Арсенал средств изучения мотивов поведения потребителей включает систему специальных тестов, анкет и опросников. Существует также ряд методик группировки потребителей по ряду признаков с последующей оценкой изменений, происходящих в системе потребительских предпочтений и мотивов внутри каждой выделенной группы, а также изменений численности каждой из этих групп, структуры потребительского спроса на рынке. Широко применяются здесь и методы изучения психологии отдельных людей, начиная от проведения индивидуальных и целенаправленных групповых интервью с покупателями, разные способы косвенного подтверждения устойчивости тех или иных реакций потребителей. Например, существует ряд тестов, позволяющих на базе установления ассоциаций, вызываемых у покупателей отдельными словами, рисунками или карикатурами, придумывания окончаний фраз выявить подсознательные мотивы поведения людей. Кроме того, ведущие фирмы много внимания уделяют также организации прямых контактов между инженерами-разработчиками и покупателями (в частности, посылая инженеров на 1-2 месяца стажироваться продавцами товара).
|
|
При изучении запросов потребителей наиболее широкое распространение получил метод проведения обследования или анкет, дающий возможность улавливать сдвиги в структуре потребительского спроса. Обследование с помощью анкет может проводиться, например рассылкой анкет по почте, сочетанием анкетирования с реализацией изделий предприятия. Эффективность проведения обследования зависит от того, какие вопросы и в какой последовательности заданы, какие возможные варианты ответа как бы заранее заложены в них. Поэтому очень важно предварительное испытание анкеты, получение совета или заключения знающего специалиста в данной области.
Основной целью анкеты является определение степени соответствия потребительских свойств выпускаемых изделий складывающимся потребительским группам потенциальных покупателей. Анкету можно условно разбить на 2 части. К первой группе вопросов относится описание характеристик потребительских свойств продукции. Ко второй группе — описание цели, условий и места покупки товара. Анкеты должны быть краткими, заполненными и удобными для дальнейшего анализа. Их форма, последовательность и формулировка вопросов могут быть различными. Однако при этом необходимо помнить, что форма вопроса влияет на ответ. Вопросы следует задавать только о тех особенностях (свойствах) товара, в которых заинтересован потребитель. Целесообразно, чтобы опрашиваемые лица в анкетах высказывали свое мнение от имени третьего лица, не раскрывая собственного имени. Это легче и менее ответственно, чем личное мнение.
|
|
В формулировках вопросов важно найти наиболее подходящие слова и обороты. При этом следует иметь в виду, что вопрос, кажущийся совершенно ясным для спрашивающего, может вообще не иметь никакого смысла или иметь совершенно неожиданное значение для отвечающего. Поэтому прежде чем приступить к анкетированию, нужно удостовериться, что все вопросы, помещенные в анкете, воспринимаются потребителями так, как надо, и означают для спрашиваемых то же самое, что и для составителя анкеты.
Вопросы анкеты могут быть составлены с использованием различных методов: шкалы Лайкерта, когда альтернативные ответы строятся от самого плюса к самому минусу и опрашиваемому предлагается отметить ответ в соответствующем квадратике; метода семантического дифференциала, когда опрашиваемому предлагается перечень противоположных, биполярных определений; шкалы важности, оценочной шкалы (с ранжированием любого признака); метода многомерного шкалирования, позволяющего учитывать отношение опрашиваемых по многим характеристикам товара, рекламы и др.; метода расположения по достоинствам и метода парных сравнений.
В анкете должно быть обязательно отражено: какой вид товара рассматривается; шкала оценки; возможность покупателю сделать комментарий; порядковый номер (он позволяет определить уровень реакции покупателя). Достойным примером в этом отношении может служить анкета японской фирмы "Сони", распространяемая вместе с новым изделием:
1. Пожалуйста, назовите страну, где была куплена данная модель.
2. Пожалуйста, назовите страну, откуда вы родом.
3. Пожалуйста, укажите место приобретения изделия:
-универмаг;
-независимый специализированный магазин радиотоваров;
-специализированный магазин фирмы "Сони";
-магазин "Дьюти-фри" (беспошлинный магазин в аэропортах или других местах скопления туристов);
-изделие получено в подарок;
-другие варианты ответа.
4. Пожалуйста, укажите условия приобретения изделия:
-покупка данного изделия в первый раз;
-замена одного изделия (например, старой модели) другим;
-приобретение нового изделия дополнительно к уже имеющемуся.
5. Пожалуйста, укажите три главных источника информации, которые повлияли на ваш выбор из числа приведённых ниже:
-реклама в журнале (пожалуйста, укажите название журнала);
-статья в журнале;
-реклама в газете (пожалуйста, укажите название газеты;
-реклама по радио;
-витрина в магазине;
-проспект в новом изделии;
-информация. полученная по почте от торговой фирмы;
-рекомендация, полученная от продавца в магазине;
-рекомендация друзей или родственников;
-другие источники информации (назовите, пожалуйста).
6. Пожалуйста, укажите какие изделия конкурирующих фирм Вы рассматривали, прежде чем сделать ваш выбор (включая другие изделия и модели фирмы "Сони")
-фирма-изготовитель;
-модель.
7. Пожалуйста, укажите три главные причины, почему вы выбрали именно эту модель среди конкурирующих изделий:
-марка фирмы и её репутация на рынке;
-характеристики изделия;
-дополнительные технические усовершенствования и приборы;
-привлекательный вид;
-качество изделия за данную цену;
-приемлемая цена изделия;
-простота в обращении;
-небольшие габариты, компактность изделия;
-рекомендация продавца магазина;
-рекомендация друзей или родственников;
-предшествующий личный опыт использования изделий фирмы "Сони";
-другие причины.
8. Для каких целей вы приобретали данное изделие:
-для семьи;
-для собственных нужд;
-для других целей (пожалуйста, укажите).
9. Пожалуйста, укажите, где вы предполагаете использовать изделие:
-в жилой комнате;
|
|
-в спальной комнате;
-в кабинете;
-на работе;
-в других местах (назовите, пожалуйста).
10. Пожалуйста, укажите, какие виды других изделий вы собираетесь использовать вместе с этой моделью:
-фирма-изготовитель;
-модель.
11. Пожалуйста, укажите три главные характеристики данного изделия, которые наиболее вам понравились: (перечисляются важнейшие характеристики изделия).
12. Пожалуйста, ответьте, что вы думаете о габаритах изделия:
-идеальные размеры;
-предпочтительные меньшие размеры;
-прочие замечания.
13. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы о себе:
-пол;
-семейное положение: женат (замужем); одинокий; прочие;
-возраст: 17 лет и моложе; 18-24 года; 25-29 лет; 30-34 года; 35-39 лет; 40-44 года; 45-50 лет; 50 лет и более.
14. Профессия: (перечисляются)
15. Ежегодный семейный доход.
Будем признательны за любые замечания и предложения, касающиеся данной модели. Пожалуйста, напишите ваше имя, фамилию и адрес так, чтобы мы смогли вступить с вами в контакт, если понадобится
Имя_________Фамилия________Адрес______________Страна ______________
Построение типических групп потенциальных покупателей перспективной продукции основывается на использовании количественной и качественной характеристик респондентов, полученных в ходе анкетных опросов. Выявление типов покупателей осуществляется при помощи методов математической статистики. При этом следует также иметь в виду, что, к примеру, результаты почтового опроса, даже при возврате, равном 50-75%, нельзя рассматривать как характеризующие всю целевую группу, охваченную анкетой. Поэтому прежде чем использовать результаты почтовой анкеты в качестве основания для принятия решений в сфере сбыта, следует искать пути и способы оценки характеристик тех, кто не возвратил анкет. Делается это почти во всех случаях посредством выборки из группы неответивших с целью получения сведений для анализа и определения характеристик этой группы.(78, с.89)
Другой метод изучения потребителей - исторический метод, представляющий собой анализ и сопоставление данных по аналогии к ситуациям, имевшим место в прошлом. Это позволяет построить модель вероятностных изменений в системе потребительских предпочтений в будущем. Данный метод может оказаться весьма эффективным с точки зрения составления прогнозов на будущее, если во внимание приняты все действительно значимые факторы Обычно он применяется при определении емкости рынков товаров массового и крупносерийного производства, отличающихся относительной стабильностью. Метод наблюдений предполагает изучение поведения, действий и ответных реакций потребителей в определенной ситуации на рынке, напр., потока покупателей в универмаге, реакции людей на витрины. В рамках этого метода не принимаются в расчет мотивы поведения потребителей и их интересы, а лишь механически фиксируются изменения поведения потребителей, поэтому спрогнозировать динамику потребительского спроса с помощью этого метода невозможно.
|
|
Метод экспериментов — это пробная реализация предлагаемого решения проблемы увеличения сбыта продукции. В ходе реализации метода результаты фиксируются и анализируются с тем, чтобы определить, приносит ли это решение ожидаемый результат. Данный метод может применяться при изучении влияния на сбыт, на уровень товарооборота новой рекламы, новых видов упаковки и т.п. Сбор данных при этом может проводиться по отдельным регионам группам и типам магазинов. Наблюдения за сбытом устанавливаются в контрольных (где проводится эксперимент и один выбираемый фактор меняется) и неконтрольных объектах (где факторы не меняются). При этом чем длительнее период наблюдения, тем меньше чистота эксперимента.
В последние годы при изучении потребителей все активнее применяется моделирование поведения потребителей (см. табл. 8.1). Кроме решения своей основной задачи, оно также является базой для разработки моделей отклика рынка и моделей маркетинговой политики.
Таблица 8.1. Использование предприятиями-производителями модели анализа поведения потребителей на рынке
Переменные модели | Меры, предпринимаемые предприятием в отношении каждой переменной модели |
Стимулы | Выяснить, как много внимания предприятие уделяет изучению побудительных мотивов поведения людей на рынке. Сопоставить свои действия в этой области с политикой конкурентов. Определить, насколько дизайн и конструкция изделий, форма их рекламы и упаковки учитывают стимулы поведения потребителей |
Ощущения | Если вы не сможете должным образом воздействовать на чувства людей и побудительные мотивы их поведения на рынке, не рассчитывайте, что к продукции предприятия будет привлечено достаточное внимание потребителей. Прежде всего, необходимо как-то выделиться на рынке, создать образ своей продукции, который чем-то отличался бы от того, что предлагают конкуренты |
Запросы и предпочтения | Выделить наиболее важные запросы и потребности людей и по стараться направить усилия (от разработки изделия до его рекламы) на то, чтобы в первую очередь удовлетворить именно эти нужды |
Восприятия | Путем опросов и интервьюирования убедиться в том, что реклама предприятия доходит до потенциальных потребителей. Узнать от потребителей, что они думают о формах рекламы или об упаковке продукции, какую информацию об изделиях потребители действительно получают |
Индивидуальные качества | Потребители обычно склонны сопоставлять индивидуальные особенности продуктов, которые покупают, со своими личными качествами и чертами характера. Убедиться, что изделия предприятия имеют четко определенную аудиторию, для которой они предназначены. Помните, не может быть продукта, в котором бы нуждались все люди |
Социальные факторы | Выяснить, как разные социальные группы людей реагируют на рекламу продукции предприятия. Определить, какие социальные факторы следует принимать в расчет и каким образом они могут воздействовать на поведение потребителей |
Образ | До тех пор, пока в глазах потребителей не создан положительный образ изделий предприятия и не сформировано позитивное отношение к ним, можно быть уверенным в том, что потребители не захотят их покупать. Поэтому необходимо узнать мнение потребителей о продукции предприятия, об их отношении к предприятию и в случае необходимости постараться изменить их взгляды и суждения |
Сбор информации | Сделать информацию о продукции предприятия максимально доступной для потребителя. Выпустить яркие и красочные каталоги и рекламные проспекты, доступные всем желающим |
Мотивы | Самым тщательным образом изучить, какое именно обстоятельство заставляет людей делать покупку в данный момент. Постарайтесь учесть это обстоятельство при разработке или рекламе своей продукции |
Принятие решений | Предложить потребителю кредит при покупке продукции предприятия. Сделать все для того, чтобы атмосфера принятия потребителем решений была максимально дружеской и непринужденной. Лучше всего предложить потребителю какие-нибудь финансовые выгоды (скидка в цене, более привлекательные условия по лучения потребительского кредита и т.п.), срок действия которых ограничен (например, истекает к определенной дате, указанной в рекламном объявлении) |
Поведение | На окончательный выбор потребителя оказывает влияние упаковка изделия. Это своего рода "безмолвный продавец", присутствие которого может быть куда более красноречивым, нежели самая назойливая реклама. Убедиться, что в дополнение ко всем тем мерам, о которых шла речь выше, упаковка товара предприятия вызывает у потребителя желание его приобрести |
Целевые ориентации потребителей | Объяснить потребителям, каким образом они смогут воспользоваться продукцией предприятия, чтобы извлечь из нее максимальную выгоду, какие дополнительные или вспомогательные приспособления для этого им следует еще купить |
Обратная связь | Выяснить, кто приобретает продукцию предприятия повторно, а кто избегает этого и почему |
При анализе потребителей используют два вида моделей — модель диффузии и модель с переносом. Модель диффузии предназначается для изучения объема сбыта новых товаров и предполагает, что количество покупателей совпадает или пропорционально количеству проданного товара. Основная идея модели диффузии —все потенциальные потребители делятся на инноваторов и имитаторов. Первые принимают решения о покупке независимо от поведения остальных; вторые, напротив, испытывают на себе влияние потребителей, уже купивших товар, т.е. совершают покупку в подражание другим. Математически она выражается в виде:
Сt = Кд(П-В) + Ки(П— В)В/П;
где Сt — объем сбыта в период t;
В - накопленный объем сбыта (В равно сумме Сt);
П-рыночный потенциал, равный количеству потенциальных потребителей данного товара;
Кд-доля инноваторов в социальной системе;
Ки-коэффициент имитации (45, с.66-67).
В основе модели с переносом лежит предпосылка о поэтапном формировании решения о покупке товара у потенциального покупателя. В зависимости от степени готовности к принятию этого решения рынок делится на сегменты:
1. охотно приобретающие данный товар;
2. убежденные в преимуществах товара, но еще не решившие его приобрести;
3. понимающие выгоды от товара, но еще не убедившиеся в этом окончательно;
4. осведомленные о товаре, но не знающие о его преимуществах;
5. ничего не знающие о товаре.
Предприятие, активно продвигающее свой товар, аказывает одинаковое воздействие на все сегменты.