Пример написания заключения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрение основных теоретических и практических аспектов в изучении феномена коллективизма позволяет сделать вывод о многообразии подходов к постановке данной проблемы, как в зарубежной, так и в отечественной науке. Однако, в основе любых исследований, как правило, лежат определения базового понятия «коллектив», что делает возможным обращение непосредственно к проблеме коллективизма.

В отечественной науке в основе исследований коллективизма лежат педагогические разработки теоретиков-педагогов. Обозначенная проблема достаточно продуктивно изучалась социальными психологами, а также отечественными и западными этнопсихологами. Традицией зарубежной психологии стало рассмотрение коллективизма в дихотомии с индивидуализмом. Причем отмечается, что эти две ориентации могут сосуществовать в сознании одного человека. Индивидуалистическая культура может способствовать развитию групповой идентичности у членов общества. В то время как в коллективистической культуре возможна реализация не только коллективных намерений, но и проявление индивидуальных возможностей.

На наш взгляд, современным приоритетным направлением является рассмотрение коллективизма как базового свойства личности в рамках целостно-функционального подхода. С этой точки зрения коллективизм представлен как системное, целостное образование, включающее в себя инструментально-стилевые и мотивационно-смысловые характеристики. Инструментально-стилевые признаки (динамические, эмоциональные, регуляторные) в большей мере обусловлены природными предпосылками развития, т.е. зависят от черт темперамента и нервной системы. Мотивационно-смысловые (ценностные, мотивационные, когнитивные, продуктивные) обусловлены социальными факторами развития и зависят от социального окружения и условий деятельности.

Перспективность и продуктивность этого подхода состоит в том, что он позволяет преодолеть разрыв между основными компонентами личностного свойства, познать его структуру и психологические механизмы реализации. Таким образом, изучение коллективизма как системного свойства личности строится на основе анализа всех структурных элементов в единстве и взаимосвязи.

При исследовании базовых личностных свойств особое внимание уделяется определению факторов, которые оказывают влияние на их проявление. Чаще всего таковыми называют индивидуально-типологические, возрастные, полоролевые и национально-этнические характеристики. Однако практически не принимаются во внимание структурные личностные характеристики, которые, на наш взгляд, также оказывает существенное влияние на проявление личностных свойств и особенности их реализации.

Опираясь на изложенные выше положения, мы предприняли попытку изучения коллективизма как системного свойства личности у учащихся с различной личностной направленностью. В качестве таковых нами рассматривались: «Я» направленность – направленность на себя, «О» направленность – направленность на общение и «Д» направленность – направленность на дело.

Результаты экспериментального исследования подтвердили предположение о том, что коллективизм школьников с различной направленностью личности имеет свои особенности, определяющиеся степенью выраженности и доминированием отдельных признаков в его целостной структуре, и позволили нам сделать следующие выводы:

1. Проявление коллективизма как системного базового свойства личности определяется ее направленностью.

2. У школьников с направленностью на себя /«Я»/ в общей иерархии показателей коллективизма доминируют такие переменные как личностно значимые ценности, интернальность, осведомленность, эгоцентризм и субъективно-личностная продуктивность. Таким образом, учащимся с «Я» направленностью характерныцелевая направленностьличностного плана, активная регуляция коллективного поведения, общее понимание значимости данного свойства и реализация эгоцентрических мотивов в субъективно-личностной сфере.

3. Основу коллективизма учащихся с направленностью на общение /«О»/ составляют социоцентризм, стеничность, эргичность и предметно-коммуникативная продуктивность. Иначе говоря, школьникам с «О» направленностью присущи выраженный альтруистический настрой при проявлении коллективного поведения, подкрепляемый положительными эмоциональными состояниями, и устойчивость реализации коллективной деятельности в предметно-коммуникативной сфере.

4. Ядро психологической структуры коллективизма школьников с направленностью на дело /«Д»/ составляют наиболее выраженные показатели ценностей терминального блока, осмысленности, эргичности, социоцентризма и предметно-коммуникативной продуктивности. В целом подросткам с «Д» направленностью свойственны при проявлении коллективизма ориентация на социально-значимые ценности, четкое понимание сущности данного свойства, интенсивность и устойчивость коллективных устремлений, связанных с реализацией социоцентрических мотивов в предметно-деятельностной сфере.


ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: