Тема 14. Педагогическое общение: понятие, структура, функции

Основные понятия. Педагогическое общение, структура, функции.

Содержание темы.

Коммуникативная деятельность учителя как ключевой компонент в структуре педагогической деятельности (Н.В Кузьмина). Подходы к определению педагогического общения (А.А. Леонтьев; В.А. Канн-Калик; И.А. Зимняя; А.А. Реан и Я.Л. Коломинский) Педагогическое общение как разновидность профес-сионального общения. Особенности и функции педагогического общения (ин-формационная, социально-перцептивная, интерактивная, побудительная, аффективная, самопрезентации, организационная, контрольно-оценочная). Уровни педагогического общения (микро-, мезо- и макроуровень).

Структура педагогического общения (по А.К. Марковой и В.А. Канн-Калику) и краткая характеристика его основных компонентов (прогностический этап, "коммуникативная атака", управление общением, анализ осуществленных действий).

Барьеры педагогического общения и пути их преодоления.

Условия эффективности педагогического общения. Общительность педагога. Установки учителя по отношению к отдельным детям и их группам. Уровень понимания учащихся педагогом, развитие эмпатии во взаимоотношениях с детьми. Надежность учителя как коммуникатора.

Тема 15. Стили педагогической деятельности и общения

Основные понятия. Стиль деятельности. Стили общения.

Содержание темы.

Понятие о стиле педагогической деятельности и общения. Классификация стилей педагогического общения: по стилю руководства (авторитарный, авто-ритетный и попустительский); по педагогической направленности (активно-положительный – активно-отрицательный); по особенностям самоконтроля (интеллектуальный, волевой, эмоциональный). Стили педагогической деятель-ности по А.К.Марковой и Т.В.Никоновой (рассуждающе-методический – эмо-ционально-импровизационный). Факторная модель стилей педагогического общения по А.А. Коротаеву и Т.С. Тамбовцевой (жесткий, мягкий и гибкий) и их характеристика. Полисистемный подход к анализу стилей педагогического общения. Адаптивная и развивающая модели развития стиля педагогического общения (по А.Г. Исмагиловой). Влияние стиля общения и деятельности учите-ля на психическое развитие учащегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: