Профессиограмма менеджера по персоналу, представленная в научной литературе

I. Общие сведения о профессии.

В переводе с английского слово manager означает – «руководитель», «заведующий», «директор», «управляющий». Последние несколько лет ознаменовались высоким ростом предпринимательства в нашей стране, и из класса предпринимателей возник особый класс менеджеров и управляющих, приобретающий все большую популярность. Но в целом менеджеры существовали всегда, как всегда существовали руководители предприятий, компаний, организаций. Менеджер – это управленец, который в отличие от предпринимателя довольно жестко ограничен в своей деятельности набором норм, правил и традиций, свойственных для любой организации.

Название профессии менеджер по персоналу обсуждается с начала 90-х гг. прошлого столетия, когда казалось, что старое наименование (начальник отдела кадров или инспектор) должно «уйти», а новое (HR, менеджер по персоналу и т.п.) – утвердиться, поскольку HR-деятельность «поглотила» административно- кадровую работу вместе с кадровым документооборотом.

Большинство руководителей различных крупных предприятий и клиентов со стороны обращают внимание на то, как ведется работа с персоналом на других предприятиях. Наличие данного менеджера говорит о том, что руководитель заботится о своем коллективе.

Структура организации, её интересы, связи в первую очередь передаются через специалиста по персоналу, который встречает, адаптирует сотрудников и взаимодействует с ними. От его деятельности зависит успех компании.

II. Характеристика труда – содержание и основные операции (действия):

– участие в работе по управлению персоналом предприятия;

– планирование потребности в персонале в соответствии с перспективами и направлениями развития предприятия;

– организация работ по поиску и привлечению сторонних специалистов для обеспечения жизнедеятельности компании;

– профессиональный отбор среди претендентов на вакансию, диагностика профессионально-важных качеств, работа с базой данных кандидатов;

– ведение телефонных переговоров и собеседований с претендентами на вакантные должности;

– проведение адаптации новых сотрудников: знакомство с предприятием, правилами внутреннего трудового распорядка, нормативными правилами и ценностями предприятия;

– внесение предложений по мотивации и стимулированию сотрудников;

– осуществление кадрового учета и ведение кадрового делопроизводства на предприятии в соответствии с требованиями законов и государственных стандартов;

–оформление приема, перевода, увольнения сотрудников предприятия в соответствии с трудовым законодательством,

положениями, инструкциями, приказами, принятыми на предприятии;

– формирование и ведение личных дел сотрудников, своевременное внесение в них необходимых изменений, ведение архива личных дел;

– подготовка необходимых материалов для аттестационной комиссии;

– изучение движения и причин текучести кадров, принятие участия в разработке и осуществлении мероприятий по их устранению;

– заполнение, учет и хранение трудовых книжек, подсчет трудового стажа;

– выдача справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности сотрудников предприятия;

– осуществление воинского учета призывников и военнослужащих запаса, работающих на предприятии;

– предоставление персональных данных в бухгалтерию для внебюджетных фондов и налоговой инспекции;

– разработка плана обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников;

– учет предоставления отпусков работникам, осуществление контроля за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков;

– контроль состояния трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и за соблюдением сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка;

– осуществление оперативной связи с организациями и отдельными гражданами по вопросам кадровой деятельности предприятия;

– обеспечение составления установленной отчетности о работе с кадрами.

III. Условия труда.

Работа в офисе общей площадью 3 кв. метра. Менеджеру по персоналу предоставляется отдельный стол и стул, компьютер, ксерокс, принтер, телефон.

Разрешается пользоваться библиотекой. Восьми часовой рабочий день, часовой перерыв для отдыха и питания. Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно- двигательного аппарата, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной аллергией, экземой кистей рук, эпилепсией, резко выраженными неврозами, снижением слуха и дефектами речи, болезнями сердечно-сосудистой системы.

IV. Психограмма

1. Личностные качества:

2. Моральные:

– доброжелательность;

– эмоциональная устойчивость;

– внимательность;

– честность;

– хорошая память;

– справедливость;

– воспитанность;

– скромность;

– высокий уровень самоконтроля;

– способность убеждать собеседника;

– позитивное, оптимистическое мышление.

3. Деловые:

–исполнительность;

–предприимчивость;

– трудолюбие;

– целеустремленность;

– организованность;

– дипломатичность;

– дисциплинированность.

4. Профессионально-важные качества:

– нацеленность на результат;

– высокая самоорганизованность;

– умение эффективно планировать время и другие ресурсы;

– общительность;

– находчивость;

– выдержка;

– умение «говорить на одном языке» с представителями разных профессий, возрастных категорий;

– беспристрастность;

– умение говорить «нет»;

– способность воспринимать критику;

– способность к эмпатии (сопереживанию);

– способность к влиянию;

– профессиональная компетентность;

– интеллектуальные способности.

V. Знания, умения, навыки

– законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия по управлению персоналом;

– законодательство о труде;

– основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;

– конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;

– современные концепции управления персоналом;

– основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;

– формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;

– порядок разработки трудовых договоров (контрактов);

– методы и организацию менеджмента;

– структуру управления предприятия и их кадровый состав;

– основы общей и социальной психологии труда;

– этику делового общения;

– отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом;

– основы организации делопроизводства;

– методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Профессиональные знания в области: социологии, экономики, управления, организации, коммерции, иностранного языка, маркетинга, торговли. Для работы с кадрами необходимы знания в области права и психологии. Менеджер по персоналу должен уметь работать по следующим направлениям HR-менеджмента: кадровое делопроизводство и кадровое право; планирование персонала и кадровый анализ; поиск и подбор персонала; адаптация персонала; стимулирование и оплата труда; трудовая мотивация персонала; оценка и аттестация персонала; обучение и развитие персонала; корпоративная культура организации; высвобождение персонала; разрешение конфликтов.

Профессиональные умения: работа с людьми, телефонные переговоры, договорная работа, компьютер, разработка программ, коммерческие операции, умение доводить порученное дело до конца, умение видеть перспективу.

VI. Сведения о профессиональной подготовке.

Чаще всего менеджерами по персоналу становятся психологи, выпускники кафедры по управлению персоналом, менеджмента, педагоги, выпускники экономических, юридических и реже технических вузов.

На должность менеджера по персоналу назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности на должностях по управлению персоналом не менее 2 лет.

Таким образом, профессиограмма – это документ, который содержит комплексное, систематизированное и всестороннее описание объективных характеристик профессии и совокупность ее требований к индивидуально-психологическим особенностям человека. Оценка работников при использовании профессиограмм позволяет сравнивать качества работников, выявлять их сильные и слабые стороны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: