Оперативный учет численности персонала, отработанного времени и выработки

Основным документом, регулирующим трудовые отношения работника и нанимателя, является трудовой договор (контракт), после заключения которого издается приказ (распоряжение) нанимателя о приеме на работу. Копия приказа поступает в бухгалтерию, где на основании этого организационно-распорядительного документа заводится лицевой счет работника. Дальнейшее оформление расчетов по заработной плате, удержаний из нее и выдачи производятся на основании соответствующих первичных документов по учету труда.

Для учета отработанного времени используются Табели учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (форма Т-12) и Табели учета использования рабочего времени (форма Т-13). В первом случае заработную плату начисляют непосредственно в табеле, а во втором ‒ в лицевом счете или в ведомости на основании информации, приведенной в табеле.

Табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причин, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Для учета выработки рабочих применяют различные формы первичных документов, например, наряды на сдельную работу (формы Т-40), маршрутные листы (формы Т-23), ведомости учета выполненных работ и др.

Независимо от применяемой формы эти документы должны содержать информацию, позволяющую определить количество выпущенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг каждым рабочим. Как правило, первичные документы по учету выработки содержат следующие реквизиты:

- место работы (цех, участок, отделение);

- дату или период времени;

- наименование и разряд работы (операции);

- фамилии, инициалы, табельные номера и разряды рабочих;

- количественные и качественные показатели;

- нормы времени и расценки за единицу выпущенной продукции;

- количество нормо-часов по выполненной работе.

Выбор формы первичного документа по учету выработки зависит от применяемой технологии производства, организации оплаты труда, системы контроля и качества продукции, обеспеченности производства измерительными приборами и других факторов.

При наличии отклонений от нормальных условий работы применяют соответствующие первичные документы. Например, если выполнялись дополнительные операции, не предусмотренные технологией производства, используется наряд на сдельные работы (форма Т-40) с отличительным знаком или листок на доплату к рапорту (наряду) (форма Т-48). В случае простоя не по вине рабочих используется листок учета простоев (формаТ-16).

В некоторых случаях, для выполнения отдельных работ, которые организация не может выполнить своими силами, привлекаются работники со стороны. В этом случае между ними и организацией заключается договор гражданско-правового характера ‒ договор подряда. Указанный договор составляется не менее чем в двух экземплярах: один из них выдается исполнителю, второй остается в организации. Для оформления и учета работ, выполненных работником по договору подряда, используется акт выполненных работ. Акт является основанием для окончательного или поэтапного расчета сумм оплаты выполненной работы.

Независимо от условий выполнения работы оформленные первичные документы по учету труда передаются в бухгалтерию для расчета заработной платы лиц, указанных в этих документах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: