Выбор темы курсовой работы

Амельков А.А., Амельков Ал.Ан

Курсовые и контрольные работы по психологии: Методические рекомендации для студентов высших учебных заведений/ А.А. Амельков, Ал.Ан. Амельков – Минск, БИП-С Плюс, 2007. – 39с.

В издании даны методические рекомендации по выбору темы курсовой работы, составлению литературы, работы с научной литературой, проведению эмпирического (экспериментального) исследования, оформлению и процедуре защиты курсовых работ. В данной работе содержаться необходимые рекомендации по написанию контрольных работ по психологии

Методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения, преподавателям и сотрудникам психологических факультетов.

УДК

ББК

ISBN © Амельков А.А., 2007

Амельков Ал.Ан., 2007


Содержание

Содержание

Введение

1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по психологии………….6

1.1. Выбор темы курсовой работы.. 6

1.2. Определение методологии собственного исследования. 6

1.3. Составление списка литературы.. 8

1.4. Работа с научной информацией. 9

1.5. Сбор фактического материала и его количественный и качественный анализ. 10

1.6. Оформление курсовой работы.. 11

1.7. Особенности написания курсовой работы по методике преподавания психологии. 13

1.8. Защита курсовой работы.. 15

2. Методические рекомендации по написанию контрольной работы.. 17

2.1. Выбор темы контрольной работы.. 17

2.2. Составление примерного плана работы над контрольной работой. 17

2.3. Составление списка литературы.. 18

2.4. Работа с научной информацией. 18

2.5. Оформление контрольной работы.. 19

Вместо заключения. 21

Приложение 1 Образец оформления титульного листа. 22

Приложение 2 Образец оформления оглавления. 25

Приложение 3 Образец оформления введения. 26

Приложение 4 Правила оформления библиографического списка. 28

Приложение 5 Примерные темы курсовых работ по психологии развития. 33

(возрастной психологии) 33

Приложение 6 Примерные темы курсовых работ по педагогической психологии. 36

Приложение 7 Примерные темы курсовых работ

по методике преподавания психологии. 38


Введение

Среди организационных форм обучения студентов значимой в профессиональной подготовке будущих специалистов является научно-исследовательская работа студентов (НИРС). Наиболее эффективным видом научно-исследовательской работы студентов является написание курсовых работ. Работа студента при написании курсовой работы по психологии способствует обобщению и углублению теоретических знаний, формированию профессиональных умений и навыков исследовательской работы: сбора фактического материала, его количественного и качественного анализа, интерпретации и выводов. Самостоятельное выполнение курсовой работы развивают способности студента мыслить системно, формирует такие мыслительные операции как анализ, сравнение, обобщение, систематизация, классификация, абстрагирование и др. Достигнутый уровень развития мышления студента в процессе научно-исследовательской работы позволит ему в последующем успешно решать и многие другие задачи во многих сферах жизни.

Курсовая работа по психологии в отличие от реферата, в котором излагается теория по изучаемой проблеме, включает в себя теоретический анализ изучаемой студентом проблемы и эмпирическое (экспериментальное) исследование с выводами. Курсовая работа представляет собой более высокий уровень научно-исследовательской работы в сравнении с рефератами, докладами на научных конференциях. В идеальном варианте курсовая работа по психологии является составляющей частью системной работы студента над дипломной работой, с использованием материалов ознакомительной (научно-исследовательской), производственной, психолого-педагогической практик.

Написание курсовой работы предполагает углубленное, самостоятельное изучение конкретной научной проблемы под научным руководством преподавателя. Этот процесс включает в себя следующие этапы: выбор темы курсовой работы и утверждение ее руководителем, определение методологии собственного исследования, составление списка литературных источников по проблеме, работа с научной информацией (анализ литературы), проведение психологической диагностики испытуемых, количественный (статистический) и качественный анализ полученных данных, систематизация и обобщение результатов и формулировка выводов, подготовка и оформление чистового варианта, защита курсовой работы.

Одной из форм контроля за эффективностью самостоятельной работы студентов-заочников является написание контрольной работы. Умение работать с литературой, систематизировать информацию, обобщать и делать выводы формируются при написании контрольной работы. В данной работе представлены методические рекомендации по написанию контрольной работы по психологии.


1. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по психологии

Выбор темы курсовой работы

Выбор темы – первый и очень важный этап написания курсовой работы. В практике уже сложились различные варианты выбора темы курсового исследования.

Наиболее значимым в профессиональном становлении студента является неформальный выбор темы. Студент может иметь профессиональные намерения реализоваться при изучении определенной проблемы или просто интересоваться некоторыми вопросами в рамках изучаемой психологической дисциплины. В таком случае студент обращается с примерной темой и обоснованием выбора темы к научному руководителю, а тот помогает сформулировать название темы курсовой работы. Особенно ценно, когда студент видит отдаленную перспективу в своих исследованиях, например, в дипломной работе, участии в научной работе по договорам или грантам.

Темы курсовых работ по определенной психологической дисциплине могут быть сформулированы преподавателями и утверждены кафедрой в соответствии с кафедральной темой исследования. Участие студентов в такой научно-исследовательской работе позволяют студентам быть сопричастными к науке, осуществляемой профессорско-преподавательским составом кафедры.

В практике встречается и формальный подход в выборе темы. В соответствии с нормативными документами и требованиями органов образования, как правило, по дисциплине составляется формальный список примерных тем курсовых работ, а студенты по меркантильным соображениям выбирают из этого списка тему. Мотивы выбора могут быть разными: доступен теоретический материал в ресурсах системы Интернет, методы исследования и обработки данных просты и не трудоемки и т.п.

В любом случае, у студента есть право выбора темы в рамках психологической дисциплины, по которой студент выполняет курсовую работу (См. приложения 5, 6, 7).

Выбрав тему курсовой работы, проанализируйте ее место в структуре психологической дисциплины, определите какие разделы науки описывают предмет курсового исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: