Ожидаемые результаты развиваемых компетенций на занятии

Студент должен знать:

· химические свойства гидразина, гидразидов, гидразонов, альдегидной группы;

· теоретические основы методов иодометрии, йодатометрии, броматометрии, нитритометрии, неводного титрования, фотометрии;

· методику определения запаха, растворимости лекарственных веществ.

Студент должен уметь:

· определять запах твёрдых лекарственных веществ в соответствии с требованиями ОФС;

· проводить реакции обнаружения изоникотиновой кислоты с раствором сульфата меди (II);

· определять специфические примеси гидразида изоникотиновой кислоты и ванилина в фтивазиде;

· проводить количественный анализ изониазида йодометрическим методом по гидразину;

· проводить количественное определение фтивазида йодатометрическим методом по гидразину и альдегидной группе.

Студент должен владеть:

методами определения растворимости лекарственных веществ, описанных в ФС;

методами дифференциациивеществ, близких по химической структуре и физико- химическим свойствам;

навыками выполнения количественного анализа лекарственных веществ.

Вопросы самоконтроля

1. Где, в какой период и кем синтезированы и исследованы производные

изоникотиновой кислоты.

2. Записать схему синтеза фтивазида, пояснить появление специфических примесей.

3. Какое лекарственное вещество из рассматриваемых может быть идентифицировано органолептически?

4. Представить химизм реакций, протекающих при последовательном добавлении к фтивазиду раствора гидроксида натрия по каплям, а затем кислоты.

5. Записать химизм реакций лекарственных веществ с солями тяжёлых металлов, в том числе с раствором меди сульфата. Показать направление координационных связей в образующемся продукте.

6. Характеризовать лекарственные вещества с точки зрения кислотно-основных свойств.

7. Записать реакции идентификации, основанные на востановительных свойствах гидразина, альдегидной группы.

8. Записать химизм количественного определения изониазида йодометрическим методом. Анализ какого лекарственного вещества, изучаемого ранее, проводится аналогично?

9. Записать химизм, рассчитать эквивалентную массу при йодатометрическом (броматометрическом) методе анализа фтивазида. Пояснить роль хлороформа.

10. Представить теоретическое обоснование и химизм нитритометрического метода определения гидразидов.

11. Записать химическую структуру ниаламида, протионамида, этионамида и пояснить особенности фармакологического действия.

Ситуационные задачи

1. При определении сульфатной золы во фтивазиде масса тигля составила -11,2874 г, масса тигля с навеской -11,8432 г. Рассчитайте содержание сульфатной золы во фтивазиде, если масса тигля с золой после озоления и прокаливания до постоянной массы - 11,2879 г. Соответствует ли фтивазид требованиям ФС по содержанию сульфатной золы (не более 0,1%)?

2. Приведите уравнения реакций количественного определения изониазида (М=137,14 г/моль) методом иодометрии. Рассчитайте титр по определяемому веществу, навеску изониазида, чтобы на титрование пошло 20,0 мл 0,1 моль/л (УЧ 1/2 йода) раствора йода (К=0,98). Какой объем указанного раствора целесобразно добавить к рассчитанной навеске в случае варианта обратной йодометрии?

3. Рассчитайте допустимые пределы, содержания изониазида в таблетках, содержащих соответственно по 0,1 г; 0,2 г; 0,3 г действующего вещества, пользуясь нормами допустимых отклонений, приведенными в ГФ XI (вып. 2, с. 156).

4. Приведите уравнения реакций количественного определения ниаламида (М=220,30 г/моль) методом неводного титрования. Рассчитайте молярную массу эквивалента, титр по определяемому веществу, навеску ниаламида, чтобы на титрование пошло 10 мл 0,1 моль/л раствора хлорной кислоты (К=0,98).

Литература основная:

1. Беликов В. Г. Фармацевтическая химия: Учебное пособие.– М.:МЕДпресс-информ, 2007. – С. 459-465.

2. Фармацевтическая химия: Учебное пособие/под редакцией А.П.Арзамасцева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- С. 371-387.

3. ГФ РФ XII издания, часть 1. – М.:НЦЭСМП, 2007. – С. 17, 92, 118, 546.

4. ГФ СССР XI издания, выпуск 1. – М.: Медицина, 1987. - С. 12, 165, 175.

5. Лекционный материал.

Литература дополнительная:

1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: Учебник для ВУЗов.- Пятигорск, 2003.- 720 с.

2. Руководство к лабораторным занятиям по фармацевтической химии: Учебное пособие/под редакцией А.П. Арзамасцева. – М.:Медицина, 2004. – 384 с.

3. Саушкина А.С. Сборник задач по фармацевтической химии/под редакцией Беликова В.Г. – Пятигорск.: издательство ПятГФА, 2003. – 274 с.

Занятие № 13

ТЕМ А: Коллоквиум. Гетероциклические лекарственные вещества, производные фурана, пиррола, индола, пиразола, имидазола, пиридина, 1,2,4 – триазола, пиперидина, пиперазина.

Цель занятия: систематизировать и углубить знания по исследованию качества лекарственных веществ и препаратов, производных кислород и азотсодержащих пятичленных гетероциклов и пиридина.

Развиваемые компетенции:

- способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств (ПК-36);

- способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: