Разграничение школ маркетинга, на наш взгляд, должно проводится по следующим критериям:
Первый. Цели и объекты маркетинга, особо выделяя вопрос, кто будет получать прибыль в результате маркетинговой деятельности.
Второй. Причины маркетинговой деятельности.
Двенадцать школ, выделяемых нами вслед за И.Шетом, Д.Гарретом и Д.Гарднером [199], соответствуют этим критериям. Однако нужно отметить, что то, что мы называем "школой маркетинга", в других работах определяется как "школа мысли" либо как "теория", либо как «процесс маркетинговой мысли». Выделенные нами школы маркетинга представлены в табл. 1.3.1.
Основным критерием выделения школ маркетинга послужил предметмаркетинга как науки, т.е. совокупность внешних форм и связей системы маркетинга в их конкретном проявлении. Маркетинг исследует хозяйственную деятельность людей, затрагивающую как отношения человека к природе, так и отношения между людьми, сводящиеся к отношениям обмена.
Классификация школ маркетинга:
|
|
1. Экономические:
-Активные
-Товарная (Соmmodity)
-Функциональная(Functional)
-Региональная (Regional)
2. Социальные:
- Покупательского поведения (Вueer Behavior)
- Покупательского поведения (Вueer Behavior)
- Деятельностная (Activist)
-Покупательского поведения (Вueer Behavior)
-Деятельностная (Activist)
-Макро маркетинга (Macromarketing)
3. Интерактивные:
-Институциональная (Institutional)
-Управленческая (Managerial)
-Функционалистская (Functionalist)
-Организационной динамики (Organizational Dynamics)
-Систем (Systems)
-Социального обмена (Social Exchange)
Маркетинг внешне выглядит как совокупность теоретических конструкций, нередко взаимно почти не согласованных, разнородных и часто противоречивых. Но это обстоятельство вовсе не означает отсутствия у совокупности этих теорий качественного единства.
Разноплановость и противоречивость школ маркетинга не устраняет их органической слитности, обусловленной единым предметом исследования, общностью многих методологических и теоретических позиций. Все это создает реальную почву для классификации различных течений теоретической мысли в границах науки маркетинга как целостного социального организма. Представление о структуре маркетинга как науки вряд ли будет отчетливым, если не принять во внимание одну существенную сторону ее характеристики. В маркетинге, как и в некоторых других науках, следует различать системные и проблемные теории.
К первым относятся концепции, которые оценивают состояние рыночного хозяйства в целом, рассматривающие маркетинг в его наиболее существенных параметрах, в обобщенных отрицательных и положительных характеристиках.
|
|
Вторые дают представление о различных процессах и зависимостях, касающихся отдельных элементов системы маркетинга.
Характер взаимодействия обеих групп сложен и неоднозначен в том смысле, что расхождение ученых во взглядах в классе системных концепций не исключает совпадение мнений в классе концепций проблемных и наоборот.
Известно, что во многих науках объект изучения, оставаясь неизменным, подвергается различной классификации. Все зависит в этом случае от критериев. Если их несколько, они неоднородны, но используются совместно, то в любых случаях полученные структуры накладываются одна на другую в самых причудливых вариантах. Например, применительно к маркетингу выделялись основные подходы: функциональный, институциональный и распределительный [I], позднее эти подходы были рассмотрены более полно и были несколько видоизменены [86]. Встречались классификации по линии программ и методов маркетинговой политики [82]. Мы попытаемся дифференцировать маркетинг по линии предметной области различных его теоретических концепций и школ.
Необходимо также отметить, что научная классификация частей изучаемого целого отличается от формальной группировки явлений тем, что за основу систематизации берется не произвольно выбранный признак, а показатели, способствующие выявлению определяющих объективно существующих взаимосвязей, удерживающих рыночные элементы в пределах одной качественно однородной группы (подробнее о проблеме критериев классификации в экономической теории [25, С.91-98]).
Кроме того, нам представляется, что наиболее полно методологические требования к осуществлению систематизации школ маркетинга реализуется в предложенных В.С. Афанасьевым первичном и вторичном критериях классификации. При использовании первичного критерия за основу классификации берется объективный предмет исследования, т.е. то действительное социально-экономической явление, которое выступает объектом рассмотрения того или иного теоретика независимо от того, как формулируется им самим предмет его анализа, а также независимо от степени познания, им данного социально-экономического явления.
Однако использование только первичного критерия недостаточно: он не учитывает своеобразия позиций различных авторов, занимающихся одной проблемой. Поэтому вторичным критерием классификации предлагается характер трактовки вопросов, выделенных в ходе первичного расчленения теории. В этом случае за основу деления принимается "...либо исходный методологический принцип, лежащий в основе данной теории, либо главный тезис, выдвигаемый данной концепцией...либо и то и другое вместе, поскольку главный тезис, главная позиция соответствующей концепции, как правило, представляет собой реализацию исходного методологического принципа" [6, С.36].
Выделенные школы в своем исследовании мы сгруппировали с точки зрения их экономической либо социальной направленности. Такая группировка выбрана для того, чтобы подчеркнуть различия в подходах в достижении маркетинговых целей, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Некоторые школы маркетинга (в основном, ранние) опирались на экономическую сторону, считая, что действия участников процесса маркетинга управляются экономическими величинами. Целью маркетинга рассматривается насыщение основных нужд потребителя наиболее эффективным способом с целью максимизации прибыли производителей и/или посредников. Основной упор в этих теориях делается на такие экономические переменные, как эффективность производства и распределения, цена факторов производства и произведенной продукции и уровни потребительского дохода.
Представители других, мы назвали их социальными, школ считают, что действия производителей, посредников и потребителей невозможно объяснить, только исходя из экономического анализа. Они исследуют в первую очередь влияние социальных и психологических факторов, влияющих на поведение участников процесса маркетинга.
|
|
По нашему мнению, дихотомия экономической/социальной направленности теорий особенно важна при классификации различных школ маркетинга по следующим причинам: во-первых, в сравнении с социальными направлениями (психологическим, социологическим, антропологическим), экономическое более узко концентрируется на причинах того, почему покупатели и продавцы выбирают именно свою определенную манеру поведения. Экономическое направление позволяет вернуться к основам дисциплины маркетинга как раздела экономики, что позволяет четко разграничить маркетинг от области человеческого поведения. И, наконец, экономические теории нормативны, в то время как социальные носят скорее описательный характер.
Кроме того, в каждой группе (экономические/социальные) мы выделяем активные и интерактивные школы. Деление это обусловлено основным предположением о сущности маркетинга и его объектах. Активные школы не предполагают взаимодействия сторон, рассматривая только одну сторону процесса маркетинга. Ранние школы маркетинга мы относим к активным, поскольку они рассматривали только производителя, который, будучи действующим фактором, влияет на поведение покупателей на рынке. Позднее, в 60-70-х годах, активный подход прослеживается в работах, рассматривающих, напротив, уже потребителя как решающий фактор в процессе маркетинга.
Однако, другие школы маркетинга отклонили такой подход, утверждая, что лучше понимать маркетинг как интерактивный процесс, включающий отношения между производителями, посредниками и потребителями. Интерактивная точка зрения выдвинула два предположения. Первое: выполнение маркетинговых функций может осуществляться как продавцом, так и покупателем. Второе: маркетинговый процесс осуществляется не в вакууме, маркетинговая деятельность вызывает отклик как у одной стороны этого процесса, так и у другой.
|
|
Таким образом, взятые вместе экономическая/социальная и активная/интерактивная дихотомии позволяют более детально рассмотреть различия разных школ маркетинга с точки зрения их ценности, ориентации, философии человеческой мотивации и человеческого поведения.
Для оценки вклада каждой школы в развитие общей теории маркетинга мы выбрали подход метатеории, имеющий богатую традицию в маркетинге, начиная с работ М.Хальберта [153] и Р.Бартельса [114] и кончая последними работами Дж.Зальтмана и др. [216], Ш.Ханта [160] и Й.Шета, Д.Гарднера и Д.Гаррета [199]. Дж. Зальтман определил метатеорию как "исследование, анализ и описание: 1) технологии создания теории, 2) самой теории, 3) использования теории" [215.С.4].
В отечественной литературе подход метатеории использовался З.И. Виноградовой при исследовании науки управления - менеджмента [23].
Критерий метатеории традиционно разбивается на три различные категории с двумя критериями (А, В) в каждой (рис. 1.3.1.).
Три широкие категории: синтаксис, семантика и прагматика были использованы в маркетинге М.Хальбертом [153].
Критерий синтаксиса относится, прежде всего, к организации теории. "Синтаксис имеет дело с законностью операций, которые могут быть представлены как элементы, которые формируют теорию" [153, С.32]. Следовательно, для оценки теории могут использоваться два критерия - структура и спецификация-
Метатеория синтаксиса: А. Структура; В. Спецификация
Семантика: А. Контролируемость; В. Эмпиричность
Прагматика: А. Полнота; В. Простота
Критерий структуры позволяет оценить, достаточно ли хорошо теоретическая концепция определена и интегрирована в единую систему.
"Собранная информация или приобретенное знание не должны находиться в произвольной связи, единицы знания должны быть сгруппированы вместе некоторым логическим образом. Таким образом, связанные понятия должны быть сгруппированы, чтобы формировать гипотезы; связанные гипотезы должны быть сгруппированы, чтобы формировать теорию" [216, С. 11]. Критерий спецификации предполагает определение понятий для ясного разграничения гипотез.
Критерий семантики оценивает связь теории с действительностью путем анализа контролируемости и эмпиричности, М.Хальберт отмечал, что теория может удовлетворять требованиям критерия синтаксиса, однако не соответствовать критерию семантики: "...Могут возникнуть трудности на пути соотношения теории с реальностью... Если мы используем теорию для объяснения наблюдений, которые мы провели, мы должны быть твердо уверены, что она даст точное и полное описание того, что составляет релевантное наблюдение и знать, как интерпретировать такое наблюдение, чтобы проверить теорию. Эта область философии науки называется семантикой" [153, С. 33].
Согласно критерию контролируемости сильная теория та, в которой точные и прямые операционные определения понятий гарантируют междисциплинарное согласие [215]. Следовательно, если теоретик создает новую теорию поведения посредника, используя понятия "силы", "конфликта" и "сотрудничества", он должен указать, как эти понятия должны быть оперативно определены и измерены в "реальном мире" каналов маркетинга.
Эмпиричность, второй критерий семантики, оценивает степень подтверждения доказательства, которое было собрано, чтобы поддержать гипотезы теории или, другими словами, теоретические гипотезы должны подвергаться эмпирической проверке.
Критерии прагматики. Они определяют уместность теории "пользователям", т.е. практикам маркетинга, политикам и потребителям. Если теория им не нужна, значит, она не удовлетворяет критериям прагматики. Первый критерий прагматики - критерий полноты, оценивающий, насколько теория всесторонняя и обобщенная. В общем, чем больший круг проблем охватывает проблема (или сталкивается с типичными явлениями), тем более уместна она для практиков. Бартельс назвал этот критерий "общность связей","...большая ценность теории заключается в ее пригодности объяснить опыт в более широком масштабе. Универсальность - это идеал, редко достижимый, особенно при приложении теории к социальным или поведенческим обстоятельствам. Однако, это именно то состояние, к которому ведет обобщение в науке".
И, наконец, второй критерий прагматики и последний из шести критериев метатеории, которые мы будем использовать в дальнейшем, - критерий простоты. Этот критерий не привлек должного внимания исследователей, использующих метод метатеории в исследовании маркетинга, однако, на наш взгляд, он очень важен, т.к. он оценивает коммуникативность и потенциал реализации теории. То есть, он определяет, можно ли теорию доступно объяснить другим и могут ли рекомендации этой теории быть легко выполненными другими. Очевидно, что критерий прагматики двойственен: теория может быть очень хороша с точки зрения критерия богатства, однако ее всесторонность усложнит приемы объяснения и выполнения этой теории, т.е. критерий простоты будет ниже. Примером такого рода служит функционалистская школа. Теория Роя Олдер-сона описывает все аспекты маркетинга в нескольких концепциях, однако она очень сложна для восприятия из-за оригинальной терминологии.
Таков критериальный аппарат, применяемый при оценке школ маркетинга Й.Шетом, Д.Гарднером и Д.Гарретом в работе "Теория маркетинга: эволюция и оценка" [199]. Оценки каждой школы по десятибалльной системе представляют собой субъективное восприятие авторов. Они приведены в приложении 5. Мы считаем, что такой подход носит субъективно-описательный характер, поскольку исключает целеполагание.
"Основной целью метатеоретического исследования является построение иерархической системы" [23, С.7], чтобы затем исследовать каждый из уровней иерархии:
1. Метатеоретические проблемы маркетинга,
2. Теоретические проблемы (построение теории),
3. Научно-прикладные исследования,
4. Опыт (эксперимент) в области маркетинга,
5. Практика маркетинга.
Формирование маркетинга как отдельной научной дисциплины предполагает, во-первых, изучение практики маркетинга, во-вторых, научно-прикладные исследования и, в-третьих, построение теории. Вопрос метатеоретических проблем маркетинга относится к возможности создания общей теории маркетинга. Поскольку на сегодняшний день общей теории маркетинга не существует, высший уровень иерархической системы маркетинга исследовать невозможно.
Каждую школу мы будем рассматривать с точки зрения: а) предметной области составляющих ее категорий; б) соотношения теории с реальностью; в) универсальности теории и ее доступности. Только тогда удается логически организовать предметную область науки маркетинга и категории науки, беспорядочно в ней пока разбросанные будут соотнесены с предметом науки как центром логически замкнутого пространства научных интересов маркетинга.
"С точки зрения общенаучной логики, совокупность категорий может быть признана теорией только если выполнены следующие условия: "единство предметной области" составляющих ее категорий как логическая основа их систематизации, то есть все рассматриваемые ею термины должны быть логически связаны и характеризовать предмет исследования науки; "гносеологической ценности", которое предполагает наличие у данной системы категорий гносеологического единства, не присущего каждой отдельной категории. Условия "единства предметной области" и "гносеологической ценности" считаются (соответственно) необходимым и достаточным основаниями (основными условиями) для признания системы категорий научной теорией", - пишет З.И. Виноградова [23, С.б].
Предложенный нами критерий анализа школ маркетинга имеет следующий агрегированный вид:
Предметная область составляющих теорию категорий.
Покупательского поведения.
Деятельностная.
Универсальность и доступность теории.
Соотношение теории с реальностью.
Эволюция маркетинга была обусловлена развитием общественного производства, расширением номенклатуры товаров, усилением воздействия государства и различных общественных организаций.
Появление маркетинга и применение его на практике привели к формированию теории маркетинга. Мы выделили двенадцать школ маркетинга, которые сгруппировали в зависимости от их направленности: экономической либо социальной. Основным критерием выделения школ маркетинга послужил предмет маркетинга как науки, т.е. совокупность внешних форм и связей системы маркетинга в их конкретном проявлении. Вторичным критерием классификации послужил характер трактовки вопросов, выделенных в ходе первичного расчленения.
Каждую школу мы рассмотрели с позиций метатеории. Предлагается агрегированный критерий метатеории: во-первых, предметная область категорий, во-вторых, соотношение с реальностью и, в-третьих, универсальность, и доступность теории.