
Некоторые ученые подходили к маркетингу с позиций логического позитивизма (например, [161]), другие (П.Элдерсон) исследовали теорию маркетинга критериями релятивизма.
Подход метатеории применялся в маркетинге Р.Бартельсом [114] и Дж. Зальтманом [215, 216]. Шесть критериев метатеории были разработаны Й.Шетом, П.Гарднером и П.Гарретом [199].
Методологией исследования автором приняты общенаучная логика, материалистическая диалектика, системный, эволюционный и политэкономический анализ.
В своем исследовании мы придерживались точки зрения, что маркетинг представляет собой науку междисциплинарную, вобравшую в себя концепции экономики, психологии, антропологии, географии и др. наук. Еще в 1948 г. В. Леонтьев писал о возможности одновременного использования подходов различных наук при анализе какого-либо явления. "Выбор наиболее подходящей комбинации наук зависит не только от природы исследуемого события: он также определяется уровнем развития каждой из привлекаемых наук" [57, С.34]. В. Леонтьев приходит к выводу о том, что конечная цель научного прогресса - некая единственная точка полной определенности, единая для всех альтернативных подходов. Этот вывод отражает часто высказываемую идею о единстве науки. Данное единство, однако, в действительности может быть реализовано только при условии, что все отдельные науки достигли состояния совершенства и, сливаясь одна с другой, потеряли свое собственное, самостоятельное лицо. Развитие по типу унификации предвидел еще Огюст Конт, когда он создавал свою иерархическую классификацию наук: поглощение специальных более общими, то есть "фундаментальными", типами анализа. Первые теряют при этом свою логическую обособленность и становятся в лучшем случае удобно управляемыми подразделами последних, однако "золотой век" науки еще не наступил. Отдельные дисциплины весьма далеки от того, чтобы объединиться. Взаимосвязь и сотрудничество между независимыми аналитическими системами является особой проблемой.
Использование методологического аппарата различных смежных наук дает, на наш взгляд, синергетический эффект, т.е. использование совокупности различных средств, приводит к лучшему результату. Междисциплинарный синергетический подход доказал свою универсальность при изучении разнообразных сложных систем независимо от типа объектов и характера их связей, вполне правомерен он и при изучении экономических систем.
Мы считаем, что маркетинг - наука междисциплинарная, характеризующаяся сформированным понятийным аппаратом, системой научной информации, методами научного исследования. Сформировался целый ряд научных школ и направлений в маркетинге. Однако эта проблема тесно связана с последней, пятой - относительно возможности создания общей теории маркетинга.
Возможность создания общей теории маркетинга. Общая теория маркетинга еще не создана. При создании "новой и улучшенной" теории, ученые выбирали весьма узкую область маркетинга, В результате дисциплина превратилась в беспорядочный набор теорий. Эль-Энсэри писал: "Теория маркетинга начинала как единственная, достаточно широкая теория. По прошествии времени изменилась практика и точки зрения относительно маркетинга, а маркетинговые концепции и подходы стали гораздо более плодовитыми. Все это внесло изменения в содержание и формы маркетинговой мысли, обеспечив большее разнообразие теорий. Множество фактов, концепций и теорий усилили интеграцию знания в более высокие планы унификации и абстракции. Теперь необходима общая теория маркетинга для объединения различных концепций маркетинга" [136, С.399]. Основой общей теории Эль-Энсэри была вертикальная маркетинговая система, представленная потребителями и коммерческими организациями. Кроме того, Эль-Энсэри привлекал теории потребительского поведения, каналов товародвижения, микро маркетинга, макро маркетинга и стратегического маркетинга. Однако четко определенной и универсально применимой общей теории маркетинга на сегодняшний день нет.
На наш взгляд, выработка такой теории должна стать приоритетной задачей. Мы до сих пор не знаем, что представляет собой маркетинг и чем он должен быть. Общая теория маркетинга должна помочь идентифицировать сущность маркетинга как научной дисциплины. Маркетинг как наука испытывает кризис доверия. Практики маркетинга разочаровались в советах их научных собратьев, и часто рассматривают знания, накопленные академической наукой как не имеющие отношения к их нуждам. Поэтому создание общей теории маркетинга крайне необходимо, это поможет не только маркетологам-практикам, но и ученым других дисциплин.
Мы рассмотрели основные спорные проблемы теории маркетинга. Представляется важным исследование эволюции теории маркетинга. Для проведения такого исследования важно разработать критерии выделения различных школ маркетинга и систему критериев, оценивающих вклад каждой школы маркетинга в эволюцию общей теории маркетинга.