Интересно отметить, что как во Франции, так и в Англии полнокровная деятельность научных обществ как таковых продолжалась в течение сравнительно короткого отрезка времени; к J690 году оба общества находились в плачевном состоянии, и возрождение их в XVIII веке фактически явилось воссозданием этих обществ. Их появление, всеобщая поддержка и вызванный ими в широких кругах общественности интерес был показателем того, что на науку смотрели в то время как на волнующее, интересное и, быть может, выгодное занятие. Именно этот последний момент послужил причиной возникновения серьезных трудностей. Фрэнсис Бэкон, подобно Роджеру Бэкону, жившему четырьмя столетиями ранее, ясно сознавал, что понимание природы было единственным средством заставить ее служить человеку. Однако между пониманием чего-то и его осуществлением—дистанция огромного размера. Фактически лишь в одной области—правда, весьма важной,—а именно в астрономии и мореплавании, новая наука, практически сведенная к математике и физике, была в состоянии принести реальную пользу. Сэру Антони Дину действительно удалось в 1666 году найти осадку корабля до того, как он был спущен на воду, но на практику кораблестроения это не оказало сколько-нибудь серьезного влияния. Королевское общество на ранней стадии своего развития сулило гораздо больше, чем могло осуществить, и это обстоятельство отчасти оправдывало в тот момент насмешки, которые оно вызывало со стороны интеллигенции, не имеющей отношения к науке, и наиболее известным примером которых является сатира Свифта «Путешествия Гулливера».
|
|
Однако в конечном счете результаты деятельности Общества должны были оказаться совершенно иными. Стимулируя «проникновение естествоиспытателей в ремесла» (стр. 254), оно смогло заложить основы той рациональной оценки и реконструкции традиционных ремесел и мануфактур, которые должны были вылиться в промышленную революцию следующего века. Действительно, непосредственным результатом его работы явилась центральная фигура этой революции—паровая машина, которая с полным правом может быть названа «философской машиной». Она явилась плодом работы не того или иного отдельного изобретателя, но группы ученых в Accademia del Cimento, Королевском обществе и Французской академии (стр. 323 и далее).
I" и с. II, Эскизы HiicipyiUMiiGu н машин.
СИ» ра«нмх номеров «Философекля; трудов лондонского ио1>о$е»сиого общества*.* а —mouoe изобретение Христиана ГюЯгч'пез из Цюдихема—^в^сьма точные портйтниныв часы
б—иовыЯ татйд«апт|жческнЙ Сш^ижэтельмны!^ телескоп, изоИрстешшй Ньютоном, членом Кетм> лсвского ебн^ееггва п профессорам мгт?м&тнни К.^^йриджскс!Го уиииьрснтсТй (167211 (гтр* 25>7># a — тцшш М&ШШ& для ярсжэяедства полотняной тшшм &ез номшдн рсыяелеиимиа, преподнесен*
|
|
sse«oM академии г-моя де Жен. оф|*цер*зд
(Взйто из «Journal &t* Scavnn**. ib?8«стр.:
Рождение современной науки
Наука становится институтом
Учреждение ранних научных обществ имело еще один, более основательный результат: оно сделало науку институтом, институтом со всеми его отличительными признаками, торжественностью и, к сожалению, некоторой долей помпезности и педантизма, присущих более старым институтам права и медицины, Эти общества превратились в действительности в жюри по делам науки, жюри» достаточно авторитетное, чтобы отстранить многих из тех шарлатанов и безумцев, которых широкие круги общественности едва могли отличить от подлинных ученых; однако, к сожалению, оно могло также выхолостить из самой официальной науки, по крайней мере на время, многие революционные идеи (стр. 328). Круг вопросов, которыми занимались ученые—члены научных обществ второй половины XVIII столетия,—как показывают их «философские труды», охватывал почти все без исключения аспекты естествознания и практической жизни, начиная от вычисления расстояний до звезд и кончая микроскопическими организмами, живущими в прудовой воде, от искусства крашения до таблиц смертности4-93.
Первым манифестом вновь организованной пауки была «История Королевского общества», написанная епископом Спратом в 1667 году, когда обществу исполнилось всего пять лет. Труд этот, как и следовало ожидать, вышел за рамки просто истории. Это была скорее программа и защита экспериментальной философии. Осудив всевозможные разновидности догматических философов, Спрат с одобрением отмечает:
«Третьим видом новых философов были те, кто не только расходился во взглядах с древними, но также правильно поставил себе целью идти медленным, но верным путем экспериментирования; и они шли этим путем, насколько им позволяла это краткость их собственной жизни или множество других их дел, или ограниченность их состояния».
Спрат выступает за прием в Общество людей всех званий и профессий, уроженцев всех стран, а затем затрагивает вопрос о raison d'etre такого учреждения, которое, по его мнению, заключается в «характере того века, в котором мы живем, Ибо сейчас дух экспериментирования распространен так широко, что даже будь в пашей стране создана еще одна или две подобных ассамблеи, то и в таком случае у нас не было бы недостатка в талантливых людях, чтобы они могли поддерживать ее деятельность. Все места и уголки уже заняты, и работа в них уже кипит: ежедневно мы находим множество благородных редкостей, созданных не только руками ученых и профессиональных философов, но и в мастерских механиков; путешествиями купцов; плугом землепашцев; спортом в рыбных садках, парках и садах дворян; сомневаться поэтому можно только в отношении будущих веков. И даже им мы спокойно можем обещать, что они ненадолго будут лишены плеяды пытливых умов, ибо перед ними лежит так четко намеченный путь; ведь им достаточно только вкусить этих первых плодов и вдохновиться этим примером».
Он заканчивает свое рассмотрение экспериментов и инструментов, которыми пользовались члены Общества, комментариями о «манере их рассуждений» и необходимости устранить из них «витиеватость и напыщенность речи». Поэтому, говорит Спрат, они категорически
«...отказываются от многоречивости, отклонений и высокопарности стиля, чтобы вернуться назад к первончальной чистоте и лаконичности, когда люди выражали так много вещей почти одним и тем же количеством слов. Они потребовали от всех своих членов конкретной, неприкрашенной, естественной манеры говорить; точных выражений, ясного смысла; врожденной непринужденности; изложения возможно близкого к математической простоте; и предпочтения языка ремесленников, сельских жителей и купцов языку остряков или схоластов».
|
|
Научная революция
Остается фактом, что стиль английского языка во второй половине XVII века был коренным образом упрощен-1-61^-"2. Любопытен комментарий по этому поводу, написанный столетием позже Самуэлем Джонсоном на труд Спрата:
аЭто одна из немногих книг, которая благодаря изысканности чувств и изяществу изложения не утеряла своей ценности до нашего времени, хотя она написана на расплывчатую и скоропреходящую тему. История Королевского общества читается сейчас не ради того, чтобы узнать, какие дела в нем тогда вершились, но чтобы посмотреть, как описывает эти дела Спрат»4*00