Социальная политика государства. Система социальной защиты в Исламе

Целью является раскрытие одной из важнейших тем исламской экономики – достижение социальной справедливости в обществе.

Вопросы

1. Сущность социальной политики, ее направления и функции

2. Политика государства по регулированию доходов населения

3. Система социальной защиты в Исламе.

1. Сущность социальной политики, ее направления и функции

Под социальной политикой понимается комплекс мер, предпринимаемых государством, по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, повышению уровня жизни населения, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе.

Учитывая то, что решение задач социальной политики зависит от состояния общественного производства, основной целью государственной социальной политики является обеспечение необходимых темпов экономического роста. Прогрессивная социальная политика всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.

Конечной целью развития общественного производства является удовлетворение потребностей людей, а задачей социальной политики выступает обеспечение условий, создание механизмов для наиболее рационального и всеобъемлющего обеспечения этих потребностей за счет созданных обществом в данный момент благ. Социальная политика в первую очередь нацелена на поддержку следующих категорий лиц: временно неработающие, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и т.д.) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды.

Важным направлением социальной политики государства выступает обеспечение условий для нормальной занятости населения. Каждый способный к труду член общества должен иметь потенциальную возможность трудиться. Для этого необходимо не только создавать рабочие места, но и развивать образование, здравоохранение, организовывать систему подготовки и переподготовки работников.

Социальная политика базируется на ряде принципов, среди которых в качестве первоочередных следует назвать обеспечение ресурсного потенциала для проведения социальной политики. Его реализация осуществляется по двум направлениям: с одной стороны, обеспечиваются условия для развития общественного производства, создающего ресурсный потенциал для осуществления социальной политики; с другой стороны, проводится комплекс мер по развитию самого человека: росту образования, повышению квалификации работников, созданию условий для здорового образа жизни.

Следующим принципом можно назвать принцип всеобщности социальной политики. Он предполагает охват социальными мероприятиями всех социально-демографических слоев и групп населения.

Наконец, необходимо указать на такой принцип, как гибкость самой системы социальных гарантий. Она должна чутко реагировать на происходящие изменения в экономической и социальной сферах развития общества. Это особенно важно для условий переходной экономики, где неизбежны кризисные явления, инфляция, рост безработицы и как следствие - резкое падение уровня жизни и социальные потрясения в обществе.

Функции социальной политики. Можно назвать множество функций, но в качестве основополагающих следует выделить такие:

- формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества;

- стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников;

- обеспечение социальной защищенности всех членов общества;

- согласование личных, коллективных и общественных интересов;

- учет доли каждого работника в создании и распределении общественных благ;

- развитие социальной инфраструктуры общества.

Формирование рациональной структуры доходов и потребностей общества предполагает разработку цели развития общества на определенный период времени; создание целевых комплексных программ, направленных на ее реализацию; формирование объема и структуры потребностей общества на определенный период, с тем чтобы заложить их в обозначаемую цель развития производства.

Стимулирование мотивационных принципов активизации трудовой деятельности работников направлено на побуждение работников к росту производства, обеспечению ресурсного потенциала проведения активной социальной политики государства. Все источники доходов, размер и направления поступлений и расходования налогов, социальных отчислений должны быть прозрачными, понятными каждому работнику и потребителю общественных благ.

Обеспечение социальной защищенности всех членов общества предполагает повсеместную реализацию принципа всеобщности социальной политики, при этом размер социальных услуг должен решить главную задачу - обеспечение прожиточного минимума всему населению. Остающаяся часть дохода общества должна дифференцироваться в зависимости от трудового вклада и размера собственности. В развитых рыночных экономиках эти принципы гарантируются соответствующими правовыми нормами и государственными службами и учреждениями.

Согласование личных, коллективных и общественных интересов учитывает прежде всего не первоочередность решения тех или иных интересов, как это предполагалось социализмом, а участие всех субъектов хозяйствования в их реализации. Степень такого участия определяется каждой национальной экономикой отдельно. Так, американская рыночная модель предусматривает наибольшую активность домохозяев в решении своих не только экономических, но и социальных проблем. Японская модель рынка в решение социальных проблем активно включает фирмы. Здесь действует принцип корпоративизма. Для шведской модели типичен приоритет государства в налаживании социального партнерства и обеспечении социальных гарантий. Что касается модели китайского рыночного социализма, здесь активно сотрудничают общественный и коллективный интересы, а через них оказывается содействие работникам в решении социальных проблем.

Развитие социальной инфраструктуры общества обеспечивает создание и динамику движения социальной базы общества. Приоритетную позицию здесь занимают создание условий для воспроизводства рабочей силы, а значит, развитие системы здравоохранения, культуры, образования, спорта и туризма, строительство и эксплуатация жилого фонда, сферы услуг и т.д.

2. Политика государства по регулированию доходов населения

Регулирование доходов населения требует предварительно изучения их распределения. В социально-экономическом смысле доходы населения представляют собой совокупность денежных средств, социальных выплат и льгот, получаемых работником и членами его семьи в виде компенсаций за труд, пенсий, пособий, дивидендов, процентов, а также поступлений от занятий бизнесом. Конечно, любое общество ставит своею целью создание условий для жизнедеятельности людей, обеспечение нормального уровня жизни. Если речь вести об уровне жизни, то его можно характеризовать как степень обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами для удовлетворения его потребностей. Поскольку потребности членов общества различны, разным будет и уровень жизни разных слоев населения. Уровень жизни имеет социальный и экономический смысл. В экономическом смысле уровень жизни характеризует обеспечение населения материальными благами и услугами. Важнейшим показателем здесь может служить производство ВНП или НД на душу населения. Конечно, это будет усредненный показатель.

Социальный аспект уровня жизни характеризуется тем, сколько государство расходует средств на образование, культуру, здравоохранение, просвещение, каков в стране уровень пенсионного обеспечения, как поставлена социальная защита населения от бедности, как вообще строится в стране политика доходов и т.д. Социальная сторона уровня жизни просматривается также в том, какую политику проводит государство по отношению к различным слоям населения: осуществляет уравнительное распределение или дифференцирует поступление доходов. Причины неравенства доходов в обществе множество, но основными из них можно назвать следующие: различия в способностях, образовании и профессиональной подготовке, сложность и непривлекательность работы, владение собственностью, господство на рынке (для предпринимателей), удача, личные связи, среда.

Проанализировав процесс формирования доходов различных групп населения США за весьма продолжительный период (несколько десятилетий), Лоренц выявил ряд закономерностей, смог графически выразить тенденцию в движении неравенства доходов. Построим на графике кривую Лоренца (рис. 1).

Рис. 1. Кривая Лоренца

Теоретическая возможность абсолютного равенства в распределении доходов представлена биссектрисой, выходящей из угла 0. Точки а, b, с, d... обозначают величины доходов семей, a проведенная через них кривая и представляет собой кривую Лоренца. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Если бы распределение доходов было абсолютно равным, тогда кривая совпала бы с биссектрисой. Абсолютное неравенство обозначается пунктом в точке f, в таком случае кривая переходит в систему координат. Практическая значимость кривой Лоренца состоит в том, что принцип построения кривой может быть использован для анализа и сравнения доходов населения страны, региона, населенного пункта в различные периоды времени; с помощью этой кривой можно сравнивать доходы населения различных стран, можно сопоставлять доходы и выявлять неравенство распределения между различными слоями населения. В последующем это можно использовать в реализации экономической политики государства.

Неравенство в распределении доходов вычисляется посредством так называемого коэффициента Джини, когда площадь заштрихованной фигуры соотносят с площадью треугольника АВС. Чем сильнее отклонение кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джини и тем больше степень экономического и социального неравенства в обществе. Для наиболее развитых рыночных стран коэффициент Джини составляет значение 0,27-0,33.

Показателем дифференциации доходов может служить также децильный коэффициент. Для его расчета берется усредненный показатель для 10% наиболее высокооплачиваемой категории работников и такой же усредненный показатель для 10% наименее обеспеченных работников. Их соотношение дает децильный коэффициент.

Понятие бедности. Следствием неравенства в распределении является бедность. Бедность не поддается точному определению, хотя имеет и социальное, и экономическое звучание. Часто о бедности судят по чисто внешним признакам: много нищих на улице, бедно одеты люди, неуютно в местах общественного пользования, не чистятся мостовые и т.д. С этим может мириться только бедное государство.

Бедность имеет и чисто экономическое звучание. В широком смысле этого слова о бедности можно говорить, если основные потребности семьи превышают имеющиеся у нее средства для их удовлетворения. Средства семьи формируются за счет текущих доходов, имеющихся сбережений, трансфертных платежей, собственности и т.д. Что касается потребностей семьи, то они обусловливаются множеством факторов, среди которых следует выделить ее размер, здоровье, возраст членов семьи, число трудоспособных, принадлежность к той или иной социальной группе населения и т.п.

Понятие бедности относительно. То, что для условий США, Японии, Норвегии, Швеции и т.д. означает жить в бедности, для развивающихся стран может казаться благом. В одной и той же стране состояние бедности также неоднозначно. В период экономического спада восприятие бедности одно, а в период подъема производства - другое.

Прожиточный минимум определяется размером дохода, позволяющим удовлетворить минимум потребительских запросов средней семьи. Размер прожиточного минимума подвижен и зависит главным образом от состояния экономики и политики государства в области распределения доходов.

Государства экономически развитых стран разрабатывают и осуществляют комплекс мер по регулированию доходов населения. Борьба с бедностью стоит в центре этой деятельности, она связана со значительными денежными издержками. Здесь обычно выделяются два аспекта работы: с одной стороны, проводятся мероприятия по социальному страхованию населения в связи с уходом на пенсию. К этому разделу помощи относятся и пособия по безработице, ибо они также вычитаются из заработка работника и затем возвращаются ему как заработанные ранее деньги.

С другой стороны, выступают программы государственной помощи или благотворительные программы, в соответствии с которыми пособия предоставляются тем, кто не может заработать эти средства сам по тем или иным причинам. Программы эти финансируются за счет средств, аккумулируемых государством в виде налогов с населения, хотя они называются государственными благотворительными программами.

Кроме названных средств регулирования доходов и борьбы с бедностью, разрабатываются еще специальные программы государственной помощи. Они касаются лиц, которые не могут работать: престарелых, инвалидов с детства, нетрудоспособных. Подобные программы имеют целью установить некий минимальный уровень дохода для указанных лиц, с тем чтобы они были относительно независимы от семей, родственников и близких в плане жизнеобеспечения.

Большинство цивилизованных стран используют также систему помощи неполным семьям с детьми. Цель подобных программ - оказание помощи сиротам, семьям, в которых дети не имеют финансовой поддержки одного из родителей вследствие их смерти, гибели, потери трудоспособности, развода или ухода из семьи.

3. Система социальной защиты в Исламе.

Каждый мусульманин убеждён, что наш Аллах, Создающий блага и Наделяющий ими Свои создания (ар-Раззаак); Ниспосылающий щедрый удел (аль-Басит); Щедрый (аль-Карим) - Тот, у Кого не уменьшаются блага; Дарующий (аль-Вахаб) - Тот, у кого блага в изобилии. Зная эти атрибуты, мусульмане понимают, что Аллах даровал столько ресурсов, сколько необходимо для каждого живого существа. Об этом говорится в Коране:

«Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (11:6)

Однако на сегодняшний день, несмотря на значительные достижения человеческой цивилизации в сфере науки и техники, которые позволяют наиболее эффективным образом производить материальные блага, до сих пор существует огромное количество людей, живущих предельно бедно. По данным Всемирного банка в мире более 3 миллиардов людей, которые живут за чертой бедности.

Каждый день на Земле около 24 000 человек умирают от голода и от различных заболеваний, вызванных длительным голоданием. 75% из этого количества - это дети в возрасте до 5 лет. В слаборазвитых странах в возрасте до 5 лет умирает в итоге каждый десятый ребенок. При этом неурожаи и военные действия являются причиной голодной смерти населения всего лишь на 10%, а большая часть смертей вызвана постоянным недоеданием. Почти 800 миллионов человек на Земле постоянно страдают от недоедания и голода.

При этом по оценкам Всемирной Организации Здравоохранения, каждый десятый взрослый человек на земле страдает ожирением. В 2010 году на долю 1/6 части населения Земли приходилось примерно 80% мирового дохода. Эту 1/6-ю часть составляют жители Европы, Северной Америки и Японии. На долю же другой 1/6 населения приходится всего 2% мирового дохода, а это значит меньше, чем 1$ в день на человека. Именно эти люди и живут за чертой бедности.

Приняв в качестве парадигмы убеждение, что имеющиеся ресурсы не являются достаточными для удовлетворения человеческих потребностей, современное общество развивается по модели, при которой удовлетворение потребностей одних достигается за счёт обделения в этом других. Люди день ото дня увеличивают уровень производства материальных благ, но количество обделённых людей только увеличивается. В связи с этим приходит всё большая убеждённость в истинности приведённых выше аятов Священного Корана и понимание необходимости возврата к руководству Аллаха.

Призыв Ислама к братству, социальной и экономической справедливости несовместим со значительным неравенством в распределении доходов в обществе. Т.к. все ресурсы в мире предназначены Аллахом для всех людей «Он – тот, который сотворил вам все, что на земле…» (Коран 2, 29), то нет причин, по которым ресурсы и богатство оставались бы сосредоточенными в руках нескольких людей. Каждому человеку гарантирован минимальный стандарт жизни в соответствии с достоинством человека, как наместника (халифа) Аллаха на земле (Коран 2, 30). В сборнике хадисов Бухари приводится хадис, в соответствие с которым пророк Мухаммед (с.г.в.) утверждал, что не может являться истинным мусульманином тот, кто кушает досыта, когда его сосед голоден. Это важно даже в условиях отсутствия голода.

Но в условиях голода требование об уравнительном распределении благ между членами человеческого общества становится особенно важным.

В хадисе №1045 Бухари говорится: «Однажды, когда мы с некоторыми жителями Ирака находились в Медине, выдался голодный год, и Ибн аз-Зубайр снабжал нас финиками, что же касается Ибн Умара, то будет доволен Аллах ими обоими, то проходя мимо нас, он говорил: «Поистине, посланник Аллаха (с.г.в.) запрещал брать по два финика сразу, если только (любой) из вас не спросит на это разрешение у своего брата».

В хадисе № 1056 Бухари приводится следующее: Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк (с.г.в.) сказал: «Поистине, когда у аш¢гаритов (йеменское племя) возникали затруднения с едой во время военного похода или когда им не хватало еды для детей в городе, они складывали все, что у них было на один кусок ткани, а потом поровну делили (собранное) между собой (, отмеряя каждому его долю) одним и тем же сосудом. Они такие же как я, а я такой же как они».

Т.е. здесь мы видим пример совместного выживания членов сообщества. Правильным будет не попытка выжить поодиночке, а именно выживание сообща, даже если при этом кто-то пожертвует для нужд сообщества (выложит на общий кусок ткани) значительно большую долю для выживания других членов сообщества, чем потом с нее возьмет.

При этом члены сообщества не должны пытаться устанавливать жесткие параметры распределения имущества для всех ситуаций (и для периода материального благополучия и для периода недостаточности средств для обеспечения простого выживания членов общества). Именно экономическая ситуация, а не догматические установки обуславливает параметры распределения в обществе. Пророк (с.г.в.) предписывал быть гибкими в этих вопросах (хадис №1550 Бухари): «(Однажды) пророк (с.г.в.) сказал: «Пусть в доме у того из вас, кто принес жертву, через три (дня) ни в коем случае ничего не останется!» На следующий год (люди) спросили: «О посланник Аллаха, (следует) ли нам поступить также, как и в прошлом году? – и (на этот раз) он сказал: «Ешьте, кормите и запасайтесь, ибо, поистине, (прошлый) год был для людей тяжелым, и я хотел, чтобы вы помогли нуждающимся».

Таким образом, устойчивое материальное положение человека и общества вне зависимости от изменение экономической ситуации ставилось пророком (с.г.в.) в качестве одного из приоритетов. Кроме параметров перераспределения общественного продукта между членами общества им предлагалось создание различных страховых запасов и фондов.

Пророк (с.г.в.) показал пример создания страхового запаса продуктов питания в рамках каждой семьи. Сообщается в хадисе №1512 Бухари: «Передают со слов Умара (бин аль-Хаттаба), да будет доволен им Аллах, что обычно пророк (с.г.в.) продавал (урожай с финиковых) пальм (, ранее принадлежавших племени) бану аль-надир, и делал для своей семьи запас, которого хватало на год».

О необходимости создания людьми страховых запасов на случаи болезни или смерти свидетельствуют слова пророка (с.г.в) в хадисе №1709 Бухари: «… и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни – (то, что пригодится) для твоей смерти». В современных обществах, реализующих принципы, заложенные данным хадисом, создаются фонды (аналогичные, к примеру, фондам социального страхования, существующим во многих развитых государствах, предназначенных для аккумулирования средств здоровых работников, выплачиваемых им в случае их болезни).

Мусульманские ученые единодушны во мнении, что обязанностью всего исламского общества и богатых в нем в особенности является забота об основных нуждах бедных. «И в достоянии их есть доля для просящего и лишенного» (Коран 51:19). При любом случае более обеспеченные члены мусульманского сообщества должны поддерживать нуждающихся членов общества.

В хадисах Бухари приводится пример практики Пророка (с.г.в) заботы о неимущих мусульманах. Под навесом мечети жили бедные сподвижники пророка (с.г.в.), которые не имели ни средств, ни родственников в Медине (всего известны имена 93 человек, живших под навесом в разное время, но одновременно там находились до 30 сподвижников). В хадисе №337 Бухари передается, как пророк и сахабы брали домой живших под навесом сахабов для того, чтобы их накормить: «… однажды пророк (с.г.в.) сказал: «У кого есть еда для двоих, пусть возьмет с собой третьего, а у кого (есть еда) для четверых (, пусть возьмет с собой) пятого или шестого», и Абу Бакр привел (домой) троих, а сам пророк (с.г.в.) увел с собой десять человек». В хадисе №1719 Бухари говориться: Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Что касается живших под навесом, то они были гостями Ислама, и не было у них в Медине ни семей, ни денег, ни родственников, ни друзей, и когда посланнику Аллаха (с.г.в.) доставляли садаку (имеется ввиду закят), он всегда отдавал (часть) ее им, а сам никогда к ней не прикасался, если же ему дарили что-нибудь, он часть отсылал им, (не забывая о них), а часть брал себе …».

Эта поддержка органично вплетена в общественную и религиозную жизнь мусульман. Каждый год в течении месяца рамазан богатые люди организовывают ифтар – благотворительные ужины при окончании дневного поста. В конце же месяца рамазан все состоятельные члены общины выделяют из своего имущества в пользу бедных, больных членов общества специальную милостыню – фитр. Ее передают нуждающимся еще до начала праздника окончания поста, чтобы отпраздновать праздник могли и нуждающиеся члены общества. Причем выплата этой милостыни фитр объявляется пророком Мухаммедом (с.г.в.) важнейшим элементом поклонения мусульман в месяц рамазан.

Вторым важнейшим праздником после праздника окончания поста в месяце рамазан у мусульман является праздник жертвоприношения (у тюркских народов носит название курбан-байрам). Мясо жертвенного животного (овца, корова, верблюд) делится на три части. Они предназначены для раздачи нуждающимся, проведения застолий с приглашением нуждающихся и родственников, питания членов своей семьи.

Если состоятельные люди не исполняют своей обязанности, несмотря на возможность сделать это, то на государстве лежит ответственность принудить их к этому. Абу Дауд и Тирмизи приводят хадис, где Пророк (с.г.в.) сказал, что глава государства является опекуном (уали) тех, кого никто не поддерживает (из родственников и близких).

Однако Ислам не утверждает стремления к равенству вне зависимости от вклада человека в дела общества. Неравенство в доходах связано не только с неодинаковым объемом пользы, приносимой человеком обществу, но и с различиями между людьми. «Он – тот, который сделал вас приемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас в том, что Он вам доставил» (Коран 6:165; 16:71; 43:32).

Программа Ислама по перераспределению доходов членов общества состоит из следующих частей.

Во-первых, Ислам предполагает оказание помощи безработным в нахождении для них работы по найму или предпринимательской деятельности. К примеру, Анас бин Малик сообщил о том, как поступил Мухаммед (с.г.в.) – руководитель мусульманского государства, став свидетелем попрошайничества взрослого мужчины. Мухаммед (с.г.в.) сказал ему принести из его дома имущество (ковер и чаша), потом предложил сподвижникам выкупить его в форме торгов и на часть полученных денег поручил ему купить топор и заняться рубкой дров и продажей их на базаре.

Во-вторых, Исламом утверждается необходимость уплаты закята для перераспределения доходов от богатых к бедным, которые из-за своей неспособности или препятствий (физических, умственных и т.д.) не способны достичь достаточных условий жизни.

В-третьих, для перераспределения богатства в обществе установлена система наследования.

В-четвертых, в Исламе предполагается использование вакуфного имущества для решения внутриобщинных и государственных проблем. С первых же лет существования мусульманского государства были учреждены вакфы, имевшие целью удовлетворение как духовных, так и материальных потребностей человека.

Как уже отмечалось в лекции о собственности, первым вакфом являлась покупка пророком Мухаммедом (с.г.в.) земли в Медине и строительство на ней мечети, называемой в настоящее время Мечетью Пророка. Все состоятельные сподвижники Мухаммеда (с.г.в.) последовали его примеру. К примеру, халиф Умар (р.а.) по рекомендации Пророка (с.г.в.) учредил вакф на землях Хайбара, предназначенный для снабжения продуктами питания неимущих, оказания помощи путешественникам и т.д.

Наиболее широкое распространение институт вакфа получил примерно с XI века в связи с развитием образования, религиозной деятельности и т.д. Примерно с XII в. вакфы становятся основным источником существования религиозных и образовательных учреждений.

В отдельные периоды истории мусульманской общины существовали вакфы со следующими предназначениями: вакфы для поддержания нормального состояния городских дорог; вакфы для помощи желающим совершить хадж, но не имевшим для этого средств; вакфы для покупки украшений невесте, не имевшей достаточно средств; вакфы на финансирование предоставления медицинских услуг, проведение различных исследований и т.д.

Наличные вакфы получили распространение не только в Османской империи, но и в арабском халифате. У Бухари описан случай, когда купцу были предоставлены наличные средства с условием, что полученная от их вложения прибыль будет использована в благотворительных целях.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Носят ли представления о социальной справедливости исторический характер? Чем это обусловлено?

2. Является ли проведение социальной политики государства обязательным элементом системы мер государственного регулирования экономики?

3. Проводят ли предприятия и организации собственную социальную политику? Чем это вызвано?

4. Какие проблемы существуют при финансовом обеспечении социальных гарантий в современном мире?

5. Какие факторы влияют на величину доходов членов общества?

6. Что означает рыночная справедливость при формировании доходов различных групп населения?

7. Какие показатели уровня доходов вы знаете? Раскройте их смысл.

8. Какова доля заработной платы, социальных выплат, доходов от собственности в совокупных доходах населения?

9. Раскройте смысл коэффициента Джини, децильных коэффициентов.

10. Какие основные формы социальной поддержки безработных существуют?

11. Какие меры должно осуществлять правительство в целях повышения занятости?

12. Что такое страхование от безработицы и кем оно должно осуществляться?

13. Какие функции должна выполнять страховая медицина и выполняются ли они в настоящее время?

14. Какова роль вакфа в современном мире?

15. Возможно ли использование института вакфа в России?

Темы рефератов

1. Уровень жизни в мусульманских странах.

2. Факторы, определяющие дифференциацию доходов населения в мусульманских странах.

3. Натуральные и денежные доходы населения.

4. Международные стандарты качества жизни, перспективы их достижения мусульманскими странами.

5. Общее и особенное в системе социальной защиты населения в мусульманских странах.

6. Социальная защита немусульман в мусульманских странах.

Тесты

1. Социальная политика государства включает:

 сокращение доходной части государственного бюджета

 льготное кредитование наукоемких производств

регулирование уровня минимальной заработной платы

 предоставление финансовых льгот частному капиталу

 финансирование науки, образования, культуры, здравоохранения

2. Отклонение реального распределения доходов от абсолютно справедливого выражается кривой…

 Лаффера

 изоквантой

 Лоренца

 Филлипса

 изокостой

3. Зависимость между уровнем благосостояния населения и уровнем безработицы:

 при росте уровня безработицы уровень благосостояния повышается

 чем выше уровень безработицы, тем ниже уровень благосостояния населения

 при низком уровне безработицы уровень благосостояния низкий

уровень безработицы и уровень благосостояния не связаны между собой

 при сокращении безработицы уровень благосостояния населения повышается

4. Показателями, определяющими степень справедливого распределения доходов, являются

 реальный совокупный доход и доход на душу населения

 минимальная потребительская корзина и минимальная заработная плата

 уровень стоимости жизни и индекс стоимости жизни

 децильные коэффициенты

 кривая Лоренца

 коэффициент Джини

5. Характер распределения доходов в динамике выражается при помощи…

 коэффициента Джини

 кривой Лоренца

 уровня благосостояния населения

 кривой Лаффера

 квинтильных коэффициентов

6. Реализация основных принципов социальной политики в России в начале XXI в. заключается в:

 росте дифференциации доходов населения

 ослаблении дифференциации доходов населения

 смягчении социальных противоречий

 повышении уровня жизни подавляющей части населения

 повышении качества жизни

 росте реальных доходов так называемого среднего класса

7. Индекс стоимости жизни отражает…

 изменение перечня благ, входящих в стандартный набор

 изменение стоимости стандартного набора благ под влиянием динамики цен на них

 изменение издержек производства «потребительской корзины»

 изменение величины номинального денежного дохода

 влияние инфляции на стоимость потребительской корзины

8. Индекс Ласпейреса показывает:

 изменение величины прожиточного минимума

 динамику стоимости товаров и услуг в объеме их реализации в текущем периоде

 изменение стоимости потребительских благ в объеме их реализации в базовом периоде

 переход от минимальной потребительской корзины к рациональной

 соотношение стоимости благ базового периода в ценах текущего и базового года

9. Индекс Паше раскрывает динамику:

 стоимости потребительских благ в объеме их реализации в базовом периоде

 изменения структуры потребительской корзины

 изменения структуры расходов «средней семьи»

 стоимости товаров и услуг в объеме их реализации в текущем периоде

 соотношение стоимости благ текущего периода в ценах текущего и базового года

10. Уровень благосостояния населения характеризуется…

 темпами экономического роста

 величиной созданного за год ВВП

 совокупностью показателей выражающих меру удовлетворения жизненных потребностей людей

 уровнем реальных доходов населения

 индексом развития человеческого потенциала

11. Жизненный уровень населения понижается при:

 повышении цен на текущие потребительские блага

 снижении реальной ценности имеющихся активов

 снижении налогов и цен

 опережающем росте цен по сравнению с повышением номинальных доходов

 росте реальных доходов населения

12. Неравенство доходов в рыночной экономике связано:

 различиями в способностях, образовании и профессиональных навыках людей

 с владением собственностью

 с частнокапиталистической формой присвоения произведенного дохода

 с темпами экономического роста

 с циклическим характером экономического развития

13. Кривая Лоренца выражает:

 степень диспропорциональности распределения доходов в стране

 функциональную зависимость доли присваиваемого дохода различными группами населения страны от их численности

 пропорциональное распределение доходов между различными группами населения

 отклонение реального распределения доходов между различными группами населения страны от равного их распределения

 пропорции распределения первичных доходов в стране

14. Для характеристики распределения доходов населения применяется коэффициент

 Джини

 Лоренца

 Филлипса

 Смита

15. Неравенство доходов отражает кривая

 Лоренца

 Смита

 Рикардо

 Кантильона

16. Основным субъектом координирующим социальную политику выступает

 государство

 общество

 предприятия

17. Минимальная потребительская корзина обеспечивает нормальный уровень

 потребления

 производства

 распределения

 обмена

18. Социальная политика включает:

 экономическую помощь населению

социальные гарантии населению со стороны государства

 защиту прав человека на свободный труд

 создание системы жизнеобеспечения населения

 все вышеперечисленное верно

19. Прожиточный минимум (порог бедности) определяется как…

 уровень дохода, обеспечивающий потребление набора товаров, входящих в потребительскую корзину

 стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность

 доход, равный половине среднего дохода в стране

 стоимость жизни в условиях кризиса

 обеспечение нормальной жизнедеятельности среднестатистической семьи

20. Социальная защита малоимущих слоев населения связана с:

 осуществлением операций Центрального банка на денежном рынке

 проведением антимонопольной политики

 защитой вкладов населения в коммерческих банках

 предоставлением бесплатных медицинских услуг населению

 трансфертами в денежной и натуральной форме

Литература

1. Алиев Ф. Потенциал вакфов в сокращении бедности в Азербайджане // Кавказ @ глобализация. – Lulea; Баку, 2008. – Т. 2, вып. 3. – С. 74–88.

2. Аманжолов С.А. Исламская экономика и исламский банкинг: вопросы теории // Банки Казахстана. – Алматы, 2008. – № 9. – С. 17–22.

3. Беккин Р.И. Исламские налоги как эффективный инструмент решения социально–экономических проблем в местах компактного проживания мусульман в России // Проблемы соврем. экономики. – СПб., 2009. – № 3. – С. 480–481.

4. Евкочев Ш. Ислам и модели политического и социально–экономического развития государств мусульманского мира //Центр. Азия и Кавказ. – Luleе, 2008. – № 1. – С. 170–178.

5. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2007. - 400с.

6. Экономическая теория: Учебник для вузов / Под ред. Николаевой И.П.. -М.:КноРус, 2006.

7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПБ: Изд-во «Питер», 2006.

8. Экономика. Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чегелевой. – М.: изд-во «Экзамен», 2007. - 597с.


Заключение

Во второй половине ХХ века в экономической науке образовалась непререкаемая монополия либерально-монетаристского направления, которая вытесняет все противоречащие ему направления в теории, в формировании государственной экономической политики стран, находящихся в сфере контроля западного сообщества, в большинстве университетских курсов и учебников, по которым учится молодежь этих стран. Все теории и исследования, проблемы и факты, которые противоречат этому господствующему направлению, вытесняются из поля зрения ученых, политиков, студентов. Они представляются второстепенными, мало значащими исключениями или дополнениями к основным законам экономической науки. В результате этот «mainstream» экономической науки становится отражением все более узкого круга проблем и фактов социально-экономической жизни современного человечества, игнорирующим его реальные проблемы, которые давно представляют угрозу жизни большинства жителей нашей планеты. Реальность либеральной экономической наукой учитывается все меньше.

Сейчас в разных странах появляется все больше новых подходов и работ, требующих пересмотра многих «аксиом», лежащих в фундаменте господствующих теоретических моделей и рекомендаций, приобретших характер «общепринятых истин». Однако ощущается настоятельная потребность в обобщении этих новых подходов, в создании альтернативной теории и альтернативной концепции экономической политики.

Современная экономическая теория, сложившаяся система мировой экономики рассматривают в качестве цели и индивидов, и общества в целом только максимизацию доходов, прежде всего денежных. В этой системе координат просто не существует решения тех проблем, которые сейчас стоят перед человечеством. Современная рыночная экономическая теория строится на том, что рыночные отношения, регулирующие спрос и предложение, порождают в обществе порядок, а потому оптимальны. Такая экономическая модель опирается на концепцию человека, как индивида, строящего свои отношения с другими индивидами в условиях свободной конкуренции, а государство должно как можно меньше вмешиваться в процессы рыночной саморегуляции. Внутренне эта система непротиворечива, связанные же с ее функционированием проблемы заключаются в неадекватности исходных аксиом современному этапу развития человеческого общества. Аксиомы могут быть подвергнуты сомнению и критически оценены только наблюдателем, способным выйти за пределы системы.

Прогресс техники и организации производства, позволяющий человечеству все полнее удовлетворять свои физиологические потребности, все более очевидной делает обусловленность экономических процессов внеэкономическими условиями - политическими, социальными и духовными в широком смысле слова.

На протяжении истории человечество раз за разом убеждается, что какими бы рациональными ни казались устройство общества и экономические отношения, они оказываются эффективными и приносят улучшение жизни народа только до тех пор, пока покоятся на духовном единстве общества, пока большинство его членов и представителей элиты считают это устройство и эти отношения достаточно справедливыми, принимают это общество как определенную ценность. В основе духовного единства общества может лежать религиозная вера, или патриотизм, или идея построения счастливого общества. Если духовный фундамент общества по тем или иным причинам приходит в упадок, то неизбежно начинают фальсифицироваться и все общественные институты и поддерживающие их механизмы. И мораль, и судебная система, и демократические процедуры формирования органов власти, и средства массовой информации перестают обеспечивать интересы страны, интересы большинства ее населения и становятся инструментами в руках немногочисленных социальных групп, захвативших господствующие позиции в этих общественных системах и обладающие финансовыми ресурсами. Значение духовного единства страны состоит в том, что без него государство становится недееспособным.

В XX веке значительная часть мусульманских стран, преодолевая колониализм и его последствия, начала разрабатывать собственные модели развития. В условиях необходимости решения проблемы экономического роста, что создало бы условия для преодоления отсталости мусульманских стран, возникала проблема выбора путей экономического и социального развития.

Результатом этих усилий явилось создание достаточно целостной концепции исламской экономики, отдельные элементы которой все больше внедряются в жизнь ряда мусульманских стран, а также мусульманских общин, проживающих в неисламских странах. Создание законченного представления об исламской экономике, механизмах ее функционирования даст возможность современному обществу шире взглянуть на перспективы развития человеческой цивилизации, получить ряд преимуществ в социальном развитии общества.


Список рекомендуемой литературы

1. Абдулаева К.К. Особенности исламской экономики // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. Юриспруденция. – Тольятти, 2002. – Вып. 21. – С. 1 47–154.

2. Автурханов Э.М. Исламский банкинг // Деньги и кредит. – 2008. – № 6. – С. 73.

3. Автурханов Э. М. Страхование инвестиционных рисков, специфика контрактных отношений и роль исламской системы инвестирования // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 2. – С. 41–45.

4. Алиев У.Ж., Мусиров Г. Соотношение категорий «кредит» и «несие» (ссуда) в контексте исламских ценностей // Проблемы соврем. экономики. – СПб., 2008. – № 4. – С. 490–493.

5. Алиев Ф. Потенциал вакфов в сокращении бедности в Азербайджане // Кавказ @ глобализация. – Lulea; Баку, 2008. – Т. 2, вып. 3. – С. 74–88.

6. Аманжолов С.А. Исламская экономика и исламский банкинг: вопросы теории // Банки Казахстана. – Алматы, 2008. – № 9. – С. 17–22.

7. Баяхметова Л.Т. Исламский банкинг: финансирование по принципам шариата // Банки Казахстана. – Алматы, 2008. – № 7. – С. 9–10.

8. Беккин Р.И. Закят: налог или религиозная обязанность? // Финансы. – 2008. – № 11. – С. 35–39.

9. Беккин Р.И. Исламская экономика: краткий курс / Рос. Акад. наук, Ин-т Африки. – М.: АСТ: Восток–Запад, 2008. – 272 с.

10. Беккин Р.И. Исламская экономика: между капитализмом и социализмом // Вопр. экономики. – 2007. – № 10. – С. 147–155.

11. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. – М.: Изд. Дом Марджани, 2009. – 336 с.

12. Беккин Р.И. Исламские налоги как эффективный инструмент решения социально–экономических проблем в местах компактного проживания мусульман в России // Проблемы соврем. экономики. – СПб., 2009. – № 3. – С. 480–481.

13. Гайсина Я. Маркетинг в исламских традициях //Рос. торговля. – 2005. – № 11. – С. 14–17.

14. Глущенко Г. Хавала – пережиток прошлого на службе глобализации // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2004. – №5. – С. 18–26.

15. Гукасян Г.Л. Проблемы формирования исламской концепции регулирования отношений недропользования // Ближ. Восток и современность. – М., 2001. – Вып.11. – С.311–337.

16. Гукасян Г.Л. Экономические реформы и экономическая программа исламизма: влияние ислама на стратегию социально–экономического развития (на примере арабских нефтедобывающих государств Аравии – членов ССАГПЗ) // Арабский Восток: ислам и реформы. – М., 2000. – С. 8–20.

17. Даньшин А.Ю. Экономические реформы и экономическая программа исламизма // Арабский Восток: ислам и реформы. – М., 2000. – С. 3–7.

18. Евкочев Ш. Ислам и модели политического и социально–экономического развития государств мусульманского мира //Центр. Азия и Кавказ. – Luleе, 2008. – № 1. – С. 170–178.

19. Ермолов М.О. Исламские финансы: возможности взаимодействия // Бизнес и банки. – 2007. – № 3 (янв.). – С. 7–8.

20. Ефременко И.Н. Исламские финансы в формировании новой институциональной основы мировой финансовой архитектуры // Фин. исслед. – 2007. – № 3. – С.3–9.

21. Жданов Н.В. Исламская концепция мирового порядка. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 216 с.

22. Жданов С.В. Исламская экономика: ретроспективный анализ // Фин. бизнес. – 2000. – № 5. – С. 35–41.

23. Жмуйда И., Морозова М. Исламские традиции и экономический рост // Азия и Африка сегодня. – 1997. – № 8. – С. 27–31.

24. Журавлев А. Благочестивые финансы: Даже у себя дома исламские банки занимают анклавное положение // Компания. – 2001. – № 41 (29 окт.). – С. 68–69.

25. Журавлев А. Исламские финансы и их перспективы: Один источник и три составные части исламской финансовой системы: банкинг, инвестиционные фонды и сукуки // Вестн. НАУФОР. – 2008. – № 9. – С. 28–39.

26. Журавлев А.Ю. Концептуальные начала исламской экономики // Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. – М., 2004. – С. 5–37.

27. Журавлев А.Ю. Особенности функционирования исламских банков // Ближ. Восток и современность. – М., 2002. – Вып. 14. – С. 46–60.

28. Журавлев А.Ю. Принципы функционирования исламских банков // Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. – М., 2004. – С. 49–126.

29. Журавлев А. Размышления об исламской экономике // Азия и Африка сегодня. – 2002. – № 5. – С. 34–39.

30. Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского банковского дела / РАН. Ин–т востоковедения. – М., 2002. – 243 с.

31. Заманбеков Д.Ш. Религиоведческие основы функционирования исламского банкинга и исламской экономики в целом // Вестн. ун–та «Кайнар». – Алматы, 2008. – № 4/2. – С. 18–21.

32. Зиналиев М. Хавала как альтернатива? // Проблемы современного общества глазами студентов: Материалы науч.-практ. конф. – Пятигорск, 2007. – С. 45–50.

33. Альтернативная система денежных переводов для стран Арабского Востока. Зубченко Л.А. Экспансия исламских банков // Банки: мировой опыт. – 2006. – № 3. – С. 54–57.

34. Ионова А. Исламский взгляд на проблему человека в условиях рыночной экономики // Вопр. экономики. – 1993. – №8. – С. 134–143.

35. Исаев В. Мудараба: опыт исламских банков // Родина. – 2005. – № 5. – С. 50–53.

36. Исламская экономика: ретроспективный анализ //Фин. бизнес. – 2000. – №5. – С. 35–42.

37. Исламские банки на перепутье // Банковский вестн. – Минск, 1998. – № 2. – С. 24–25.

38. Кемпер М. Мусульманская этика и «дух капитализма» // Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. – М., 2004. – С. 38–48.

39. Козырин А.Н. Изучение и преподавание исламских финансов в светских высших учебных заведениях // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. – М., 2004. – С. 71–74.

40. Куран Т. Исламская экономическая мысль и исламская экономика // Христианство и Ислам об экономике. – СПб., 2008. – С. 279–304.

41. Ларионов А.Д., Джамаль Адель Аль–Шарайрех. Исламская модель бухгалтерского учета // Исламские финансы в современном мире. Экономические и правовые аспекты. – М., 2004. – C. 214–232.

42. Ларионов А.Д., Джамаль Адель Аль-Шарайрех. Исламская модель бухгалтерского учета // Изв. С.-Петерб. ун-та экономики и финансов. – 2002. – № 2. – С. 70–85.

43. Макарова С.М. Исламские финансовые институты // Россия и мусульманский мир. – 2004. – № 5. – С. 168–174.

44. Макарова С.М. Коран и деятельность исламских банков // Банк. дело. – 1994. – № 5. – С. 28–31.

45. Максимов А.А., Милославская Т.П. Исламские банки в странах Ближнего и Среднего Востока // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. – М., 1982. – С. 25–39.

46. Малахова Е.Г. Отличие исламской денежно–кредитной банковской системы от общемировой // Социология. Экономика. Политика. – Тюмень, 2007. – № 2. – С. 81–82.

47. Миркин Я. Традиционные ценности населения и фондовый рынок // Рынок ценных бумаг. – 2000. – № 7 (апр.). – С. 33–36.

48. Мирошник Е.Н. Феномен исламских банков // Фин. бизнес. – 1999. – № 7. – С. 22–25.

49. Мирошник Е.Н. Внутренние и внешние аспекты деятельности исламских банков // Востоковед. сб. – М., 1999. – С. 100–112.

50. Мирошник Е.Н. Исламские банки // Банк. дело. – 1999. – № 8. – С. 20–21.

51. Мирский Г. Исламская цивилизация в глобализирующемся мире // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2004. – № 6. – С. 29–37.

52. Морэй Р. Беспроцентные инвестиции: Американские и европейские банки готовы найти применение средствам арабских стран в соответствии с законами шариата // Forbes. – 2007. – № 10. – С. 282–285.

53. Мясникова Л. «Перезагрузка» исламской матрицы // Вопр. экономики. – 2007. – № 10. – С. 132–146.

54. Никонов А. Исламские банки завоевывают мир // Россия и мусульманский мир. – 2007. – № 1. – С. 161–163.

55. Нинхаус Ф. Исламский экономический порядок: Идеалы и реалии в глобальном мире // Intern. Politik. – Бонн; Москва, 1997. – № 8. – С. 15–25.

56. Ниязи А. Запад и мусульманский Восток в системе новой биполярности // Азия и Африка сегодня. – 2007. – № 5. – С. 54–56.

57. Нуруллина Г.Ф. О нравственных основах исламского бизнеса // Проблемы соврем. экономики. – СПб., 2003. – № 2. – С. 148–151.

58. Павлов В.В. Исламские банки в борьбе с современным терроризмом // Безопасность Африки: внутренние и внешние аспекты: Х конф. африканистов: Тез. докл.– М., 2005. – С. 131.

59. Павлов В.В. Исламские банки в современном мире, 80–90-е гг. / РАН. Ин–т Африки. – М.: XXI век – Согласие, 2000. – 101 с.

60. Павлов В. В. Исламские технологии ведения банковского дела: российский вариант // Банк. услуги. – 2004. – № 12. – С. 13–21.

61. Панова М.В. Исламская этика бизнеса // Альтернативные рынки: перспективы развития. – М., 2007. – С. 55–64.

62. Пахомов С.Б. Рынок «исламских» облигаций: проблемы и перспективы // Финансы. – 2007. – № 4. – С. 62–65.

63. Петров Г.Б. Банковский бизнес по исламским правилам // Упр. в кредит. орг. – 2008. – № 3. – С. 48–69; №4. – С. 60–69.

64. Петров А.В., Зарипов И.А. Исламские банки: концепция, история возникновения, современное состояние и перспективы развития // Деньги и кредит. – 2002.– № 10.– С. 51–55.

65. Потапов А. Секреты исламского банкинга // Валютный спекулянт. – 2003. – № 8. – С. 26–29.

66. Прудникова Ю.Ю. Исламские облигации (сукук) как транснациональное явление // Развитие Африки: возможности и препятствия: Тез. докл. XI конф. африканистов. – М., 2008. – С. 250–251.

67. Прудникова Ю., Беккин Р. Механизм функционирования исламских облигаций // Рынок ценных бумаг. – 2007. – № 14. – С. 19–22.

68. Разумнова Л.Л. Исламская экономическая доктрина // Экономика Африки: повторение пройденного или смена ориентиров? – М., 2002. – С. 44–51.

69. Рашковский Е. Ислам в динамике глобальной истории // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2004. – N6. – С. 21–28.

70. Рыжкова Е.А. Влияние норм шариата на финансовое право мусульманских стран // Финансовое право зарубежных стран. – М., 2001. – Вып. 2. – С. 4–22.

71. Салех Абдаль, Каше. Принципы ислама в экономике // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6, Экономика. – 1992. – № 4. – С. 21–27.

72. Самех Хамед Ахмед. Особые инвестиционные операции исламских банков в странах исламского конгресса // Вестн. Рос. ун–та дружбы народов. Сер. Юрид. науки. – 2000. – № 1. – С. 187–190.

73. Сапронов М.Н. Система нравственных инвестиционных фондов // Экономика и финансы. – 2003. – № 17 (авг.). – С. 4–13.

74. Семенова Е.В. Особенности и перспективы развития исламской банковской деятельности // БИКИ. – 2007. – №13 (1 февр.). – С. 3–5, 16.

75. Серебряков И.П. Альтернативное регулирование банковских сделок – исламский подход // Юрид. мир. – 2002.– № 2.– С. 32–36.

76. Скороходов А. Исламский прорыв: Финансовые институты, функционирующие по законам шариата, интегрируются в современный банковский сектор // Банк. практика за рубежом. – Киев, 2008. – № 2. – С. 20–27.

77. Степанцева О. «Исламский бренд» в эпоху перемен: Альтернативная финансовая система // Справочник экономиста. – 2009. – № 8. – С. 128–136.

78. Тимонина И.Л. Исламская экономика? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13, Востоковедение. – 2006. – № 3. – С. 92–95.

79. Трунин П., Каменских М., Муфтяхетдинов М. Исламская финансовая система: Современное состояние и перспективы развития. – М.: ИЭПП, 2009. – 86 с.

80. Филоник А. Исламские банки – новое на финансовых рынках // Фин. бизнес. – 1997. – № 3. – С. 14–18.

81. Филоник А.О. Исламские банки и возможности становления исламской экономики // Ближ. Восток и современность. – 1997. – № 4. – С. 76–91.

82. Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко А.В. Финансовые структуры Ближнего Востока / Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока. – М.: Б. и., 1996. – 163 с.

83. Химо Б. Исламская альтернатива ссудному проценту // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. – М., 2004. – С. 109–114.

84. Христианство и Ислам об экономике / Под ред. М.А. Румянцева, Д.Е. Раскова. – СПб.: РОСТ, 2008. – 432 с. – (Б-ка Евразийского междунар. науч.-аналит. журн. «Проблемы современной экономики», Сер. «Философия экономических ценностей»).

85. Черниенко А.К. Исламская банковская система // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. – М., 2004. – С. 115–119.

86. Чумакова А.М. Дискуссия о влиянии исламских институтов на экономический рост // Проблемы соврем. экономики. – СПб., 2008. – № 3. – С. 516–519.

87. Шейх М.А., Кэхилл Д.А. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела // Проблемы теории и практики упр. – 1999. – № 6. – С. 24–30.


[1] Маршалл А. Принципы экономической науки. – М.: Прогресс, 1993. т. 1. – с. 11.





Подборка статей по вашей теме: