Советская внешняя политика накануне и в начале Второй мировой войны. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг

3. 1. Во второй половине XVI в. Российское государство значительно изменяется как в территориальном аспекте (за счёт присоединения «осколков Золотой орды» - Казанского, Астраханского, Сибирского Ханств) так и политическом (окончательно утверждается третья стадия развития средневекового государства – «сословно-представительная монархия»). Эти изменения были связаны с реформами, проводившимися сыном Василия III Иваном IV Грозным (1533-1584 гг.). Они проходили в 2 этапа:

1) «Реформы Избранной рады» (1547-1560 гг.): 1. Цели реформ: укрепление государства, усиление власти правителя и централизация государственного управления. 2. Формы реформ: постепенная структурная перестройка государственного аппарата. 3. Содержание реформ: а) Реформы государственного управления: а. Венчание на царство, укрепившее внутри и внешнеполитическое положение монарха (1547 г.). б. Созыв сословно-представительного органа, на который царь мог опереться в борьбе за централизацию государства – «Земского собора». Он состоял из представителей бояр, духовенства, дворян и верхушки горожан (купцов). Собор всецело зависел от царя и выполнял совещательные и консультативные функции (1549 г.). Он не имел четко установленных: сроков созыва, норм и правил представительства В компетенции. В проявлении двух ведущих тенденций – укреплении самодержавной власти и развитии сословно - представительных начал – первая явно подавляла вторую. Упрочение бюрократического управления путём роста числа приказов и численности в них чиновников. г. Замена власти «кормленщиков» на местах властью выборной местной администрации из представителей сословий дворянства (избранные в местных административных округах – «губах» «губные старосты»), а так же горожан и государственных («черносошных») крестьян («земские старосты»). Они лучше заботились о местных нуждах и были в большей степени подконтрольны центральной власти (губные старосты напрямую подчинялись Разбойному приказу в Москве) – 1555 г. б) Военные реформы: а. Ограничение «местничества» (то есть назначения на должность по принципу родовитости, порождающего споры) во время походов (1550 г.). б. Образование стрелецкого войска, которое получало вооружение, жалование от государства и считалось постоянно находящимся на государственной службе (1550 г.). в. Упорядочение службы феодалов. Устанавливалось твёрдое соотношение количества земли и воинов, которых должен был привести феодал на войну. Налаживался учёт и контроль за их готовностью к военному походу. Закреплялся «призывной» возраст зачисления феодалов на службу – 15 лет (1556 г.). в) Церковные реформы: укрепление позиций церкви как идеологической опоры самодержавия (упорядочение церковных правил) и ограничение накопления церковью богатств (как базы для её независимости от государства) – 1551 г. г) Судебная реформа – принятие Судебника 1551 г. ещё более ограничивающего возможность крестьянского перехода и уменьшившего судебный произвол. д) Налоговая реформа: упорядочила налогообложение и ввела его дифференциацию в зависимости от сословной принадлежности (дворянство – церковь - горожане и крестьяне). Реформы значительно укрепили государство.

2) «Опричнина» (1565 – 1572 гг.). 1. Цели: те же. 2. Формы: террор, вызванный стремлением царя максимально ускорить процессы реформирования. 3. Содержание: выделение «опричнины» (где царь решал всё по своему произволу, пользуясь неограниченной властью). Удар Ивана пришёлся на: а) остатки удельной системы, б) церковь, в) боярство, г) земли сохранившие остатки былой независимости. Но затем террор обрушился на все группы населения. д) Опричнина вызвала: а. хозяйственное разорение Руси (массовую гибель людей и их бегство, голод, болезни); б. внешнеполитические неудачи (проигрыш Ливонской войны и успешные набеги Крымского хана на Москву); в. укрепление деспотизма (была устранена возможность любой оппозиции, прекратился диалог власти и общества); г. утверждение крепостного права (вызванное стремлением государства в условиях разрухи обеспечить войско и чиновников рабочими руками, запрещение крестьянских переходов в 1581 г.- «заповедные лета»).

2. Во многом формирование модернизационно-мобилизационной системы в СССР во многом было вызвано обострением международной обстановки в 1930 гг.

1) В 1933 г. в связи с обострением международной обстановки (появлением держав-агрессоров, мечтавших о новом переделе мира и в первую очередь – о сокрушении СССР – Германии, Италии, Японии) Советское государство перешло к политике коллективной безопасности. Её суть заключалась в: 1. Стремлении связать европейские государства договорами, направленными на совместное отражение угрозы со стороны держав-агрессоров. В 1935 г. подобные договора (не подкрепленные, однако военными конвенциями) были заключены СССР с Францией и Чехословакией. 2. Улучшении взаимоотношения со странами Запада и упрочении своего положения на международной арене в качестве крупной державы. В 1930-е гг. СССР признал целый ряд государств (в том числе и США). Он становится членом Лиги Наций, войдя в её руководство. 3. Образовании антифашистских «фронтов» в западных государствах с участием коммунистов и других социалистических и демократических партий. В 1934 г. такой народный фронт был с благословения СССР образован во Франции. 4. Всемерное противодействие актам агрессии на международной арене. СССР пытался всячески помешать милитаризации Германии, захвату: Италией - Эфиопии, Японией – Китая, Германией – Австрии. Однако голос СССР не был услышан другими западными державами. Они предпочли политике коллективной безопасности политику умиротворения агрессоров (постоянных уступок Германии и её союзникам с целью оттянуть войну и направить их агрессию против СССР). Чашу терпения руководства Советского государства переполнил «мюнхенский сговор» 1938 г. Он означал согласие Франции и Англии на передачу Судетской области Чехословакии Германии и на заключение с Германией договоров о ненападении.

2) Фактически СССР рисковал остаться в противоборстве с Германией (поддерживаемой Францией и Англией) один на один. Чтобы избежать этого в августе 1939 г. СССР заключил с третьим рейхом пакт о ненападении, который сопровождался «секретными протоколами». Протоколы означали раздел «сфер влияния» между Германией и СССР. Гитлер получил возможность беспрепятственно оккупировать Западную и Центральную Польшу и начать войну в Европе. СССР получал передышку и мог восстановить имперские границы России. Однако этот шаг привёл к дезориентации народа и армии и подорвал международный авторитет Советского Союза. Поэтому оценка «пакта» вызывало и вызывает ожесточенные историографические дискуссии. По одной из версий значительная часть вины за развязывание войны лежит на руководстве Англии и Франции которые предпочли политики «коллективной безопасности» «политику умиротворения» лишь провоцирующей этим агрессивные акты Гитлера и подтолкнувшие руководство СССР к подписанию договора о ненападении с Германией стремившегося не к разделу сфер влияния, а к достижению мирового господства. С другой стороны ряд историков возлагают определенную долю ответственности за мировую войну и на руководство СССР не проявившей якобы должной настойчивости в продолжении политики «коллективной безопасности» и пошедших на раздел сфер влияния с агрессором. Наконец некоторые ученые полагают, что руководство СССР само готовилось напасть на Германию и Гитлеровское руководство ишь опередило его в этом. Однако серьезными научными доказательствами они не располагают.

Мирным путём к СССР в форме союзных республик были присоединены Эстония, Латвия, Литва. Молдавскую союзную республику СССР потребовал у ранее захватившей её Румынии (1940 г.). Военным путём к СССР были присоединены от Польши западные районы Украинской и Белорусской союзных республик (1939 г.). Война с Финляндией (1939-1940 гг.) позволила СССР присоединить лишь район Карельского перешейка с Выборгом и ряд территорий на Кольском полуострове.

Билет №15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: