Товародвижение — это система обеспечения поставок товара от предприятия к местам продажи в точно установленное время и с высоким уровнем обслуживания покупателя. В настоящее время быть на рынке, прежде всего, означает иметь товар в наличии или иметь возможность поставить товар в короткие сроки. Поэтому основными задачами товародвижения являются выбор посреднических звеньев на пути движения товара к потребителю (т.е. каналов товародвижения) и рациональный выбор складов и методов транспортировки товара. Кроме того, решения по товародвижению включают в себя выбор способа продажи товара (через посредника или непосредственно потребителям) и через какое количество точек: контролировать ли каналы сбыта или сотрудничать с ними; какие условия реализации товаров могут обсуждаться; определение того, какие функции предоставлять другим каналам; изучение конкурентов.
Товародвижение включает в себя три составляющие: транспортировку, хранение и контакты с потребителями. От выбора перевозчика зависит и уровень цен товаров, и своевременность их доставки, и состояние товаров в момент их прибытия к местам назначения. Все это в первую очередь скажется на степени удовлетворенности потребителей.
|
|
Таблица 12.1. Факторы влияющие на выбор транспорта при перевозке грузов
t -, | |||||||
Оценка факторов (значимость) | |||||||
Вид транспорта | Время Доставки | Частота Отправления | Надежность Соблюдения графмков | Перевозочная способность | Географическая доступность | Стоимость | |
Железнодорожный | |||||||
Водный | |||||||
Автомобильный | |||||||
Авиационный | |||||||
С точки зрения затрат наиболее рентабельный железнодорожный транспорт особенно для перевозок вагонных партий грузов навалом на дальние расстояния. Стоимость перевозки по воде громоздких не скоропортящихся товаров невысокой стоимости очень мала. С другой стороны, водный транспорт самый тихоходный и нередко подвержен влиянию погоды. Автомобильный транспорт чрезвычайно гибок в отношении маршрутов и графиков движения и избавляет отправителей от необходимости лишних перевалок. Он рентабелен вид транспорт для перевозки на небольшие расстояния дорогостоящих товаров. Транспортировка жидких грузов трубопроводным транспортом обходится дешевле, чем по железной дороге, но несколько дороже, чем по воде. Хотя тарифы грузовых авиаперевозок выше железнодорожных или автомобильных тарифов, транспортировка по воздуху оказывается идеальной в тех случаях, когда основное значение имеет скорость или когда необходимо достичь отдаленных рынков. Кроме того, использование авиационного транспорта позволяет снизить уровень товарных запасов и уменьшить число складов. Поскольку с течением времени удельные издержки разных видов транспорта меняются, предприятия необходимо пересматривать свои схемы транспортировки с целью отыскания наиболее оптимального варианта организации товародвижения.
|
|
Расчет потребности - N в транспортных средствах осуществляется с помощью показателя общего объема поставок продукции за определенный период времени по формуле:
N=(Он+Т-Сн-Ок)/G,
где, Он и Ок – остатки готовой продукции на складе в начале и конце рассматриваемого периода;
Т- предполагаемый выпуск продукции за определенный период времени;
Сн – количество продукции, оставляемое на личные нужды;
G – грузоподъемность транспортного средства.
Из представленной на рис. структуры затрат на товародвижение ясно, что наибольший удельный вес в общей структуре занимают затраты на транспортировку грузов и на организацию процесса складирования, а также на поддержание достаточного уровня запасов товарно-материальных ценностей.
На обработку заказов – 3% Упаковка –5%
Процесс складирования –26%
Транспортные расходы –46%
Погрузочно-разгрузочные
работы –6%
Административные –4%
Поддержание товарных
запасов –10%
Рис.12.1. Структура затрат на товародвижение
Любая коммерческая фирма направляет свои усилия на минимизацию совокупных затрат и прежде всего за счет:
-обеспечения кратчайших оптимальных маршрутов движения грузов;
-выбора прогрессивных форм движения и доставки с использованием более удобного и рационального транспорта, эффективной многооборотной тары;
-обеспечения наиболее экономного канала движения с точки зрения участников, т.е. количества звеньев цепи продвижения.
Для складирования товаров предприятию необходимо решить вопрос о необходимом количестве пунктов хранения. Чем их больше, тем быстрее можно доставить товар потребителям. Однако при этом растут издержки обращения. Поэтому решение о числе пунктов хранения необходимо принимать, увязывая между собой проблемы уровня сервиса для потребителей и издержек по распределению. При этом следует иметь в виду, что собственные склады связывают капиталы предприятия и лишают его реакцию гибкости при необходимости изменить места хранения. По мере повышения уровня сервиса для клиентов издержки на поддержание товарно-материальных запасов стремительно растут. Поэтому предприятие постоянно должно сопоставлять рост сбыта и доходов, с тем, чтобы оправдать увеличение объема товарных запасов.
Отправной точкой создания системы товародвижения является изучение потребностей клиентов и предложений конкурентов. Потребителей чаще всего интересуют своевременная доставка товара готовность поставщика удовлетворить экстренные нужды клиента аккуратное обращение с товаром при погрузочно-разгрузочных работах готовность поставщика поддерживать товарно-материальные запасы ради клиента. Кроме того, в современных условиях уровень обслуживания потребителя определяют: скорость выполнения заказов, готовность предприятия принять обратно товар с дефектом или заменить его, использование удобного вида транспорта и уровень службы сервиса.
Предприятию необходимо изучить сравнительную значимость этих видов услуг в глазах клиентов и, по-возможности, разработать свои стандарты по каждому виду запросов потребителей. Однако при этом не следует забывать, что главная цель бизнеса заключается в обеспечении максимального роста прибылей, поэтому предприятию следует взвесить, какие издержки повлечет за собой организация обслуживания потребителей по самому высокому уровню стандартов. Как свидетельствует зарубежный опыт, сокращение времени поставки ведет, как правило, к сверхпропорциональному повышению затрат из-за необходимости строительства дополнительных промежуточных складов, применения более быстрых средств транспорта и ускорения обработки заказов.
|
|
Исследования показали, что выполнение 95% заказов в течение 24 часов может привести к удвоению дистрибуционных затрат по сравнению со случаем, когда 90% заказов выполняется за 48 часов. Доля этих затрат в ФРГ достигает 20% в общем объеме сбыта, а в США — свыше 30%.(91, с. 162, 163) В то же время в некоторых отраслях конкуренция настолько сильна, что даже ничтожное превышение обычного времени поставки ведет к серьезным потерям в сбыте. Предприятие должно стремиться к тому, чтобы ни в коем случае не переступить эту «критическую границу».
Исходя из понятия «сбыт» в широком смысле, встречающийся термин «сбытовой канал» означает выполнение всех трех генеральных функций — товародвижение, распределение и собственно сбыт. Это обстоятельство необходимо иметь в виду, поскольку в экономической литературе используются термины «канал сбыта», «канал товародвижения», «канал распределения», употребленные в широком смысле и являющиеся равнозначными. Но они могут быть использованы и в ограниченном смысле, это необходимо учитывать.
Функции товародвижения осуществляются через каналы товародвижения, включающие в себя все организации или всех людей, связанных с передвижением и обменом товаров и услуг, и рассматриваемых как участники каналов сбыта или посредники. Выбранные предприятием каналы самым непосредственным образом влияют на все остальные его решения в сфере маркетинга – к примеру, политика цен фирмы зависит от того, каких лидеров она выбрала крупных и первоклассных или средних и рядовых. С другой стороны, сегодня разработка и построение сбытовой сети требуют порой значительно большего числа нововведений и большей инновационной активности, чем область технологии и организации производства. Наряду с этим, решения предприятия относительно каналов распределения предполагают выдачу долговременных обязательств другим фирмам. В связи с этим выбор каналов сбыта принадлежит к стратегическим решениям предприятия, поскольку их смена, как правило, невозможна в короткие сроки.
|
|
Поставщики
Агенты
Дистрибьютеры
Промышленный маркетинг
Изготовитель
Потребительский маркетинг
Оптовики
Розничные торговцы
Потребитель
Рис. 12.2. Структура типичного канала товародвижения и сбыта
Канал сбыта – это организации, занимающиеся продвижением и обменом товаров. Их деятельность характеризуется собственными функциями, условиями и ограничениями. В качестве критериев по выбору канала сбыта выступают:
-объем сбыта через канал за определенный период;
-прибыль на канале сбыта;
-затраты производителя;
-тенденции роста объема сбыта;
-негативные проблемы (затраты на рекламу, энергоносители, коммунальные услуги);
-изменение внешней среды (таможня, законодательство, налоги и др.);
-изменение транспортных тарифов;
-пропускная способность канала;
-скорость выполнения заказа.
Существует шесть видов сбыта: прямой, косвенный, интенсивный, селективный, нацеленный, ненацеленный.
В практике бизнеса различаются прямые каналы товародвижения (без посредников) и косвенные каналы (через посредников). Косвенные каналы используются предприятиями, которые с целью расширения своих рынков и увеличения объемов сбыта, согласны отказаться от определенной доли контроля над сбытом своей продукции и несколько ослабить контакты с потребителями. Прямой сбыт распространен при продаже средств производства и реже товаров широкого потребления.
В непрямом длинном канале сбытом занимаются в основном оптовики. Изготовитель имеет коммерческую службу, связанную лишь с оптовиками. Постоянные издержки изготовителя в такой ситуации незначительны. Но в этом случае фирма в недостаточной степени контролирует продажи. Для нейтрализации этого недостатка и стимулирования спроса на уровне розничных продавцов фирма может создать собственную сбытовую организацию и прибегнуть к рекламе.
В коротком непрямом канале сбыта основнуючасть расходов составляет постоянные издержки — это означает, что изготовитель сам должен заниматься хранением и доставкой товара, т.е. ему необходимы собственная сеть складов и более развитая служба сбыта. Кроме того, изготовитель несет расходы, связанные с управлением запасами и ведением счетов, занимается информацией клиентов и устанавливает контакты с ними.
Интенсивный сбыт предназначен для продажи товаров широкого потребления, в том числе марочных товаров. Сущность такого сбыта заключается в том, что продажа товара ведется через большое количество различных посредников.
Селективный сбыт предусматривает ограничение числа торговых посредников. Его используют при продаже товаров, требующих специального обслуживания, подготовки специального персонала. Кроме того, селективный сбыт применяется при сбыте престижных товаров.
Нацеленный сбыт предполагает продажу товаров какой-либо конкретной группе покупателей.
Ненацеленный сбыт применяется, как правило, для всех потенциальных покупателей, поэтому требует больших рекламных расходов.
Функции выполняемые каналом сбыта
-Маркетинговые исследования
-Распределение и сбыт
-Ценообразование
-Планирование продукта
-Обслуживание потребителей
-Продвижение
-Покупки
Рис. 12.3. Функции каналов товародвижения, распределения и сбыта
Перекладывая часть работы по сбыту товара на посредников, предприятие тем самым теряет контроль над тем, как и кому продают его товар. И, тем не менее, использование посредников приносит производителям определенные выгоды, поскольку большинства из них не хватает финансовых средств для содержания собственной дилерской сети. К тому же во многих случаях производитель заработает больше, если вместо создания собственных каналов товародвижения направит свои капиталы в основной бизнес. Посредники, как правило, отличаются более высокой эффективностью в обеспечении доступности товара и доведения его до целевых рынков. Благодаря своим контактам, опыту, специализации и размаху деятельности они предлагают предприятию больше того, что оно обычно может сделать в одиночку.
Члены каналов товародвижения выполняют ряд очень важных функций: 1) Сбор информации, необходимой для маркетингового исследования; 2) Стимулирование сбыта; 3) Налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями; 4) Приспособление товара к требованиям покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка; 5) Проведение переговоров в части согласования цен и прочих условий для последующего заключения контракта; 6) Транспортировка и складирование товара; 7) Финансирование, т.е. изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала; 8) Принятие на себя ответственности за функционирование канала. Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трех — завершению уже заключенных сделок.
Вместе с тем использование посредников в качестве связующего звена между производителями и потребителями в России в большинстве случаев имеет негативный оттенок, поскольку основная масса посредников, пользуясь отсутствием антимонопольного законодательства, стремится не увеличить объем реализации товаров, а захватить или укрепить свою монополию на рынке. Это вызывает повышение цен и снижение спроса, удлиняет сроки реализации товаров и в конечном итоге ухудшает экономическое положение товаропроизводителей. Так, доля посредников в рыночных ценах в целом по России в 1 квартале 1996г. составляла: по углю - 10-25%, продукции черной металлургии - 15-35, продукции машиностроения - 10-15% (без транспортных расходов), по непродовольственным товарам - 30-60%, по продовольственным товарам в целом - 40-80%, в том числе по мясным продуктам - 50-75 и молочным продуктам - 40-80%. Кроме того, некоторые товары, особенно продовольствие, прежде чем попасть к конечному потребителю, по 5-7 раз прокручиваются среди посредников, что приводит к многократному повышению цен. Увеличение количества перекупщиков груза и его перевалок вызывает рост транспортных расходов. За 1985-1995 гг. количество перевалок угля возросло с 1,2 до 2,6, проката — с 1,1 до 2,7 и продукции машиностроения — с 1,8 до 2,4 раза. В настоящее время посредники контролируют до 65% продовольственного рынка России, 35 — рынка видеотехники, 48 — фототехники, 25 — рынка автотехники и примерно 75% рынка одежды. В то время как в Японии и США доля посредников на продовольственных рынках не превышает, как правило, 15%, на рынках продукции производственно-технического назначения — 10 процентов. (64, №15, с. 10) Поэтому в России пока сокращение излишних звеньев в цепи «производитель — потребитель» и развитие прямых хозяйственных связей являются одной из актуальных проблем выживания предприятий и повышения эффективности народного хозяйства.
В табл. 23 приведены некоторые критерии отбора посредников. Кроме перечисленных в ней, при подборе оптовиков необходимо также учитывать желание или нежелание предприятие заниматься сбытом своей продукции; возможность обеспечить максимальную и постоянную загрузку своего торгового персонала; знания и опыт, которыми располагает предприятие в области конъюнктуры рынка и методов торговли, используемых в данной сфере; относительную эффективность и стоимость услуг посредников, которые не торгуют конкурирующими товарами и на которых можно надеяться; отношение посредника к товару, в том числе его специализацию; знание им товара; политику цен посредника.
Таблица 12.3. Критерии выбора торгового посредника
Критерий | Содержание критерия и его оценка |
Финансовые аспекты. | Большие финансовые возможности и устойчивое финансовое положение, наличие опыта ведения дел в данной сфере бизнеса. |
Организация и основные показатели сбыта: -число занятых; - уровень компетентности в технической и коммерческой сферах деятельности; -показатели сбыта. | Наличие мощной сбытовой сети и высокие темпы роста товарооборота: - чем больше, тем лучше; -наличие персонала, не подготовленного в области знания техники и в вопросах сбыта, нежелательно; -динамика объема продаж за последние 3-5 лет. |
Сбыт какой продукции осуществляет торговый посредник: -изделий конкурентов; -изделий, взаимодополняющих продукцию предприятия; -изделий высокого качества. | Необходим тщательный анализ этого вопроса -иногда можно доверить и сбыт своей продукции; -предпочтительно; -чем выше качество реализуемых дилером изделий, тем больше ему можно доверять. |
Общее число продаваемых товаров и изделий разных фирм. | Если таких товаров много, удостоверьтесь, что изделиям предприятия будет оказано должное внимание. |
Репутация дилера | Судите только по собственному опыту |
Охват рынка: -в географическом разрезе; -в отраслевом разрезе; -частота получения заказов. | Чем больше, тем лучше: -избегайте дублирования в своей сбытовой сети и конфликтов между дилерами; -сбытовая сеть дилеров должна охватывать основные группы потребителей; -чем реже поступают заказы, тем больше шансов «вылететь» из бизнеса. |
Запасы и складские помещения: -вид и уровень запасов -складские помещения | Главное - готовность в любой момент осуществить поставку продукции потребителю: -нужно стремиться, чтобы продукция всегда была полностью укомплектована и в нужном ассортименте. Запасы должны поддерживаться на уровне, необходимом для устойчивого снабжения потребителей -должны быть оснащены всем необходимым для обработки грузов |
Управление | Уверенное лидерство в своей сфере бизнеса всегда гарантирует успех. Постарайтесь оценить агрессивность дилера на рынке |
Выбор канала сбыта зависит от ряда факторов, среди которых, прежде всего, следует отметить:
• особенности потребителей продукции (их характеристики — количество, размер, концентрация, размер средней покупки поведен не в отношении покупок, привычки покупателей их потребности - ассортимент, помощь торгового персонала, условия кредита). При этом если потребитель обычно закупает товар мелкими партиями и со срочной поставкой, то его удобнее и выгоднее продавать через оптовика. Если же покупатель предпочитает закупать товары по контракту, охватывающему все нужное ему количество, с поставкой по мере необходимости в течение года, то возникает потребность в прямом контакте между поставщиком и потребителем и отгрузка непосредственно с предприятия становится целесообразной;
• особенности компаний, действующих на рынке (их цели, объемы продаж и прибыли, время работы на рынке; ресурсы - уровень, гибкость, потребности в сервисе; знания - функции, специализация, эффективность деятельности; опыт работы - методы продвижения товаров на рынке, отношения в системе сбыта);
• товар (стоимость, сложность, сохранность/период хранения/, частота отгрузок, объем, масса единицы, разделяемость товара, требования к техническому обслуживанию). При этом если товар требует монтажа изготовителя, то продажу следует осуществлять без посредников;
• конкуренция на рынке (характеристика - число конкурентов, их концентрация, ассортимент их товаров, потребители этих товаров; тактика - методы товародвижения, взаимоотношения в системе сбыта);
• особенности каналов товародвижения (прямой, косвенный; их характеристики - количество, функции, традиции; доступность каналов - наличие монопольных договоренностей или территориальных ограничений; юридические аспекты - действующее законодательство);
• характер рынка (горизонтальный или вертикальный, размеры, доступность). Если товар предприятия может быть продан представителям одной или нескольких отраслей, а число фирм в каждой из них невелико (т.е. рынок является вертикальным), то выгоднее всего применять прямой метод организации сбыта;
• объем сбыта на сегменте рынка. Если сбыт большой, то прямые поставки могут оказаться более эффективными;
• норма прибыли в цене товара. Если она высока, то предприятие может продавать товар через посредника;
• величина предприятия и прочность его финансового положения.
При выборе каналов сбыта продукции также следует учитывать: период времени прохождения товара до потребителя (скорость товародвижения); уровень издержек на реализацию и возможность его снижения; скорость сбыта; функции сбытовой организации, ее сильные и слабые стороны; характер взаимоотношений с производителем; традиционные или преобладающие уровни скидок для посредников. Следует иметь в виду и два таких обстоятельства: предприятие может рассчитывать на канал товародвижения лишь в тех случаях, когда тот не принадлежит конкуренту и имеет резервы сверх обязательств по отношению к другим изготовителям; посредники далеко не всегда идут на тесный контакт с поставщиками, предпочитая иметь более близкие отношения с потребителями. Важно также сопоставить все виды затрат по реализации продукции и рассмотреть варианты реализации через различные виды каналов. При этом сравнительная оценка стоимости отдельных каналов сбыта должна увязываться с перспективами роста объема продаж. Переработав это обилие информации, предприятие и должно выбрать такой канал товародвижения или комбинацию каналов, которая позволит ему в течение длительного периода времени продавать максимальное количество продукции с наименьшими затратами.
Все каналы товародвижения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней. Уровень канала товародвижения — это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю. В состав любого канала входят также производитель и конечный потребитель. При этом каждый член канала стремится обеспечить себе максимально возможные прибыли, даже в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом, и ни один из членов канала не имеет полного или достаточно полного контроля над деятельностью остальных членов. Протяженность канала характеризуется числом имеющихся в нем промежуточных уровней:
1. Канал нулевого уровня (или канал прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего свой товар непосредственно потребителям. В практике бизнеса используются три основных способа прямой продажи — торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через магазины производителя. Прямой канал. как правило, используется в случае контроля самим предприятием своей маркетинговой программы, а также при наличии следующих условий: если предприятие располагает ограниченными целевыми ресурсами; при больших объемах сбыта продукции; объем каждой поставляемой партии товара равен транзитной норме; рынок потребителей сконцентрирован на небольшой территории; рынок вертикален; товар требует необходимости монтажа и обслуживания производителем или при его содействии и консультации; имеется достаточная собственная сеть складов на рынках; товар узкоспециализирован по своему назначению, что требует тесных контактов торговых партнеров, или производится по заказам потребителей; имеет место изменение качества отдельных партий товара с целью удовлетворения потребностей потребителей; цена товара подвержена частым колебаниям и когда урегулирование каждого повышения цены с посредниками затруднено; изделие высокорентабельное, что оправдывает расходы предприятия по сбыту.
Прямые каналы товародвижения требуют больших затрат и, в частности, наличия складов. Однако предприятие-производитель часто само вынуждено рекламировать и продвигать свою продукцию на рынке, если оно действительно хочет, чтобы марка его изделия снискала доверие потребителя и его продукция охотно покупалась. Особенно это касается новой продукции — производитель должен очень часто доказывать потенциальному потребителю более высокие потребительские свойства нового товара. Сбыт продукции при прямых каналах ведется через отдел сбыта предприятия, его сбытовые филиалы или оптовые конторы, осуществляющие рекламу продукции, сбор заказов от потребителей и их размещение, организацию транзитной поставки продукции со склада предприятия или сбытового филиала.
2. Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения — агент по сбыту или брокер.
3. Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках - это оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышленного назначения - дистрибьютеры.
4. Трехуровневый канал включает в себя трех посредников: оптового торговца, мелкооптового торговца и розничного торговца.
Существуют каналы и с большим количеством уровней, но они встречаются реже. Чем больше уровней имеет канал товародвижения, тем меньше возможностей контролировать его производителю.
Производитель
Оптовик
Оптовик
Мелкоптовик
Розничный
Розничный торговец Розничный
торговец торговец
Потребитель
Рис 12.4. Типы каналов товародвижения, распределения и сбыта
При формировании каналов товародвижения предприятию следует учитывать местные возможности и условия. Так, на мелких рынках оно может организовать сбыт непосредственно розничным торговцам, на рынках покрупнее - действовать через оптовиков. В одном регионе страны предприятие предоставлять посредникам исключительные привилегии, поскольку все торговцы работают здесь именно на этих условиях, в другом — продавать свой товар через любые торговые предприятия, которые согласятся заняться им. Важно при этом сопоставить все виду затрат по сбыту продукции, рассмотреть все варианты товаров, определить долю издержек по реализации в конечной цене товара. Однако главным остается - чтобы каждый продукт реализовывался по тем каналам сбыта, где потребитель привык его искать и где с наибольшей вероятностью купит.
На основе оценки этих факторов предприятие принимает решение о типе используемого канала, руководстве каналами или о вступлении в конкретные правовые и организационные отношения с каналами, о длине и ширине канала и его интенсивности.
Определение числа посредников, используемых на каждом уровне канала, возможно, на основе одного из трех подходов:
• экстенсивное распределение, т.е. размещение и реализация изделий на любом предприятии розничной торговли, которое готово этим заниматься. Этот метод полезен для производителей простых в технологическом отношении, мелких и недорогих изделий массового спроса и товаров повседневного спроса. С его помощью предприятие выигрывает на экономии на масштабе производства, выпуская свою продукцию большими сериями и делая ее доступной для многих потребителей.
• распределение на правах исключительности – т.е. ограниченному числу дилеров предприятия предоставляется исключительные права на реализацию своих товаров в рамках их сбытовых территорий. При этом часто производитель требует, чтобы дилеры, продающие его товары, не торговали товарами конкурентов. Предоставляя исключительные права на продажу своего товара, предприятие надеется на организацию более активного сбыта, а также на возможность более полного контроля за действиями посредников в области цен, стимулирования сбыта и оказания разного рода услуг. Кроме того, такая система обычно способствует возвышению образа товара и позволяет производить на него более высокие наценки.
Исключительное дилерство выгодно обеим сторонам: производители получают в свое распоряжение более надежные торговые предприятия без необходимости вкладывать в них средства; а дистрибьютеры — постоянный источник поставок и поддержку со стороны производителя. Оно часто предполагает наличие соглашений об исключительных территориях деятельности: предприятие соглашается не поставлять свой товар другим дистрибьютерам на оговоренной территории, а покупатель со своей стороны обязуется продавать товар только в границах своей торговой зоны.
• селективное распределение. Оно представляет собой нечто среднее между экстенсивным распределением и распределением на правах исключительности. В этом случае число привлекаемых посредников больше одного и меньше общего числа готовых заняться распродажей товара, которым присваивается статус уполномоченного дилера.
Предприятию не нужно распылять свои усилия по множеству торговых точек. В табл.12.4. приведены некоторые характеристики рассмотренных методов товародвижения.
Таблица 12.2. Некоторые характеристики методов распределения товара
Основные параметры | Методы реализации | ||
исключительное распределение | селективное распределение | экстенсивное распределение | |
Образцы изделий, реализуемых с помощью метода | Автомобили | Платья и костюмы | Жевательная резинка |
Степень насыщения рынка | Ограниченная | Средняя | Высокая |
Степень контролирования сбыта | Строгий контроль | Значительный контроль | Нулевой контроль |
Издержки сбыта | Низкие | Средние | Высокие |
Поддержка дилера | Значительная | Ограниченная | Очень небольшая |
Обучение и подготовка дилера | Значительная | Ограниченная | Никакой |
Виды товаров | Специализированные изделия | Потребительские товары не повседневного спроса | Товары повседневного спроса |
Период использования продукта | Товары длительного пользования | Товары среднего срока пользования | Товары краткосрочного пользования |
Реклама продукции | Проводится | Проводится | Почти не проводится |
Оно может установить добрые деловые отношения со специально отобранными посредниками и ожидать от них усилий по сбыту на уровне выше среднего. Селективное распределение дает производителю возможность добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле и с меньшими издержками с его стороны, чем при организации экстенсивного распределения.
Из таблицы 12.4. видно, что выбор предприятием метода товародвижения продукции зависит от вида изделия и от специфики хозяйственной деятельности в данном регионе. Однако если предприятие использует экстенсивное распределение продукции, то оно вряд ли может рассчитывать на помощь оптовых или розничных торговых посредников в увеличении объема сбыта. Затем предприятию предстоит определить приемы работы с дилерами и торговыми посредниками, уточнить, как лучше их заинтересовать в сбыте продукции, научить представлять новые изделия потребителям, найти новые средства дальнейшего продвижения на рынке ранее выпускаемых изделий.
В последнее время вызов традиционным каналам товародвижения бросают так называемые маркетинговые системы. Различаются три типа таких систем: вертикальные, горизонтальные и многоканальные. Вертикальная маркетинговая система (ВМС) состоит из производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев, действующих как единая система. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо представляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их сотрудничество. ВМС возникли как средство контроля за поведением канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные цели. ВМС экономичны с точки зрения своих размеров, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий. Выделяется три основных типа вертикальных маркетинговых систем:
• корпоративные ВМС — в их рамках последовательные этапы производства и распределения находятся в едином владении,
• договорные ВМС состоят из независимых фирм, связанных договорными отношениями, и координирующих программы своей деятельности для совместного достижения большей экономии или больших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку. Договорные ВМС бывают трех типов: а) Добровольное объединение независимых розничных торговцев под эгидой оптовиков, организующих и разрабатывающих их программу повышения, обеспечивающую экономичности закупок; б) Кооперативы розничных торговцев, совместно планирующих свою рекламную деятельность; в) Организации держателей торговых привилегий – (розничных доржателей под эгидой производителя, оптовиков держателей под эгидой производителя или розничных держателей под эгидой фирмы услуг);
• управляемые ВМС, координирующие деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения благодаря размерам и мощи одного из ее участников.
Горизонтальные маркетинговые системы представляют собой объединения двух или более фирм в целях совместного освоения открывающихся маркетинговых возможностей. У каждой отдельной фирмы для этого либо не хватает капитала. технических знаний, производственных мощностей или маркетинговых ресурсов, чтобы действовать в одиночку, либо она боится рисковать, либо видит в объединении усилий с другой фирмой немалые выгоды для себя. Фирмы могут сотрудничать на временной или постоянной основе, а могут создать отдельную совместную компанию.
Многоканальные маркетинговые системы — это сочетание горизонтальных и вертикальных маркетинговых систем.
Посредников нужно постоянно мотивировать на выполнение своих обязанностей наилучшим образом. В качестве положительных методов их мотивации используются более высокие скидки рознице, сделки на льготных условиях, премии, зачеты за совместную рекламу и экспонирование товара, проведение конкурсов продавцов. В качестве отрицательных методов мотивации иногда применяются угрозы сократить скидки рознице, замедлить темпы поставок или вообще разорвать отношения. К этой группе методов следует также отнести и соглашения о принудительном ассортименте, в соответствии с которыми производители марочного товара, пользующегося особо высоким спросом продают его дилерам при условии, что те одновременно будут приобретать и все или некоторые другие товары, входящие в ассортимент. Производители должны чутко относиться к своим дилерам. Тот, кто не проявляет к посредникам должного внимания, рискует потерять их поддержку.
Поэтому более искушенные компании стремятся добиться установления со своими дистрибьютерами отношении долговременного партнерства. При этом предприятие четко определяет, чего именно он хочет от дистрибьютеров и на что они могут рассчитывать с его стороны.
Оценка деятельности участников канала должна проводиться периодически по таким показателям, как выполнение нормы сбыта (обычно производитель устанавливает такие нормы), поддержание среднего уровня товарных запасов, оперативность доставки товара потребителям, отношение к поврежденным и пропавшим товарам, сотрудничество с предприятием в осуществлении программ стимулирования сбыта и учебных программ, а также набор услуг, которые посредник должен предоставлять потребителям. При оценке показатели торговой деятельности посредников можно сравнивать друг с другом, со своими результатами за аналогичный период в этом или прошлом году. Нормой можно считать средний процентный прирост показателей по группе посредников в целом.
Желательно, чтобы между членами канала имело место сотрудничество. Производители, оптовики и розничные торговцы помогая друг другу, обеспечивают себе больше прибыли, чем каждый из них мог бы заработать по отдельности. Благодаря сотрудничеству они получают возможность острее почувствовать, лучше обслужить и полнее удовлетворить целевой рынок. С целью исключения конфликтов между фирмами, находящимися на одном или разных уровнях канала, лидеру канала необходимо разработать четкие антиконфликтные установки, соблюдение которых можно было бы обеспечить в принудительном порядке. В табл. 12.3. в обобщенном виде изложены основные цели, задачи и методы управления предприятием каналами товародвижения.
Таблица 12.3. Цель и методы управления каналами товародвижения
Задача | Метод | Цель |
Выработка у посредника чувства лояльности к изготовителю | Заключение долговременного контракта; регулярное ознакомление посредника с уровнем технического оснащения производства, с перспективами его развития; обмен специалистами; создание совета посредников и его участие в решении важных проблем; выпуск бюллетеня о работе посредников и т.д. | Устранение товаров конкурентов из ассортимента посредника; увеличение доли посредника в общем сбыте продукции предприятия; повышение доли продукции предприятия в общем товарообороте посредника |
Материальное стимулирование работы посредника | Обоснование процента комиссионного вознаграждения; премии за оперативный сбыт продукции; отчисления за стимулирование сбыта и рекламу; почетные дипломы, грамоты, памятные знаки и др. | Повышение доли оперативного сбыта, повышение доли продукции предприятия в общем товарообороте посредника |
Подготовка производственного персонала посредника и повышение его квалификации | Ознакомление с историей и современным состоянием предприятия, изучение продукции и сервиса, психологии взаимоотношений с потребителями, основ маркетинга, правил оформления отчетной документации и др. | Повышение мотивации персонала; снижение количества ошибок при составлении отчетов и других документов; повышение уровня компетенции в обслуживании потребителей конкретных изделий |
Разработка стандартов предприятия на посреднические услуги | Совместная разработка проектов стандартов: утверждение стандартов на совместном заседании совета предприятия и совета посредников; разработка эффективной системы контроля за соблюдением стандартов | Обеспечение точности и конкретности в постановке задач; регламентация деятельности посредника в области динамики объема сбыта, создания и поддержания запасов, обслуживания сегментов рынка и территорий, ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта |
Разработка системы эффективной связи с посредником | Регулярные встречи высшего руководства изготовителя и посредника; систематическая отчетность посредника о своей деятельности, включая информацию о конъюнктуре рынка, деятельности конкурентов, динамике цен | Укрепление производственных связей постоянных партнеров; повышение дисциплины посреднических услуг, гибкости действий посредника при изменении рыночной конъюнктуры и т.д. |
Разработка критериев оценки работы посредника | Разработка шкалы поощрений и штрафов; сравнительный анализ работы разных каналов сбыта; использование передовых методов сбыта продукции; анализ динамики реализации продукции; развитие сервисных услуг и т.д. | Выявление негативных тенденций в работе посредника, их предупреждение и устранение. (43, с.40) |
Для контроля эффективности каналов товародвижения можно использовать формулу общих издержек:
Д = Т + С + П + З;
где Д — сумма издержек товародвижения;
Т - транспортные расходы;
С — постоянные складские расходы;
П — переменные складские расходы;
З — стоимость заказов, не выполненных в гарантированные сроки.(95, с. 126)
Оптовая торговля
Оптовая торговля – это совокупность организаций, которые приобретают товары и перепродают их розничной торговле или организациям-потребителям. Основная задача предприятия в работе с ней - убедить использовать свою продукцию для дальнейшей перепродажи. (58, с. 102) Оптовые торговцы отличаются рядом характеристик: они мало внимания уделяют стимулированию, атмосфере и расположению своего предприятия, поскольку имеют дело с профессиональными клиентами; совершают достаточно крупные оптовые сделки; торговая зона оптовика обычно больше, чем у розничника.
Ценность оптового посредника для предприятия определяется его умением поставить продукцию быстрее, чем изготовитель; сориентировать потребителя обращаться за товаром к посреднику, а не на предприятие; проще урегулировать споры и недоразумения с потребителем; служить источником информации о рыночной конъюнктуре: снизить транспортные расходы предприятия; стать доступным источником кредита и льготных условий (рассрочки) платежа для потребителей: предоставить потребителю дополнительные услуги. Оптовики обеспечивают большую эффективность торгового процесса, так как мелкому производителю с ограниченными финансами не под силу создать и содержать организацию прямого маркетинга; эффективность деятельности оптовиков чаще оказывается выше благодаря размаху операций, большему числу деловых контактов в сфере розницы и наличию у них специальных знаний и умений; розничные торговцы, имеющие дело с широким товарным ассортиментом, нередко предпочитают закупать весь набор товаров у одного оптовика, а не по частям у разных производителей.
В последние годы росту оптовой торговли способствовали некоторые тенденции в экономике - рост массового производства на крупных предприятиях, удаленных от основных потребителей готовой продукции; увеличение числа уровней промежуточных производителей и пользователей; обострение необходимости приспосабливать товары к нуждам промежуточных и конечных пользователей с точки зрения количества, упаковки и разновидностей.
Оптовиками на практике предприятия пользуются, когда с их помощью можно более эффективно выполнить одну или несколько из следующих операций:
Сбыт и его стимулирование. Оптовики располагают торговым персоналом, который помогает производителю охватить множество мелких клиентов при сравнительно небольших затратах;
У оптовика больше деловых контактов и нередко покупатель верит ему сильнее, чем какому-то далекому производителю;
Закупки и формирование товарного ассортимента, разбивка крупных партий товаров на мелкие;
Складирование. Оптовики хранят товарные запасы, способствуя тем самым снижению соответствующих издержек поставщика и потребителя;
Транспортировка. Они обеспечивают более оперативную доставку товаров, поскольку находятся ближе к клиентам, чем производители;
Финансирование. Оптовики финансируют производителей, выдавая заказы заблаговременно и вовремя оплачивая счета;
Принятие риска,
Предоставление информации о рынке, деятельности конкурентов, их намерениях, новых товарах, динамике цен и конкурентоспособности товаров, о тенденциях на рынке и т.п.;
Услуги по управлению и консультационные услуги. Оптовик нередко помогает розничным торговцам совершенствовать их деятельность.
Продажа продукции через оптовиков может использоваться, если рынок горизонтален, т.е. имеется много потребителей в каждом секторе экономики рынок географически разбросан с низкой плотностью населения; требуются частые поставки небольших партий товара, получается большая экономия на транспортных расходах из-за поставок только одному оптовику.
Практика бизнеса выделяет следующие виды предприятий оптовой торговли.
1) Торгово-сбытовые оптовые компании. Это независимые коммерческие предприятия, приобретающие товары в собственность у производителей. Оптовики с полным циклом услуг обеспечивают передвижные магазины и предоставление продавцов, содержание всей торговой сети, предложение кредита, осуществление поставок, хранение товарных запасов и оказание содействия в области управления. Оптовики с ограниченным циклом обслуживания предоставляют своим поставщикам значительно меньше у слуг.
2) Брокеры и агенты. Они выполняют лишь ограниченное число функций и главную - содействие купле-продаже, т.е. сводят покупателей с продавцами и помогают им договориться. Брокеры нанимаются на какой-либо период времени. Они не занимаются вопросами складирования, финансирования и не несут каких-либо рисков, связанных с реализацией товаров. Агент представляет покупателя или продавца на более долговременной основе. За свои услуги они получают комиссионное вознаграждение от 2 до 6% продажной цены товара.
Использование торговых агентов целесообразно тогда, когда предприятие не имеет опыта и достаточных средств для организации собственных представительств; рынок мало изучен; требуемый послепродажный сервис незначителен; разница между продажной ценой и себестоимостью товара невелика, так, что содержание предприятием собственной сбытовой сети не оправданно. Торговые агенты заключают официальные письменные соглашения с каждым отдельным производителем или покупателем в отношении политики цен, территориальных границ деятельности, процедуры прохождения заказов, услуг по доставке товаров, выдаваемых на эти товары гарантий и размеров комиссионных ставок. Полномочные агенты по сбыту заключают с производителями договоры, получая право на сбыт всей выпускаемой производителем продукции. Агенты по закупкам обычно оформляют долговременные отношения со своими покупателями и закупают для них необходимые товары, нередко получая эти товары, проверяя их качество, организуя складирование и последующую доставку к месту назначения.
3) Оптовые отделения и конторы. Их предприятия создают с тем, чтобы держать под более жестким контролем деятельность по управлению товарными запасами, сбыту и стимулированию. Сбытовые отделения хранят товарные запасы, а сбытовые конторы их не образуют.
4) Специализированные оптовые компании. В их функции входит продажа и продвижение товаров на рынки, закупка и подбор товаров по требуемому ассортименту, бартерные контейнерные поставки, складирование, транспортировка, финансирование, принятие рисков, обеспечение требуемой информацией и услугами по менеджменту и консультированию.(36, с.69)
Разновидностью этих компаний являются дистрибьютеры — оптовые посредники продукции производственного назначения. Они имеют склады и осуществляют транспортные операции, кредитуют потребителей, осуществляют рекламу, оказывают консультационно-рекламные услуги. Использование дистрибьютеров целесообразно при разбросе рынка таким образом, что объем сбыта в каждом его сегменте недостаточен для организации прямого сбыта; необходимости быстрой поставки запчастей для ремонта или обслуживания продукции; горизонтальном рынке с большим количеством потребителей; закупке потребителями товара мелкими партиями, неудобными для складской и транспортной обработки; требуемое рынком качество товара является стандартным; ограниченности финансовых ресурсов у предприятия, не позволяющих ему содержать широкую сеть собственных сбытовых подразделений.
Основные маркетинговые решения оптовиков касаются выбора целевого рынка, формирования товарного ассортимента и комплекса услуг, ценообразования. стимулирования и выбора места размещения торгового предприятия. При принятии решения о целевом рынке оптовик может выбрать целевую группу клиентов по признакам их размеров, вида, остроты их заинтересованности в услуге или на основании прочих критериев. В рамках целевой группы он может выделить наиболее выгодных для себя клиентов, разработать для них заманчивые предложения и установить с ними более тесные отношения.
Для покрытия своих издержек оптовики обычно производят определенную наценку, при этом они, как правило, не слишком задумываются о стимулировании сбыта. Свои предприятия оптовики обычно размещают в районах с низкой арендной платой.
Розничная торговля
Розничная торговля представляет собой деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого пользования. Это конечное звено канала сбыта, в котором розничные торговцы выполняют следующие роли: Участвуют в процессе сортировки товаров, собирая ассортимент от большого числа поставщиков, и предлагают их для продажи; предоставляют информацию потребителям через рекламу, витрины и надписи, а также персонал, другим участникам каналов сбыта оказывают содействие в маркетинговых исследованиях; совершают операции с товарами — хранят товары, устанавливают на них цену и др.; завершают сделки, используя кредитную политику и предоставляя другие услуги (например, доставку).
К факторам влияющим на месторасположение торговой точки относят:
1. Автостоянки и общественный транспорт. Чем ближе они тем эффективнее бу дет проходить торговля.
3.Хорошо ли виден магазин?
4. Окружающая обстановка, она должна соответствовать его предназначению.
5. Часы работы магазинов, расположенных рядом.
6. Типы магазинов, расположенных рядом с вашей торговой точкой.
7. Наличие магазинов конкурирующих с вашим.
Практика бизнеса выделяет следующие виды предприятий розничной торговли:
1) Торговые предприятия самообслуживания, являющиеся основой торговли со скидкой и широко используются для продажи товаров повседневного спроса и некоторых товаров предварительного выбора.
2) Торговые предприятия с полным обслуживанием. Они имеют продавцов, готовых лично помочь покупателю на всех этапах процесса поиска, сравнения и выбора товара. У них большие затраты на содержание персонала и большие накладные расходы. В их номенклатуре более высокий процент товаров особого спроса и замедленного сбыта. Они более либерально подходят к практике возврата купленных товаров и использованию различных схем кредитования, Обеспечивают бесплатную доставку покупок и техническое обслуживание товаров длительного пользования на дому.
3) Специализированные магазины, предлагающие узкий ассортимент товаров значительной насыщенности. По мнению ряда специалистов, быстрее всего в будущем будет расти число узкоспециализированных магазинов (имеющих очень узкий ассортимент — 1-2 вида товара, например, рубашки мужские, сшитые на заказ), использующих преимущества сегментирования рынка и специализации товара.
В последние годы возникают предприятия специализированной и специальной торговли, ориентированные на определенные сектора потребностей: спортивные, мебельные и типа «Все для дома», «Все для ребенка», «Все для автомобиля» и т.п.
4) Универмаги предлагают несколько ассортиментных групп товаров, причем каждой группой занимается специальный отдел. Для них характерные ускоренный оборот товаров, поощрение покупателей к спокойному осмотру товаров без всякого давления на них или обязательства совершения покупки и либеральное отношение к разбору жалоб.
5) Универсамы — сравнительно крупные предприятия самообслуживания с низким уровнем издержек, невысокой степенью удельной доходности и большим объемом продаж.
6) Магазины товаров повседневного спроса. Они сравнительно невелики по размерам, работают допоздна все семь дней в неделю, находятся в непосредственной близости от жилого района и предлагают ограниченный ассортимент ходовых товаров с высокой оборачиваемостью.
7) Комбинированные универсамы, универсамы широкого профиля и торговые комплексы. Комбинированный универсам — это универсам с аптекой. Универсам широкого профиля кроме товаров обычного универсама также предлагает услуги прачечной, химчистки, мастерской по ремонту обуви, дешевого буфета. Торговый комплекс включает в себя универсам, магазин сниженных цен и розничный склад-магазин. Его ассортимент, кроме товаров универсама, включает в себя мебель, тяжелые и легкие электробытовые приборы, одежду и множество других изделий. Торговые комплексы практикуют цены со скидкой. В них основной принцип организации торговли — выкладка товаров навалом с минимальными усилиями со стороны торгового персонала. Покупателям, согласным самостоятельно забрать из магазина тяжелые бытовые приборы и мебель, предоставляется скидка.
8) Магазины сниженных цен торгуют стандартными товарами по более низким ценам за счет снижения нормы прибыли и увеличения объемов сбыта. Они предлагают меньше услуг и менее высокого качества. Настоящему магазину сниженных цен присущи пять особенностей. Он: постоянно торгует по ценам, ниже тех. что преобладают в заведениях с высокими наценками и невысокой оборачиваемостью товарных запасов; делает акцент на марочных товарах общенационального распространения, так что низкие цены вовсе не предполагают низкого качества изделий; функционирует по методу самообслуживания при минимуме удобств; обычно располагается в районе с низким уровнем арендной платы; в нем установлено простое и функциональное торговое оборудование.
9) Склады-магазины. Это лишенное всяких излишеств торговое предприятие сниженных цен с ограниченным объемом услуг, цель которого — продажа больших объемов товаров по сниженным ценам. Для них характерны громадные склады, расположенные на окраине города с низкой арендной платой; в демонстрационном зале покупатель делает свой выбор и выдает заказ продавцу. У них очень высокие издержки на поддержание товарно-материальных запасов и большие расходы на стимулирование сбыта для привлечения достаточного числа клиентов. Вместе с тем исследования зарубежных маркетологов показывают, что предложение товаров в форме груды в комбинации со снижением цен ведет к повышению сбыта до 800%.(15, с.152) В Москве модификацией этого вида розничной торговли стали так называемые оптовые рынки.
10) Магазины-демзалы торгующие по каталогам. Они используют принципы торговли по каталогам плюс принципы торговли по сниженным ценам для сбыта широкого ассортимента ходовых марочных товаров, продающихся обычно с высокой наценкой.
Специалисты предсказывают рост заочной розничной торговли, когда потребители будут заказывать товары с помощью своих бытовых компьютеров и получать покупки, не заходя в магазин. Розничная торговля с заказом товара по почте или по телефону сегодня процветает и имеет несколько форм: торговля с заказом по каталогу; прямой маркетинг (деятель прямого маркетинга иногда дает объявление в СМИ с описанием товара, который потребители могут заказать по почте или по телефону.
11) Через торговые автоматы продаются разнообразные товары, в том числе товары повседневного спроса импульсной покупки. Торговые автоматы обеспечивают круглосуточные продажи и самообслуживание. В то же время это сравнительно дорогой канал сбыта и цены в автоматах на 15-20% выше обычных.
12) Служба заказов со скидкой. Она оказывает содействие обособленным группам клиентов, обычно рабочим и служащим крупных организаций, которые производят закупки по ценам со скидкой у ряда выбранных для этой цели розничных торговцев.
13) Торговля вразнос по принципу «в каждую дверь», в каждое учреждение или по принципу устройств торговых встреч на дому. Она удовлетворяет нужды людей с точки зрения удобства и проявления внимания к личности. Однако цены продаваемых подобным образом товаров нельзя назвать низкими.
Центры торговли можно классифицировать следующим образом:
Городской центр. Преимущества центра очевидны, но и издержки но велики.
Центр населенного пункта (небольшого городка).
Центры городских районов и провинциальные центры.
Окраины городских районов.
К сожалению, у нас многие розничные торговцы либо не имеют четкого представления о своих целевых рынках, либо пытаются удовлетворить несовместимые между собой рынки, между тем торговое предприятие должно для себя иметь четкое пред