Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия

1. 1. XVI-XVII вв. в европейской и мировой истории принято определять как «раннее Новое время». «Новое время» охватывающее XVI – XX вв. – это период перехода от традиционного общества к индустриальному. Его первый этап характеризовался качественными изменениями в экономической, социальной, духовой и политической сферах которые привели к постепенной модернизации Западной Европы и подготовили условия ее перехода к индустриальному обществу. Появились более совершенные орудия труда (верхнебойное колесо, доменная печь, шахта с горизонтальными штольнями, вертикальный ткацкий станок и т. д.) и приборы (телескоп, барометр, гидрометр и т. д.). Прогресс средств производства производительных сил коснулся и сельского хозяйства (многополье, травосеяние, стойловый откорм скота и т. д.). Великие географические открытия расширили знания о мире, способствовав тем самым научному и техническому прогрессу. «Революция цен» вызванная ими способствовала расширению товарного производства. Наконец открытия дали импульс для первоначального накопления капитала. Рост производительных сил ускорял общественное разделение труда, содействовал росту товарности и складыванию капиталистического уклада (пока еще в рамках феодального общества). Капиталистические отношения представляли собой результат первоначального накопления капитала. В результате развития торговой (в том числе и трансокеанской), ростовщической (в том числе и национального масштаба) деятельности, ограбления колоний, интенсификации сельскохозяйственного производства (проявившегося в сгоне «излишков» крестьянского населения со своих земель и передаче их в краткосрочную и капиталистическую аренду, разведении на этих землях скота, разработки ископаемых и т. д.) складывается два основных класса. Первый – это собственники капитала – то есть средств, вкладываемых в предпринимательскую деятельность: промышленное производство, капиталистические формы торговли, кредита, транспорта. «Буржуа», «капиталисты» происходили в основном из городской торгово-ростовщической и ремесленной верхушки. Но впоследствии к ним присоединилась интеллигенция, зажиточное крестьянство, а позже и «новое» дворянство предпочитавшая вести свое хозяйство «по новому», не взимая фиксированную феодальную ренту, а извлекая максимальную прибыль. Второй класс – это пролетарии, лившиеся в результате интенсификации и повышения товарности ремесленного и сельскохозяйственного производства собственности и ставшие «пауперами» - нищими лишенными каких-либо средств производства и существования. Пролетариат формировался из ремесленных подмастерьев, учеников, крестьян. Соединение буржуазного капитала и свободных (от внеэкономической зависимости и от средств существования) рабочих рук пролетариата вкупе с техническим прогрессом и ростом разделения труда (производственным и территориальным) породил новый тип производства – капиталистическую мануфактуру. Мануфактура – это предприятие принадлежащее капиталисту, работающее на рынок, основанное на разделении наемного ручного труда и использовании в связи с этим простейших механизмов и природных двигателей (например, водных). Существовало три основных типа мануфактуры – централизованная (рабочие работали в общем помещении), рассеянная (рабочие были надомниками), смешанная (включала обе предыдущих формы). В деревне капиталистическое хозяйство было представлено фермой – арендатор феодальной земли организовывал на ней товарное хозяйство, закупив сельскохозяйственные машины, удобрения, семена и наняв сельских наемных рабочих - батраков. В финансовой и торговой сферах капиталистическое предпринимательство было оформлено крупными банками и торговыми кампаниями, занимавшимися преимущественно крупной торговлей с колониями («Ост – Индская», «Вест – Индская»). В социальной сфере период «раннего Нового времени» ознаменовался, таким образом, упадком значения феодальных слоев населения и постепенным приходом им на смену других. Господство владельцев земли постепенно сменялась господством владельцев капитала. Однако гораздо более важным являлся распад под влиянием роста товарно-денежных отношений корпоративной структуры общества характерный для традиционализма. Цехи, крестьянские общины, купеческие гильдии и т. д. препятствовавшие совершенствованию средств производства и имущественной дифференциации размывались. Да и сам сословный строй, основанный на неизменной и наследственной «функции» человека в обществе и его правах, строй препятствовавший социальной мобильности во всех ее смыслах, свободе и конкуренции крайне медленно но сдавал свои позиции. Власть титула уступала место власти денег. Сословному делению общества приходило на смену классовое. Менялась и духовная основа западноевропейского общества. Католицизм идеологически обосновывавший и освящавший феодальный строй приходил в противоречие с запросами общества. Новые социальные группы населения нуждались в новой идеологии, которая отразила бы их насущные интересы. Не случайно эпоха «возрождения» во многом как уже было указано отрицавшего ценность средневековых устоев началась еще в XIV-XV вв. в регионе в котором наиболее бурно развивались капиталистические отношения, а в раннее Новое время распространился по всей Западной Европе. Духовной основой этого феномена стал «гуманизм». Это было мировоззрение ставящее во главу угла ценность человеческой личности, право человека на свободу и счастье и считающее благо человека (а не божественную волю выражаемую церковью) главным критерием оценки эффективности социальных, экономических и политических институтов. Основным инструментом достижения счастья гуманисты считали не охранение сословного и корпоративного статуса, не слепое следование религиозным догматам, а самореализацию личности посредством труда. В связи с этим гуманисты отрицали приоритет «знатной породы», приветствовали науку, образование помогавшие преобразовать жизнь к лучшему и отнюдь не осуждали богатство. Гуманизм Возрождения стал основой современной европейской цивилизации и подготовил почву для церковной Реформации. Она воплотилась в виде альтернативных католической церкви вероучений. Общими для всех них было отрицание церкви как посредницы между богом и людьми. По мнению «реформатов» люди «спасаются» не посредством «добрых дел», совершаемых во благо и под жестким руководством церкви, а исключительно индивидуальной «верой» и соблюдением «мирских законов». Роль церкви ограничивалась лишь наставлением в вере. Она стала дешевой и простой (не признавалось «священное предание», уменьшалось количество «таинств», были упразднены монастыри, конфисковывались церковные богатства, уничтожен культ икон и мощей и т. д, упрощена была церковная обстановка и т. д.). Зато значение человека и его мирской деятельности возведенной в ранг «служения богу» неизмеримо возрастало. Произошла радикальная секуляризация общественной жизни. Ее «обмирщение». Реформация быстро трансформировалась в несколько конфессий. Самой радикальной был кальвинизм с его доктриной об «абсолютном предопределении» ставившей знак равенства между степенью мирского преуспеяния и степенью угодности богу. Самой умеренной являлось англиканство, ставившее основной целью подчинить церковь национальным интересам и сделав короля Англии ее главой. Однако вне зависимости от оттенков реформация поднимали и сакрализовывали значение труда, конкуренции, светского «успеха» во всех его проявлениях. Поэтому в сущности она являлась идеологией буржуазии, стремившейся упрочить свое положение изменив существующий порядок вещей. Политическая сфера жизни западноевропейского общества так же претерпела значительные изменения. Сословно - представительная монархия сменяется абсолютная монархия. Она характеризуется тем, что монарх являлся единственным носителем всей полноты законодательной, судебной, исполнительной власти. Правил он, опираясь уже не на представителей сословий, а на: 1)Многочисленный централизованный и иерархизированный бюрократический аппарат,2)Полицию, 3)Регулярную армию, 4)Церковь. Все жители государства являлись подданными. Процветала жесткая регламентация монархом всех сторон жизни поданных. Однако диалог власти и общества не прекратился в силу того, что государство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, управление страной приобрело публично-правовой характер, оно теперь выражало общенациональные интересы. Феодальные сословия духовенства и дворянства были кровно заинтересованы в абсолютном характере королевской власти. Она одна была надёжным средством обеспечить им привилегированное положение в период роста капиталистических отношений. Буржуазия – передовой отряд, элита третьего сословия – так же была заинтересована в абсолютной монархии. Она видела в ней средство прекращения феодальной анархии и развития торговли и промышленности. Кроме того, она была ещё политически слаба и неопытна. Сложилось своеобразное «равновесие» между дворянством и буржуазией, в условиях которой королевская власть приобрела характерную для арбитра независимость и силу. Абсолютизм вначале был исторически прогрессивен так как: 1)Вёл борьбу против раскола страны, чем способствовал формированию «государствообразующей» нации, 2)Проводил политику протекционизма и меркантилизма, способствовал росту мануфактурного производства, вёл войны за колонии и преобладание в международной торговле. Этим он содействовал хозяйственному развитию 3)Рационализировал государственное управление. Однако по мере развития капиталистических отношений абсолютизм начал препятствовать дальнейшему развитию так как: 1) Авторитаризм, отрыв власти от общества, исключительная опора на бюрократию способствовали нарастанию судебно – административного произвола. 2)Абсолютизм опирался на феодальные сословия. В их интересах он сохранял и отстаивал такие пережитки феодализма, как: 1.Сословные привилегии дворянства и духовенства (освобождение от налогов, правопривилегии и т. д.). 2.Феодальную собственность на землю и феодальные порядки в деревне (феодальную ренту, «дурные обычаи», «баналитеты» т. д.). 3. Сохранение цехового строя в городах и «монополий» в торговле и промышленности. 4.Расходование огромных средств на содержание королевского двора и нужды и потребности господствовавших «паразитических» сословий. Всё это препятствовало дальнейшему развитию более прогрессивных капиталистических отношений. В тех странах, в которых буржуазные отношения развивались более быстро, чем в остальной Европе, где буржуазия имела общие экономические и политические интересы с мелким и средним обуржуазившемся дворянством и имела рычаги воздействия на политическую власть в виде не упраздненных при абсолютизме сословно - представительных органов в XVI-XVII вв. произошли первые буржуазные революции. Это были Нидерланды и Англия. Причина нидерландской и английской буржуазных революций (как и любых других) заключалась в противоречии между новой, набирающей силу, социально-экономической системой (капиталистической, буржуазной) и отживающей, но более консервативной и костной политико-правовой системой общества (феодально-абсолютистской). Нидерландская революция приняла характер национально-освободительной борьбы населения Голландии с абсолютистским режимом испанцев препятствовавшим развитию буржуазных отношений и национальным интересам нидерландцев. Английская революция развивалась в форме противостояния парламента выражавшего интересы буржуазии и короля отстаивавшего абсолютистские начала. Итогом революций стало следующее. 1) Изменение формы правления. Абсолютизм уступил место конституционной монархии. Исторически прогрессивная буржуазия смогла получить доступ к политической власти. Инструментом ее влияния на политическую власть стал представительный законодательный орган – парламент. Исполнительная власть в Англии конца XVII в. была оставлена за монархом представлявшем интересы титулованного дворянства, однако принцип разделения властей (включая гарантии независимости судебной власти) окончательно положил предел административному произволу. 2) Были законодательно закреплены и гарантированы: свободы совести, слова, собраний, союзов и неприкосновенность личности и собственности. 3) Был реализован принцип равенства всех перед законом. В связи с этим сменился состав элиты общества. Место титулованной аристократии заняли предприниматели-буржуа. Революции таким образом смели преграды на пути развития капиталистических отношений и становления индустриального общества. Они уничтожили в этих странах основы традиционализма – авторитарный политический режим, сословный строй, натуральнее хозяйство, явившись мощнейшим инструментом модернизации.

2. 1) Необходимость воплощения в жизнь очередного «догоняющего» и даже «обгоняющего» модернизационного проекта возникла в результате кризиса НЭПа в конце 1920-х гг. Партийное руководство провозгласило ее выдвинув программу «форсированного строительства социализма». «Форсированный» характер этого проекта объяснялся ускорившимся развитием стран Запада, перешедших к автоматизированным конвейерно-поточным технологиям производства и враждебным внешним окружением. В противостоянии с ним могло помочь только технико-экономическое превосходство СССР. Целями «форсированного строительства социализма» провозглашались: достижение технико-экономической независимости от Запада, создание передовых механизированных мощных вооруженных сил, ликвидация «эксплуататорских» классов и рост жизненного уровня трудящихся. Модернизация, проводившаяся по плану и под руководством партийно-государственного вождя – И. В. Сталина, включала в себя следующие процессы: 1. Коллективизацию. а) Причины: необходимость перекачки средств из аграрного сектора экономики в промышленный, для нужд форсированной индустриализации, а так же ликвидации частного сектора в сельском хозяйстве. б) Сущность: обобществление основных средств производства в крестьянских хозяйствах и образование вместо них крупных аграрных хозяйств – «колхозов» и «совхозов», основной задачей которых фактически была сдача государству твёрдо установленных объёмов сельхозпродукции по низким ценам (намного меньше себестоимости). в) Методы: а. «Раскулачивание» - репрессии и конфискация имущества у наиболее зажиточной части крестьянства. Это мероприятие преследовало 2 цели: укрепить материальную базу колхозов за счёт имущества кулаков и запугать крестьянство не желавшее идти в колхоз. б. «Административный нажим» (присылка «25-и тысячников», кредитно-налоговые меры, прямое насилие). г) Темпы. Они с самого начала были ориентированы на насилие и принуждение. За 1929-1932 гг. была коллективизирована большая часть крестьянских хозяйств. д) Итоги. Закончившаяся к 1937 г. коллективизация позволила решить проблему обеспечения индустрии средствами, сырьём и рабочей силой, увеличила возможность внедрения в деревне современных агротехнических средств. Однако падение заинтересованности в результатах труда привело первоначально к уменьшению производства сельхозпродукции и утере крестьянством чувства «хозяина земли».

Билет №14


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: