Интернет-ресурсы по философии, содержащие справочники, энциклопедии, полнотекстовые базы (учебники, первоисточники)

1. Бесплатные полнотекстовые учебники для студентов Gaudeamus // http://www.gaudeamus.omskcity.com

2. Визуальный словарь (вкладка «Философия») // http://fil.vslovar.org.ru

3. Журнал современной философии «Сократ»// http://www.socrat-online.ru

4. Полнотекстовые первоисточники по философии (разные периоды, русская философия, зарубежная философия и многое другое) // http://lib.ru

5. Полнотекстовые учебники // http://superu4ebniki.narod.ru

6. Полнотекстовый учебник Г. В. Гриненко. История философии // http://yanko.lib.ru

7. Сборник философских афоризмов // http://www.wisdoms.ru

8. Статьи по истории философии // http://clarino2.narod.ru

9. Философский словарь // http://phenomen.ru

10. Философский штурм: персоналии философов // http://filosophystorm.org.


Вопросы для самоконтроля

№ п/п № темы дисциплины Тематика семинарских занятий, технология проведения Трудоем-ть в часах
    Философия. Сущность и предназначе ние. 1. Дайте характеристику историческим формам мировоззрения. 2. Перечислите предпосылки возникновения философии. 3. В чем смысл плюралистического подхода в контексте философских проблем? 4. Раскройте содержание основных философских проблем. 5. Систематизируйте функции философии.  
1. Особенности философии Древнего Востока 1. Дайте характеристику основных понятий философии Древнего Китая и Индии. 2. Выделите особенности религиозно-философского учения «даосизм» и его принципа «не деяния». 3. Почему конфуцианство становится самым популярным направлением в философии Китая? 4. Какими качествами, по мнению сторонников конфуцианства, должен был обладать идеальный человек? 5. Почему в Древней Индии религия была тесно связана с философией? 6. В чем заключаются особенности буддизма и почему он является мировой религией? В чем состоит разница между джайнизмом и индуизмом?  
2. Античная философия 1. Перечислите и охарактеризуйте периоды античной философии. 2. Какие проблемы интересовали античных натурфилософов? 3. Перечислите особенности философских школ античности. 4. Охарактеризуйте особенности философского метода Сократа. 5. Охарактеризуйте этические и политические взгляды Платона. 6. Почему Аристотель критиковал всю предшествующую философию? 7. В чем состоит отличие греческой философии от эллинско-римской? 8. Сравните учения стоиков и эпикурейцев и сделайте вывод об их этической направленности. Перечислите основные положения скептицизма.  
3. Философия эпохи Средневековья и Возрождения 1. Назовите основные черты христианского мировоззрения (охарактеризуйте религиозную картину мира европейцев эпохи Средних веков). Какую проблематику затрагивали философы в период патристики? 2. Чем философские построения эпохи схоластики отличались от идей эпохи патристики? 3. Какую роль сыграли философские воззрения Фомы Аквинского в развитии схоластики? 4. Каким образом строились доказательства бытия Бога? 5. Перечислите, какие особенности мировоззрения характерны для философии эпохи Возрождения? 6. Сравните идеи натурфилософии античности и эпохи Ренессанса. Назовите особенности социально-философских и политических учений Возрождения.  
4. Философия Нового времени 1. Какие черты мировоззрения людей Нового времени отличают их от человека эпохи Ренессанса? 2. В чем заключались основные идеи рационализма и эмпиризма? 3. Дайте характеристику учениям Ф. Бэкона. 4. Что нового привнес в философию Р. Декарт? 5. Каково значение французского Просвещения в развитии мировой философии? 6. Охарактеризуйте научный (классический) тип мышления данной эпохи. Перечислите положения теории Г. Лейбница о монадах.  
5. Классическая немецкая философия 1. Определите особенности классической немецкой философии. 2. Сравните «докритический» и «критический» периоды в творчестве И. Канта. Что в корне поменялось в мировоззрении мыслителя? 3. Охарактеризуйте основные положения диалектической философии Гегеля. 4. В чем состоит феномен антропологической философии Л. Фейербаха? 5. Опишите тенденции развития классической немецкой философии. 6. Какова специфика агностицизма И. Канта? 7. Заполните таблицу «Влияние Немецкой классической философии на развитие философии XX века.  
Идеи Немецкой классической Философии Философские учения XX века.
   
 
6. Марксистская философия Какой вклад в развитие социальной философии внес К. Маркс? 2. В чем состоит система материалистического понимания общества и истории? 3. Что такое общественно-экономическая формация? 4. Расскажите о роли марксизма-ленинизма в истории и культуре СССР.  
7. Неклассический характер новейшей философии 1. Дайте определение и охарактеризуйте основные черты неклассической философии. 2. Расскажите о применении принципов детерминизма и индетерминизма в философских концепциях Нового и Новейшего времени. 3. Составьте кластер «Крупнейшие философские учения XX века». 4. В чем состоит сущность волюнтаризма? 5. В чем заключается концепция Ф. Ницше о Сверхчеловеке? 6. Определите философскую специфику психоанализа 3.Фрейда.  
8. Русская философия 1. Перечислите основные черты русской философии. 2. Расскажите об особенностях периодизации русской философии. 3. По каким вопросам проходил идейный спор западников и славянофилов? 4. В чем состоит специфика идей П.Я. Чаадаева? 5. Дайте характеристику русской религиозной философии. 6. Охарактеризуйте концепцию «Всеединства» В.С. Соловьева. 7. Составьте сравнительную таблицу «Философские взгляды С. Булгакова, Н. Бердяева, П. Флоренского». 8. Назовите представителей русского космизма. 9. В чем состоят причины философского плюрализма конца XX в.?  
9. Философская антропология 1. Расскажите, как изменялось отношение к человеку (его смыслу жизни и предназначению) в разные исторические эпохи? С чем это было связано? 2. В чем состоит различие между индивидом, индивидуальностью и личностью? 3. Кто из мыслителей, и в какие эпохи занимался изучением философских проблем человека?  
10. Социальная философия 1. Дайте определение общества с точки зрения философии. 2. Опишите философские модели развития общества. 3. В чем состоит сущность культуры. Приведите примеры взаимодействия общества и культуры.  
11. Онтологический и гносеологический аспекты философского знания. 1. Расскажите о содержании онтологических категорий в философии (бытие, материя, сознание, пространство и время, необходимость, случайность, количество и качество). Приведите примеры их использования в философских концепциях. 2. Что такое познание, каковы его виды? 3. Приведите примеры рационального и иррационального знания. Какую роль они играют в постижении истины? 4. Почему истина всегда относительна?  
12. Научное познание. Философские проблемы науки 6и техники 1. В чем смысл научного познания? Чем оно отличается от вненаучного? 2. На примерах расскажите о критериях научности. 3. Каковы особенности научного знания в современном мире? 4. В чем смысл и причины научных революций (согласно теории Т. Куна)? 5. Как наука связана с мировоззрением человека? 6. В какую историческую эпоху мировоззрение людей стало развиваться в духе сциентизма? Докажите на примерах. 7. Каковы основные этапы развития науки. Дайте их общую характеристику.  
13. Будущее человечества в контексте глобальных проблем современности. 1. Заполните таблицу «Культура и цивилизация: общее и особенное» 2. Как вы считаете на каком этапе (культуры или цивилизации) перед человечеством возникают глобальные проблемы? 3. Какие глобальны проблемы вы можете назвать? 4. Какова роль философских знаний в их решении? 5. Какие философские учения обращены к решению глобальных проблем и почему?  

Методические рекомендации к выполнению контрольной работы.

Философское знание носит проблемный характер. Это предполагает постановку философского вопроса о бытии и поиск (обоснование)наиболее рационального ответа на этот вопрос.Краткая формулировка найденного ответа на предложенный вопрос - философский принцип. Философский принцип представляетсобой связь философских категорий, т.е. основных понятий философии.Поиск или обоснование ответа на поставленный вопрос о бытии важен в философии. Однако искомый рациональный ответ, как правило, не носит окончательного характера. Ибо в философии предполагается само бытие,знание о нем, а также сам человек с его ценностными ориентирами (интересами, целями, идеалами), могут изменяться. Данные изменения человека с его знаниями и ценностями всегда связаны, включены и обусловлены развитием общества и его культуры, а значит, носят исторический характер. Поэтому философия предстает в виде взаимосвязанных и нередко противоборствующих философских традиций. Знакомство с панорамой этих традиций и составляет одну из учебных задач курса философии. Но более важно не поверхностное знание имен философов и принципов, связанных с этими именами, а освоение путей их поиска, хода философских размышлений: истоков и способов постановки философских вопросов, осмысления аргументов «за» и «против» определенных ответов на них. В освоении подобных навыков состоит суть обучения философии.

Для приобретения необходимого навыка следует упражняться в анализе решении проблемных задач, что и является целью контрольной работы.

Контрольная работа выполняется по вариантам. Номер варианта соответствует последней цифре вашей зачетной книжки (0 - соответствует 10 варианту). Например, последний номер Вашей зачетной книжки 03 – ваш вариант третий.

Каждый вариант контрольной работы включает в себя три вопроса и творческое задание. Качество ответа на вопросы отражает знание студента теории и истории философии. Выполнение творческого задания демонстрирует эрудицию студента, а также его умение самостоятельно анализировать и оценивать философский текст. Для выполнения творческого задания используйте приведенный ниже план анализа философского текста.

Качество выполнения контрольной работы оценивается по пятибалльной шкале. Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии полного и безошибочного ответа на два первых вопроса. Оценка «хорошо» выставляется, если даны полные и правильные ответы на три первых вопроса (или третье задание выполнено с незначительными замечаниями). Оценка «отлично» выставляется, если даны полные и правильные ответы на все задания Вашего варианта контрольной работы.


План анализа философского текста.

1. Определить автора текста, время его жизни и творчества.

2. Выяснить к какому философскому направлению (течению) он относится.

3. Выделить главную мысль, идею (мысли, идеи) текста.

4. Дать собственную оценку текста. Выразить согласие / не согласие с позицией автора.

5. Представить аргументы, подтверждающие Вашу точку зрения, привести собственные примеры.

ПРИМЕР АНАЛИЗА ФИЛОСОФСКОГО ТЕКСТА.

«В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других». (Конфуций).

Представленное высказывание принадлежит древнекитайскому философу Конфуцию. Основатель конфуцианской традиции жил в 551- 479 г. до н.э. и считал, что благо обществу принесет следование традициям предков. Также Конфуций полагал, что смысл жизни человека заключается в поддержании правильных повседневных отношений с миром. Для этого благородный муж должен почитать старших, представителей власти, уважать окружающих и выполнять свой долг перед обществом.

Поэтому философ ссылается на авторитет древних, подчеркивает их моральные качества, стремление к совершенству. Конфуций считал, что знания должны использоваться во благо общества, а не для хвастовства.

Следует согласиться с точкой зрения Конфуция, что образованный человек должен быть скромным и во всех ситуациях вести себя достойно, служить примером другим людям. Однако спорно приписывать эти добродетели исключительно древним людям. В любую историческую эпоху находятся люди достойные уважения (ученые, деятели культуры, политики и пр.). Необходимо ценить то хорошее, что существует здесь и сейчас, не только сохранять прежние достижения культуры и науки, но и стремиться делать новые открытия.


Перечень вариантов контрольных работ

Вариант 1.

1. Плюрализм методов и результатов в философии.

2. Теория познания Сократа.

3. Особенности русской философии XX века.

4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:

«Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».

Объясните, почему вы так считаете.

Вариант 2.

1. Соотношение материального и идеального знания в философии.

2. Теоцентризм средневековой философии.

3. Формационный подход в марксистской философии.

4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:

Однажды.[?].. вылез из своего жилища — бочки — среди ясного дня с зажженным фонарем и стал что-то или кого-то искать. Один из прохожих спросил его: «Что ты ищешь,.[?]..?» И философ ответил: «Ищу человека!»

Объясните, почему вы так считаете.

Вариант 3.

1. Происхождение философии.

2. Взгляды Платона и Аристотеля на государство.

3. Объективный идеализм Ф. Гегеля.

4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:

«В определенном смысле то, что мы называем счастьем случается в результате (непредвиденного) удовлетворения длительное время сдерживаемых потребностей»

Объясните, почему вы так считаете.

Вариант 4.

1. Взаимосвязь категорий онтологии и гносеологии.

2. Система философских категорий Аристотеля

3. Историческая роль философии Ф. Бэкона и её судьбы.

4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:

«На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд, ему возможно дать национальную основу, в корне расходящуюся с той, на которой оно зиждется в остальной Европе, ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе, и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире».

Объясните, почему вы так считаете.

Вариант 5.

1. Диалектика как всеобщий научный метод познания.

2. Естественнонаучная мысль в эпоху Ренессанса.

3. Проблемы культуры и цивилизации в творчестве О. Шпенглера и
Н.А. Бердяева.

4. Определите, какому философу принадлежат данные высказывания:

«Благородный муж думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный муж беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности».

«Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду».

«Люди в древности не любили много говорить. Они считали позором для себя не поспевать за собственными словами».

Объясните, почему вы так считаете.


Вариант 6.

1. Глобальные проблемы XX века: их происхождение и иерархия.

2. Основные черты философии Возрождения.

3. Ценностная ориентация античной философии.

4. Определите, какому философу принадлежат данные высказывания:

«Я мыслю, следовательно, существую».

«Целью научных знаний должно быть направление ума таким образом, чтобы он выносил прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах».

Объясните, почему вы так считаете.

Вариант 7.

1. Проблема культуры и цивилизации.

2. Учения экзистенциализма о человеке.

3. Средневековая схоластика как синтез христианского мировоззрения
и античной философии.

4. Определите, какому философу принадлежит данное высказывание:

«Для того чтобы уничтожить учение Коперника, вовсе недостаточно заткнуть кому-нибудь рот. Нужно еще наложить запрет на всю астрономическую науку и, сверх того, воспретить кому бы то ни было глядеть в небо!»

Объясните, почему вы так считаете.

Вариант 8.

1. Материалистическая теория развития общества.

2. Полемика западников и славянофилов.

3. Отношение к жизни и смерти в духовном опыте Индии и Китая.

4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста):

«Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более гражданствен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов». (Рене Декарт)

Вариант 9.

1. Проблемы человеческого бытия в философии Древнего Востока.

2. Агностицизм И. Канта.

3. Диалог философии и науки.

4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста):

«В чём цель жизни? Воспроизведение себе подобных. Зачем? Служить людям. А тем, кому мы будем служить, что делать? Служить Богу? Разве Он не может без нас сделать, что ему нужно. Если Он и велит служить себе, то только для нашего блага. Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость». (Л.Н. Толстой)

Вариант 10.

1. Социальная сущность науки в XX веке.

2. Сущность немецкой классической философии.

3. «Теория жизни» А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

4. Проанализируйте представленное высказывание (в соответствии с планом анализа философского текста):

«Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах». (Аристотель).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: