Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Бюджетная система: сущность, структура и характеристика уровней. Государственный бюджет и его структура. Проблемы формирования бюджета в РФ в 1990-х и 2000-х гг.




Главным звеном в финансовой системе является государственный бюджет, задачами которого являются:

во-первых, деньги необходимо в определенном порядке и полностью собирать;

во-вторых, деньги надо рационально распределить по различным фондам;

в-третьих, деньги нужно эффективно и в полном объеме использовать по прямому назначению.

Государственный бюджет – это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Государственный бюджет — это годовой финансовый план государственных расходов и источников их финансового покрытия, имеющий силу закона. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом — парламентом страны, муниципальным законодательным собранием. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым в предыдущем году законом о бюджете.

В соответствии с российским законодательством бюджетная система страны составляет совокупность бюджетов трех уровней: федерального, субъектов федерации и административно-территориальных образований (местный).

В государственную бюджетную систему РФ(консолидированный бюджет) в качестве самостоятельных частей включается:

1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд социального страхования, фонд имущественного страхования);

2. бюджеты субъектов федерации; краевые и областные бюджеты, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга; окружные бюджеты автономных округов и бюджет Еврейской автономной области, и бюджет территориальных государственных фондов;

3. местные бюджеты (городских, районных, сельских).

Все эти бюджеты функционируют автономно на принципе бюджетного федерализма. Согласно этому принципу за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе определяются основные принципы бюджетной системы России, важнейшие из которых:

· единство бюджетной системы;

· полноты бюджетной системы;

· самостоятельность бюджетов;

· гласность бюджетов;

· сбалансированность бюджетов;

· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы и др.

Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и единых форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса.

Принцип полноты предполагает, что в каждом звене бюджетной системы имеется место отражения доходов в их полном объеме.




Самостоятельность различных звеньев бюджетной системы предполагает наличие собственных источников доходов у каждого из звеньев системы и право самостоятельность определять напряжение и объемы производственных расходов в соответствии с закрепленными полномочиями.

Гласностьозначает необходимость публикации утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании для широкой общественности.

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы образует консолидированный бюджет страны. Примерная структура государственного бюджета России представлена в таблице 18.1.

Принцип разграничения доходов и расходов предполагает использование средства, полученных из одних источников, для покрытия расходов по другим направлениям (не тем, из которых они получены).

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает выравнивание доходов и расходов – принцип сбалансированности. Однако при принятии бюджета планируемое поступление и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (излишек), превышение расходов над доходами образует бюджетный дефицит (недостаток).

Бюджетный дефицит возникает в следствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто, из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада или падения темпов производства, низкой производительности труда и других причин, вызывающих нестабильность экономики, снижение эффективности производства.

Таблица 18.1

Примерная структура государственного (консолидированного) бюджета России



Доходы Расходы
Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90%. Самыми крупными из них являются – подоходный налог, налог на прибыль и НДС Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели 40 – 50%
Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20% Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ 10 – 20%
Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительство прибегает в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам 10 – 20%
Неналоговые доходы (доходы от продажи и использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т. п.) Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, юстиции и прочего 5 – 10%
Платежи по государственному долгу до 7 – 8%




Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 728; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете??? 8284 - | 7243 - или читать все...

Читайте также:

 

3.81.28.94 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.