Для оценки своей деятельности, фирма должна проводить независимую оценку своего положения на фоне конкурентов. Путем сравнения фирмы с конкурентами необходимо создать ранжированный ряд вперед ушедших фирм и следующих за вами. Путем ранжирования выявляется лидер и отстающий, а также цифровые показатели «отставания» или «опережения» от конкурентов. Численное соотношение множества сравниваемых фирм по шкале какого-нибудь критерия представляет собой рейтинг, этого множества на шкале ранжирования.
Сравнительная оценка или ранжирование производится по методу относительной силы. Конкурентные фирмы сравниваются по какому-либо критерию или, например, по обобщенному критерию успеха. Каждый эксперт заполняет матрицу ||Z|| срав ниваемых фирм с установкой числовых значений
0, если фирма i хуже фирмы j;
Zy = 1, если фирма i равносильна j;
2, если фирма i лучше фирмы j,
где i-номер строки матрицы, j- номер столбца матрицы.
Фирмы i, j входят во множество М=1,2,…n сравниваемых конкурентных фирм.
Например, 1 2 … м
1 1 1 … 0
2 1 1… 2
Z=.
.
м 2 0… 1 (мхм)
Сравниваемые пары образуют матрицу ||Z||nxn значений этих соотношений, где n – число сравниваемых фирм. По составленной матрице ||Z||, в качестве первого этапа, производится «грубое» ранжирование путем построчного суммирования чисел , j= 1, 2, …n по каждой строке матрицы. Далее производится суммирование чисел матрицы и определение веса сравниваемой фирмы в виде коэффициента
По значениям каждой строки образуется вектор , который представляет собой численное соотношение сравниваемых фирм по какому-то критерию. На основании вектора Р строится рейтинговая шкала значимости фирм на рынке. Если веса объектов соотносятся как , то ряд предпочтений сравниваемых фирм выглядит: фирма I лучше фирмы m, фирма m лучше …и самая худшая в рейтинге – фирма n. Их рейтинги численно будут соответственно r(i)>r(m)>…>r(n) на шкале рейтинга R, где r(i)=Pi – числовой рейтинг фирмы i.
Анализ оси R позволит определить весовые коэффициенты сравниваемых конкурентных фирм, т.е.
которые показывают, во сколько раз фирма i весомее фирмы j на шкале R по выбранному критерию или на сколько пунктов фирма i опережает или отстает от фирмы j по параметру .
Если рейтинг определяют несколько экспертов, то итоговый вектор значений R необходимо усреднить по правилам обработки экспертных оценок.
На втором этапе “тонкого” ранжирования осуществляется перемножение матрицы ||Z|| саму на себя с получением новой матрицы Z1= ||Z||x||Z||. С матрицы ||Z||1 проводится аналогичная работа по суммированию строк и построение нового ряда значений векторов Р и R. При «тонком» ранжировании весовые коэффициенты принимают более четкие значения и более утвердительно выглядит рейтинг фирм. Чем больше производить умножение полученных матриц на исходную ||Z||, тем точнее значения весов Р и весовых коэффициентов – С. Практически перемножение матриц можно закончить на 4 этапе.
Если фирмы сравниваются по нескольким критериям, то в результате образуется несколько векторов Рm со своими уровнями рейтинга. Множество векторов порождает многокритериальное пространство Еm значений сравниваемых конкурентных фирм.
Значение i фирмы в этом пространстве характеризуется обобщенной координатой . Для расчетов за идеальную фирму примем координату с максимальными рейтингами
Лучшая фирма в пространстве Еm определится как кратчайшее расстояние Li между координатой Кi и Кn, т.е. по мере близости сравниваемой фирмы i к идеальной n.
По значениям длин Li, i=1,2…n упорядочиваются конкурирующие на рынке фирмы и устанавливаются их рейтинги.
Например, эксперт путем анализа четырех конкурентных фирм, создал матрицу:
1 2 3 4 | |||
1 0 1 0 | 0,125 | ||
Z = 2 | 2 1 0 2 | 0,312 | |
1 2 1 2 | 0,376 | ||
2 0 0 1 | 0,185 | ||
Рейтинговая шкала «грубого» ранжирования выглядит следующим образом
1 4 2 3
R
0,125 0,185 0,312 0,376
Рейтинг фирм: 3 лучше 2, 2 лучше 4, 4 лучше 1, с коэффициентами: фирма 3 лучше 2 в С32 = 0, 376/0,312 = 1,205 или на 20,5%, фирма 2 лучше 4 в С24 = 0,312/0,185 = 1,686 или на 68,6%, фирма 4 лучше 1 в С41 = 0,185/0,125=1,48 или на 48%. Лидер 3 лучше аутсайдера 1 в С31 = 0,376/0,125 = 3,008.
Матрица «тонкого ранжирования выглядит:
“Тонкий” рейтинг первого уровня фирм стал выглядеть следующим образом
4 1 2 3
R
0,129 0,148 0,277 0,444
По сравнению шкал R лидерство сохранилось, аутсайдеры, находясь близко друг от друга, поменялись местами.
Матрица второго уровня «тонкого» ранжирования примет вид
Рейтинговая шкала второго уровня выглядит следующим образом
4 1 2 3
R
0,131 0,181 0,255 0,431
Таким образом, порядок рейтинга фирм стабилизировался и утверждаются весовые коэффициенты – С.