Специфика банковского маркетинга

Реализация товара и услуг - главный этап деятельности любого делового экономического предприятия. Основной целью своей деятельности банк ставит привлечение клиентуры, расширение сферы сбыта своих услуг, завоевание рынка и, в итоге, увеличение получаемой прибыли.

В современных условиях резко усиливающейся конкуренции на финансовых рынках и меняющихся отношениях между банком и клиентурой резко возросла роль маркетинга, как философии и стратегии банка, требующих тщательной предварительной проработки и анализа, активной работы многих подразделений банка, начиная с высших руководителей и кончая низовыми звеньями, совершенствования техники продаж, умения банковского персонала предлагать клиенту полный набор банковских продуктов, разрабатывать новые продукты с хорошим стайлингом и удобством для потребителя. Вместе с тем банки, отказываясь от принудительного навязывания услуг, акцентируют свое внимание на максимальном удовлетворении нужд клиента.

Маркетинговая стратегия предполагает ориентацию банка не на свой продукт как таковой, а на реальные потребности клиента, становления банковского служащего продавцом финансовых услуг. Если раньше банк предлагал вкладчикам и заемщикам стандартный набор банковских услуг, то сегодня он должен разрабатывать новые виды услуг, ориентированных на конкретные сегменты рынка - крупные, средние и малые предприятия, отдельные категории физических лиц (дети, студенты и молодежь, взрослые и пенсионеры и т.п.). При этом в центре внимания банка всегда должны оставаться реальные потребности клиентуры. При отсутствии реального спроса на отдельные продукты их не следует предлагать, а тем более навязывать потребителям (подобная практика может дать лишь временный эффект, привести к увеличению оборотов банка, но в итоге банк проиграет и потеряет клиентов). Именно поэтому усилия банка должны ориентироваться на удовлетворение действительных, а не вымышленных потребностей, на сохранение и расширение клиентуры.

Сегодня охват населения банковскими операциями весьма высок: например, за рубежом до 80% домашних хозяйств уже являются клиентами банков, имеют текущие и сберегательные счета, кредитные карточки и др. Поэтому банки делают упор на предложение новых видов услуг имеющимся клиентам, которые обращаются для совершения одного вида операций, а им предлагают удобные дополняющие или смежные виды услуг. Подобный метод перекрестной продажи (cross-selling) активно применяется в практике банковского маркетинга. При этом банк не должен забывать и о затратах, которые банк понесет в результате разработки и продвижения на рынок новых продуктов, а также о рентабельности банка в целом. Оперируя дорогостоящими ресурсами, их необходимо направлять в самые прибыльные сегменты рынка, где высок спрос и низки издержки по оказанию услуг.

Целевые рынки и сегментация. Определенные виды услуг обычно необходимы и выгодны определенным группам клиентов, для других групп они могут быть бесполезными или слишком дорогими в данный момент времени. Группа клиентов, подходящая для данного вида услуги, образует целевой рынок. Клиент банка может быть частью нескольких целевых рынков, оказывающих различные виды услуг, и выявить это должны работники маркетингового отдела банка.

Выделяют два типа маркетинговой стратегии, связанной с поиском целевых рынков среди множества клиентов банков: а) продуктовый метод, когда выбирается определенный вид услуг и на базе информации о клиентах банка определяется круг потенциальных клиентов, нуждающихся в ней (так как все клиенты имеют разные вкусы и потребности, то под них необходимо адаптировать и маркетинговую стратегию, применяя метод сегментации рынка); б) перекрестный метод, когда при совершении какой-либо операции банк предлагает клиенту новые или дополнительные услуги.

Сегментация позволяет: а) более четко очертить целевой рынок по критерию потребностей клиентов; б) оценить преимущества или недостатки самого банка в конкуренции за освоение и захват рынка; в) четко сформулировать цели и осуществить прогноз успешности проведения маркетинговой программы. Условия сегментации состоят в следующем: сегмент должен быть достаточно крупным, чтобы компенсировать издержки на проведение кампании по продвижению новых банковских продуктов на рынок; реакция на действия банка потенциальных клиентов данного сегмента должна существенно отличаться от реакции клиентов других сегментов. Сегментация может быть территориальной (регионы, города, районы), социально-демографической (возрастная и половая дифференциация, семейный статус клиентов, их образование), экономической (наличие постоянной устойчивой работы, их доходы, положение и престиж в обществе), что имеет свои особенности. В каждом конкретном случае возникают свои специфические потребности, связанные с определенными финансовыми операциями. В целом сегментация помогает банку выявить новые перспективные сферы деятельности на рынке финансовых услуг и направить ресурсы банка в наиболее рентабельные операции.

Маркетинг финансовых услуг среди деловых фирм специфичен, имеет более индивидуальный подход (маркетинг «по мерке»), но здесь сегментация потенциальных клиентов как предварительного этапа планирования тоже полезна и часто необходима.

Таблица 14.1. Главные моменты в деятельности деловых фирм и банковские продукты

Основные ситуации Потенциальные виды банковского обслуживания
Организация нового филиала фирмы Стартовая банковская ссуда  
Расширение сбытовой сети Аренда помещений, транспорта и др.; кредитные карточки для расчетов с розничными торговцами
Расширение производства товаров Финансирование инвестиций в основные средства (здания, оборудование, машины и др.)
Смена выпускаемой продукции Ссуды на приобретение новых машин и оборудования; деловые консультации; франчайзинг
Начало экспортных операций   Консультации по внешнеэкономической деятельности; кредиты по экспорту; помощь в организации переговоров с зарубежными партнерами, фирмами, инкассирование денежных документов, аккредитивы и др.
Расширение штата   Открытие новых депозитных счетов; денежные расчеты; страхование; пенсионное обслуживание
Приобретение другой фирмы Консультирование; финансирование операций по покупке и регистрации акций и т.п.
Перевод предприятия в иное здание Ссуды на покупку недвижимости, аренда  
Перевод служащих на более высокие должности Трастовые услуги; консультирование по вопросам покупки ценных бумаг, потребительские кредиты, кредитные линии и др.

Важной частью маркетинговой программы является реклама (института, комплекса банковских услуг, реклама конкретного продукта) и продвижение банковских продуктов. Рекламная кампания, проводимая главной конторой банка с использованием газет, телевидения, радио и других средств массовых коммуникаций, направлена на создание и поддержание банковского имиджа, имени и образа банка, на освещение и пропаганду новых видов услуг, на разъяснение широкой публике преимуществ и отличий данного банка в сравнении с другими банками конкурентами. Суть рекламы заключается в демонстрации потенциальному клиенту тех выгод и преимуществ, которые он получит, доверив обслуживание данному банку. При этом следует учитывать соотношение между стоимостью рекламы, объемом и эффективностью восприятия ее аудиторией (телевидение имеет самую широкую аудиторию, но и очень высокую плату за рекламу; газетная реклама дешевле, но и круг потенциальных клиентов меньше и т.д.). В целом при выборе коммуникационных средств необходимо учитывать целевой рынок, на который ориентируется реклама.

Важную роль в маркетинговых программах имеют дочерние отделения и филиалы банков. Если раньше управляющие отделениями и филиалов не считали себя продавцами банковских продуктов, то в последнее время ситуация изменилась. Сегодня многие банки намеренно назначают управляющими отделениями и филиалами специалистов по маркетингу с целью организации продвижения банковских услуг и расширить экспансию банка в определенном районе, городе, регионе.

Банкир-маркетолог может более точно: а) определить, кто в данной местности использует конкретный вид услуг; б) какие услуги более популярны и какие нет; в) очертить круг потенциальных клиентов целевого рынка; г) оценить достоинства и недостатки своего отделения и филиала, сопоставить их с намерением развивать определенные операции и с позициями конкурентов, - что в целом очень важно для выбора целевых клиентов отделения или филиала банка.

Обращение к клиентам в ходе маркетинговой кампании должно быть составлено в привлекательной форме, содержать правдивую и точную информацию и побуждать к ответным действиям. При составлении плана действий следует решить, к кому обращаться с рекламой и каковой должна быть форма этого обращения; когда, где и как вступить в контакт с клиентом банка.

Обычно управляющий отделением банка может использовать следующие виды коммуникаций: а) связь с местными общественными организациями, клубами, церквями, школами, профсоюзами и др.; б) предоставление помещений банка для организации выставок, концертов, презентаций (во внерабочее время), показ видеофильмов о банковской работе, организация экскурсий в банк с целью налаживания контактов населения района с персоналом банка; в) использование для рекламы уличных витрин банковских офисов, а также установка информационных рекламных стендов; г) предоставление сведений о новых банковских продуктах и услугах в ходе обычных контактов с клиентами, при рассылках ежемесячных выписок со счетов, гарантийных чековых карточек; д) объявление в местных газетах и по радио или использование специальных вкладышей о банковских услугах.

При планировании рекламной кампании необходимо подсчитать стоимость проводимых мероприятий и при необходимости осуществлять корректировку их с учетом бюджетных ограничений банка. Очень важно также в процессе кампании внимательно анализировать успешность продвижения продукта и принимать дополнительные меры по повышению эффективности информационных контактов.

Типичной ситуацией для западноевропейских банков является наличие небольшой группы крупных банков с разветвленной сетью отделений и филиалов по всей стране. Например, в Германии 6 крупных коммерческих банков располагают сетью свыше 3,1 тыс. отделений, а количество филиалов всех банковских институтов, включая сберегательные банки и кредитные кооперативы, насчитывает около 40 тыс. Крупные и разветвленные филиальные сети имеются во Франции, Канаде, Японии и других странах. Особняком от них стоит банковская система США, для которой традиционный сепаратизм и боязнь монополизма, образования «денежного траста»обусловливает ограничение права банков открывать отделения. Одними штатами разрешается открытие филиалов только в пределах города (пригорода), где находится главная контора банка, другими —только на своей территории, третьими вообще запрещается открытие отделений. Ни один банк не может открыть отделения за пределами своего штата. В силу этого в США отсутствуют общенациональные филиальные сети, и существующие системы отделений крупных банков носят локальный характер. Тем не менее к 1988 г. за счет децентрализации производства, массового перемещения населения в пригороды, развития автомобильных дорог, загородных торговых центров и др. филиальная сеть США насчитывала свыше 50 тыс. отделений.

Хотя развитие децентрализованной системы банковских отделений —процесс сложный и дорогостоящий, но он дает банку ощутимые преимущества, обеспечивает диверсификацию операций за счет охвата больших территорий, облегчает маневрирование ресурсами, снижает издержки за счет расширения масштабов производства, увеличивает возможности получения большей прибыли. К отрицательным моментам можно отнести рост монополистических процессов, снижение качества персонального обслуживания клиентов, излишняя стандартизация операций и др.

Контроль за работой отделений также представляет серьезную проблему для банка. Он может быть любым, начиная от жесткого, централизованного, и кончая гибким, децентрализованным, при большой самостоятельности низовых звеньев, когда отделения могут принимать самостоятельные решения, полностью отвечать за эффективность своей работы. В первом случае большинство решений по вопросам оперативного управления принимается главной конторой, причем это касается как конкретных кредитных или инвестиционных решений, так и найма и увольнения сотрудников, продвижения их на более высокие должности, повышения заработной платы, покупки оборудования и инвентаря для офиса, а также проведения внутренних ревизий, определения размера ставок, комиссии по операциям и др. Из анализа особенностей централизованной и децентрализованной моделей управления, то можно выделить следующие достоинства и недостатки:

1) достоинства централизованной модели управления филиальной сетью банка:

а) возможность использования наиболее компетентных и квалифицированных экспертов для решения вопросов, возникающих в работе и конфликтных ситуациях отделений;

б) обеспечение максимального контроля и единообразия проведения операций, единство целей, контроль над ссудами, размерами ставок по операциям и др.;

в) экономия издержек при централизованной обработке документации, осуществлении расчетов;

г) более эффективное планирование и координация действий отделений и филиалов;

2) н едостатки централизованной модели управления филиальной сетью банка:

а) снижение возможности подготовки и воспитания энергичных и компетентных менеджеров в отделениях из-за отсутствия права принимать решения на местах, ограничения их самостоятельности и др. (с другой стороны, может это и хорошо при недостатке специальных знаний и при морально-нравственных отклонениях лиц, принимающих решения);

б) временная задержка в оперативном принятии решений и соответственно потеря выгодных клиентов (из-за необходимости согласования вопросов, затрат времени для подготовки отчетов для главного офиса);

в) снижение внимания к клиентуре, ухудшение качества персонального обслуживания в отделениях и снижение эффективности работы руководящего звена в главной конторе из-за постоянного его отвлечения на решение оперативных вопросов филиальной сети.

3) достоинства и недостатки децентрализованных моделей управления банком являются, по сути, зеркальным отображением перечисленных выше свойств централизованной модели управления:

а) достоинство их проявляется в возможности: роста и появления менеджеров экстракласса, принятия более реалистических решений, основанных на знании местной специфики, качества обслуживания клиентуры, высвобождения высших руководителей банка для решения стратегических перспектив и маркетинга персонала в целом;

б) недостатки обусловливаются ростом вероятности ошибок, утраты части контроля и помощи специалистов главной конторы, рост операционных издержек, локальная замкнутость, развитие местничества, недостаточная заинтересованность и осведомленность о делах банка и др.

В целом выбор конкретной формы банковской организации обусловливается множеством факторов - стратегическими задачами банка, его отношением к розничному обслуживанию, общей философией и культурой управления, принятой в банке. Немало случаев, когда руководство банка не стремится (или не может) максимизировать все потенциальные возможности, заложенные в филиальной сети, рассматривая ее лишь как средство привлечения депозитов из различных регионов. В этом случае возможности децентрализованного принципа ограничиваются, преобладает жесткий контроль центра над работой отделений и филиалов, происходит отвлечение ресурсов в главную контору и сосредоточение в ней большей части активных операций.

Мировой опыт показал неэффективность подхода, основанного на рассмотрении отделений как каналов сбора депозитов, и тенденция развития банков идет в направлении передачи многих важных функций на низовой уровень и повышения самостоятельности и ответственности в принятии качественных решений отделениями банка.

При децентрализованной модели управления модели управления филиальной сетью банка необходимо реализовать ряд следующих принципов, обусловливающих повышение эффективности работы:

1. Введение полной ответственности отделения за конечные результаты работы (руководство отделения имеет право на ошибки и несение убытков; хотя для филиалов и устанавливаются лимиты выдачи кредитов, решающее слово в определении ссудной политики должно оставаться за ними).

2. Сохранение определенного централизма руководством банка в отношении выбора видов предоставляемых ссуд, правил обеспечения кредитов, предельной величины ставок по депозитам и кредитам при тесном привлечении руководства отделений к планированию операций и перспектив развития в деятельности банка.

3. Исключение специальных «контролеров» за кредитной политикой отделений, но каждое отделение имеет одного общего менеджера-куратора в центральном аппарате банка, знакомого со всей работой конкретного отделения и всеми его операциями.

4. Оценивание работы руководства отделения по конечным итогам деятельности, обусловливающим оплату труда персонала отделений (подобная привязка возможна при относительно полной свободе принятия решений; при ограничении этой свободы подобная форма регулирования оплаты труда становится проблематичной).

5. Организационная структура банка и степень децентрализации его операций должна определяться прежде всего практической необходимостью и целесообразностью. Например, если у банка имеется всего 2—3 отделения, то экономически целесообразно осуществлять централизованный контроль. На необходимость изменения структуры контроля могут указывать следующие сигналы: а) частое задерживание принимаемых решений из-за интеллектуальной перегрузки аппарата управления в главной конторе банка; б) возникновение информационного разрыва между правлением и отделениями; в) отсутствие достаточного числа квалифицированных менеджеров. По мере роста масштабов операций и сети отделений децентрализация управления становится актуальной проблемой.

Хотя масштабы и сложность задач, стоящих перед банковским делом в России, несоизмеримы с масштабами отдельных западноевропейских стран, но в качестве примера применительно к нашим крупнейшим региональным банкам можно проследить опыт деятельности упоминавшегося ранее коммерческого банка Австрии «Кредитанштальт-банк», имеющего разветвленную филиальную сеть из 200 отделений по всей территории страны. На протяжении долгого времени этим банком применялась централизованная модель управления, при этом процесс принятия решений в банке являлся чрезмерно забюрократизированным, и по каждому вопросу требовалось согласование на 3—5 уровнях управления. В условиях жесткой конкуренции за долю кредитного рынка принятый стиль управления стал приводить к значительным потерям, утрате конкурентных преимуществ.

Поэтому в 1987-88гг. банком проводится реорганизация структуры управления с целью повышения самостоятельности низовых звеньев, роста их инициативности и ответветственности: реструктурировано правление банка, его главная контора, создано 18 региональных управлений с наделением их большими полномочиями в отношении операций и контроля, с подчинением каждому из них группы региональных отделений. В типовом (среднем) отделении этого банка персоналом из 18 чел. (2 руководителя, 6—7 продавцов услуг, 1—2 специалиста (например, по операциям с ценными бумагами, 2—3 секретаря, 2—3 бухгалтера, 2 кассира), ведется около 2500 текущих счетов индивидуальных вкладчиков и 300 счетов фирм. Площадь помещения отделения —300 м2, из техники имеется 12 мониторов для осуществления операций, по одному факсу, ксероксу, принтеру для выписок со счетов, банковскому автомату (АТМ), 1—3 центра клиентского обслуживания, представляющих новое слово в стратегии ориентации на клиента для своевременного удовлетворения его запросов.

К этим центрам прикреплены целевые группы клиентов, и все услуги они оформляют у одного сотрудника отделения банка.

В главной конторе создан ряд новых отделов и управлений: отделы обслуживания (маркетинга, юридический, налоговой службы, аудита, карового обеспечения), планирования услуг (разработка новых видов услуг и предложение их отделу продаж), контроля (составление бюджета на будущий год и обеспечение прибыли и покрытия расходов), продаж (отбор новых видов услуг и передача их для освоения региональным управлениям и отделениям).

В новой структуре вводится элемент конкуренции во взаимоотношениях отделов: например, отдел планирования услуг заинтересован в запуске новых видов и предлагает их отделу продаж, специалисты которого могут обосновать, что услуга дорога и неэффективна; тогда отделы вступают в конфликт, аппелируя к руководству и выходя прямо на правление. Таким образом, в конкуренции участвуют лишь верхи, но отделения напрямую не участвуют в спорах и конфликтах. Роль арбитра выполняет обычно отдел контроля.

Региональные центры также играют важную роль, оценивая практическую целесообразность внедрения услуг, отказываясь или способствуя их распространению, ускоряя процессы принятия решений и повышая их качество. Но региональные центры обычно не довольны степенью свободы и конкурируют за еще большую самостоятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: