Причины, характер, особенности, этапы и итоги революции 1905 -1907 гг

1. В качестве базы для исторического познания выступают исторические источники. Поэтому важнейшим этапом в структуре исторического исследования является формирования его источниковой базы. Исторические источники подразделяются на: вещественные, письменные, изобразительные (изобразительно-графические и изобразительно - художественные), фонические. Вещественные памятники, будучи остатками изучаемой культуры содержат разнообразную информацию о ней. Социальная информация, заключенная в изобразительных источниках выступает в закодированном виде. Для ее использования необходимо провести отделение художественных приемов и методов, присущих эпохе создания источника и объективной информации зафиксированной автором. Среди всех источников первостепенное значение имеют источники письменные. Это материалы архивов, мемуары, периодика и т. д. Наличие источниковой информации само по себе не гарантирует объективной реконструкции прошлого. Поскольку информация о прошлом претерпевает в силу субъективного характера источников множество искажений. Во-первых информация содержащаяся в источнике преломляется через сознание определенной исторической эпохи. Источники представляют собой остатки культуры прошлого отделенное от нас не только временем но и разрывом в традиции, что затрудняет его интерпретацию. Во вторых на источник оказывает влияние психология отдельных социальных групп, к которым принадлежали авторы источников. В третьих информация содержащаяся в источниках искажается проходя через определенное мировоззрение создателей информации. Поэтому необходимо во первых максимальное расширение источниковой базы. А во вторых нужна внешняя и внутренняя критика источников как последовательная совокупность источниковедческих процедур. Здесь на помощь исследователю приходят так называемые «вспомогательные исторические дисциплины» которые изучают определенные виды и отдельные стороны исторических источников. Это генеология, геральдика, герменевтика, кодикология, дипломатика, историческая метрология, нумизматика, палеография, сфрагистика, хронология. А так же такая комплексная дисциплина как источниковедение – отрасль исторической науки разрабатывающая теорию, методику и технику изучения и использования исторических источников. Необходимо также соблюдать последовательность в изучении источников, учитывать, что часть информации в источнике является скрытой, а так же осознавать необходимость комплексного подхода к изучению источника (так, например мемуары не подтвержденные документальными материалами объективном историческим источником считаться не могут). Таким образом можно сделать вывод, о том, что факты информации изложенные в источнике выступают по отношению к историку только как историческое сырье, на базе которого он должен реконструировать научный факт, который в отличие от факта исторического отражает определенное явление действительности не в объективной реальности а в нашем сознании. А для этого на помощь историку должна придти теория, весь комплекс накопленных им знаний и критические методы работы с источником. Поэтому успехи исторической науки прямо связаны с расширением круга источников, вводимых в научный оборот, повышением их информационной отдачи, новым прочтением и доведением важнейших из них до массового сознания, а так же совершенствованием методов обработки, хранения, анализа и передачи информации.

2. Революция 1905 – 1907 гг. в России таким образом была вызвана необходимостью насильственного устранения препятствий на пути дальнейшей модернизации России, которые не смог устранить правящий режим. Конкретные её причины можно свести к 4 главным «вопросам» российской жизни, которые революция должна была разрешить:

1) «Политический» – необходимость: устранения абсолютизма и построения основ гражданского общества и правового государства; обеспечения широким народным слоям доступа к участию в политической власти; появления представительного законодательного органа, демократических свобод (слова, печати, собраний, совести, союзов), неприкосновенности личности и собственности, равенства всех перед законом и уничтожения сословного строя.

2) «Аграрный» – необходимость устранения основных пережитков феодализма в сельском хозяйстве: помещичьего землевладения; малоземелья и нищеты основной массы крестьянства; общинного землевладения.

3) «Рабочий» - необходимость: устранения препятствий на пути свободного развития рыночных отношений в промышленности (чрезмерного государственного контроля, сверхмонополизации, сословно-бюрократических препятствий); улучшения условий труда и быта рабочих (уменьшения рабочего дня, установления норм охраны труда и т. д.); легализации профсоюзов и забастовок; введения социального законодательства.

4) «Национальный» – необходимость: прекращения политики «великорусского шовинизма» проводившейся самодержавием; предоставления национальностям свободы для развития своего языка и культуры («культурная автономия») и политического самоуправления («политическая автономия»).

Первая революция носила буржуазно-демократический характер. Это значит, что осуществление задач стоящих перед революцией привело бы к созданию в России буржуазно-демократического государства. Особенности Российской революции: 1. Необходимость как решения задач характерных для перехода от феодализма к капитализму («аграрный» вопрос) так и разрешения противоречий присущих капитализму («рабочий» вопрос). 2. Наличие проблемы, которой не знали революции Запада – «национального» вопроса. Всё это обусловило особую остроту революционных противоречий и радикализм революционной борьбы. Движущими силами революции стали рабочий класс и крестьянство. Буржуазия, которая на Западе сыграла роль вождя революции в России эту роль (в силу своей политической слабости и инертности, зависимости от самодержавия) уступила революционной интеллигенции.

В ходе первой русской революции можно выделить несколько этапов.

1) «Начало революции» - 9 января – 17 октября 1905 г. События «кровавого воскресенья» положили начало колоссальному взрыву социального недовольства, видную роль в организации которого играли уже возникшие к тому времени политические партии и движения.. Крестьянство выступало с требованиями ликвидации помещичьего землевладения, частной собственности на землю, выкупных платежей и своей сословной неполноправности. Основным методом их борьбы по прежнему в основном оставались грабежи помещичьих имений. Однако в ходе революции крестьянство начало осознавать значение политических лозунгов и политических методов борьбы. Следствием этого стало требование демократизации политической жизни и формирование «Крестьянского союза» (лето 1905 г.). Рабочий класс был более политизирован потому с самого нала выступа не только с экономическими требованиями о свободе профсоюзов и забастовок, социальном законодательстве но и с политическими требованием о введения демократического избирательного права, созыве Учредительного собрания, введении самых широких демократических свобод. Методами его борьбы стали забастовки охватывавшие все более крупные районы страны, митинги, демонстрации, а так же вооруженная борьба с самодержавием. В ходе этой борьбы рабочие создавали органы местного самоуправления трудящихся – Советы бравшие на себя в условиях революционного хаоса некоторые функции государственной власти на местах. Интеллигенция, земцы и буржуазия выступали в основном с требованием созыва Учредительного собрания и демократизации страны и политико-правового равноправия общих для либерализма, не отказываясь при этом от требований некоторых социально-экономических реформ. Они предпочитали использовать ненасильственные формы борьбы которые однако в условиях абсолютизма продолжали оставаться незаконными (выступления в печати, митинги, демонстрации, создание разного рода политических ассоциаций и профессиональных союзов). Летом 1905 г. «заколебалась» и армия, состоящая из представителей тех же недовольных социальных слоев. Начались вооруженные выступления флота и армейских частей. Попытка самодержавия пойти на незначительные уступки (обещание созвать законосовещательную цензовую Думу без широкого народного пре дставительства) сочувствия у населения не вызвали.2) «Высший подъем революции» - 17 октября 1905 г. начало 1906 г. 17 октября 1905 г. под влиянием «Всеобщей октябрьской стачки» в которой приняли участие все недовольные общественные силы и которая полностью парализовала управление государством самодержавие вынуждено было пойти на уступки. Императором был опубликован так называемый «Манифест 17 октября». В нем: 1) провозглашались «демократические свободы» и неприкосновенность личности и собственности, 2) был обещан созыв представительного законодательного органа, 3) вводился принцип разделения властей (власть исполнительная предавалась Российскому правительству – Совету министров). Этим удалось расколоть единый революционный лагерь. Часть общества ориентировавшееся на либеральные ценности отошла от революционной борьбы надеясь на удовлетворение своих требований путем законодательных реформ. Началось создание либеральных партий которые ставил своей целью ведение легальной политической борьбы, используя демократические свободы и парламент. Сторонники же революционно-демократических преобразований – радикальных, социалистических и предполагавших окончательную ликвидацию монархии насильственным путем и их партии (эсеры и РСДРП) полагали необходимым продолжение революционной борьбы. Однако организованные ими вооруженные восстания в ряде крупных городов (в том числе и Москве) потерпели поражение. С этого момента революционная активность населения, достигнув своего апогея, стала затухать. 3) «Спад революции» - 1906 г. – 3 июня 1907 г. В этот период революционное движение еще продолжалось и внешне даже радикализировалась – возросло число армейских бунтов и актов террора. Но массовые выступления неуклонно шли на убыль. Центр политической борьбы постепенно перемещался в орган народного представительства. Им стала созванная согласно «Манифесту 17 октября» в апреле 1906 г. Государственная Дума. Император оказался лишённым прежнего права самому издавать законы. Избирательное право однако не было ни всеобщим (избирательных прав были лишены женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие и полиция; учащиеся; прислуга, батраки), ни равным (голосование проходило по 4 «куриям» - «уездных землевладельцев» в основном дворян – помещиков, «городских избирателей» - буржуазии и интеллигенции, «рабочей» и «крестьян-землевладельцев»; соотношение голосов между ними выглядело как 1:3:45:15), ни прямым (для первых двух курий – двухступенчатая система голосования, для рабочей – трёхступенчатая, для крестьянской - четырёхступенчатая). Дума была лишена права контролировать около 40 % российского бюджета. Для того, что бы своим консерватизмом сдерживать принятие либеральных думских законопроектов была создана вторая палата законодательного органа – Государственный Совет (половина его, назначалась императором из числа представителей высшей бюрократии, половина комплектовалась корпоративными выборами из представителей в основном зажиточного консервативного дворянства). Он мог отклонить любой думский законопроект. Его мог отклонить и император. Монарх имел право так же прервать занятия Думы и распустить её, а так же в перерывах между думскими сессиями издавать указы, имевшие силу закона. Царь назначал и смещал правительство без всякого участия Думы. Таким образом, полномочия этого органа были чрезвычайно ограничены монархом, что вызывало неприятие общества и депутатов. Эпоха первой и второй (1906-1907 гг.) Думы характеризовалась взаимными попытками самодержавия и парламента перетянуть одеяло властных полномочий на свою сторону. Депутаты (большинство мест получили представители леволиберальных «кадетов», радикально настроенных крестьянских представителей – эсеров и «трудовиков», а так же РСДРП) требовали: упразднения Государственного Совета, создания ответственного перед Думой правительства, введения всеобщего, равного, прямого, избирательного права, немедленного осуществления всех демократических свобод без ограничений, принудительного отчуждения государственных и помещичьих земель в пользу малоземельных крестьян. Император и правительство, в свою очередь, отказывались от любых компромиссов с законодателями. Николай II через 72 дня после созыва распустил первую Думу, а когда понял, что ничего этим не добился, прибег 3 июня 1907 г. к пересмотру избирательного закона, с тем, чтобы обеспечить удобный для себя состав депутатского корпуса. Теперь соотношение между куриями выглядело как 1:4 и 65 (городская курия была разделена на 2 – «буржуазную» и «интеллигентскую»): 564:265. Пересмотр же избирательного закона был исключительной прерогативой представительных органов. Поэтому революцию можно было считать законченной, а грубое нарушение императором законности закрепило за этим событием название «третьеиюньского переворота».

Однако революция состоялась. У нее были определенные итоги.

1) В области политической была ликвидирована абсолютная монархия (однако формой правления стала дуалистическая монархия оставляющая за монахом и дворянством на которое он опирался значительные рычаги политического влияния - исполнительную власть и право контроля над законодательной), создан представительный законодательный орган (однако формирующийся недемократическим путем и обладающий незначительными полномочиями, что снижало его эффективность в ускорении процессов модернизации страны и обеспечении политической стабильности), провозглашены демократические свободы, (крайне однако ограниченные), уменьшены сословные перегородки разделявшие общество (при сохранении однако в Росси сословного строя как такового). В целом можно сказать, что ограниченное разрешение «политического вопроса» стимулировало и значительно продвинуло, процесс формирования в Росси основ гражданского общества и правового государства.

2) В аграрном вопросе революция лишь заставила государственную власть отменить выкупные платежи и вплотную приступить к его решению «сверху».

3) Острота рабочего вопроса после революции была несколько ослаблена официальным разрешением рабочим создавать профсоюзы и вести забастовочную борьбу за улучшение своего экономического положения (однако в очень ограниченных рамками «государственного интереса» пределах), уменьшением рабочего дня (но не до 8 часов), разработкой рабочего законодательства о социальном страховании (введенного в действие только в 1912 г. для незначительной части наемных рабочих и в очень ограниченных размерах).

4) Национальные вопрос итогами революции фактически никак затронут не был. Подводя итог можно сказать, что наиболее актуальные «вопросы» стоявшие перед Россией накануне революции и тесно связанные с дальнейшей ее модернизацией были разрешены лишь частично. Теперь все зависело от способности власти провести модернизацию «сверху» и обеспечить при этом социальную стабильность

Билет №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: